9 апреля 2012. Дарья Першина. Участники общественного движения Владивостока "Народный Десант" освободили заброшенное Моргородское кладбище от мусора и следов вандализма. В акции "Десант Памяти" 7 апреля приняли участие потомки похороненных на кладбище людей, а также друзья их семей. Теперь могилы легендарных для Владивостока личностей можно посещать без чувства стыда за отношение современных жителей города к родной истории и памяти предков, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
На Моргородском кладбище Владивостока похоронены многие известные и даже легендарные личности, среди которых – Раиса Полутис, первая жительница Владивостока, удостоенная звания "Мать-героиня". В марте этого года в ее честь была установлена мемориальная доска на улице Верхнепортовой, 9-а.
Корр. РИА PrimaMedia встретился с внучкой Раисы Алексеевны Маргаритой Афанасьевой, которая рассказала о судьбе своей удивительной бабушки и ее семьи. В этой истории можно видеть и характерные черты того времени, в котором довелось жить Раисе Полутис, и силу личности этого удивительного человека.
Все, кого оберегала она своей заботой и любовью, становились счастливыми людьми и настоящими гражданами своего Отечества.
Жена капитана дальнего плавания
"Бабушка родилась 8 марта 1892 года в с. Слюдянка Иркутской области, отец ее был русский казак, мать – бурятка, школьная учительница, - рассказывает Маргарита Афанасьева. - У них родилось две дочери - Раиса и ее младшая сестра Юля. Девочки закончили школу первой и второй ступеней, выучились на поваров и уехали вместе на Дальний Восток.
Во Владивостоке юные девушки устроились работать в Мореходное училище, где вскоре Раиса Алексеевна познакомилась со своим мужем Иваном Михайловичем Полутисом - капитаном дальнего плавания.
Ивану Михайловичу было выделено жилье на улице Нижнепортовой. Квартира располагалась в трехэтажном здании, предназначенном для тружеников порта. В семье Полутисов родилось десять детей – шесть сыновей и четыре дочери".
Приемный сын "Мусеньки"
В 1929 году, когда семья переехала на улицу Верхнепортовую, Полутисы взяли к себе ещё одного мальчика, - продолжает внучка Раисы Алексеевной. – Бабушка не смогла пройти мимо несчастного ребенка, одиноко сидевшего на улице. Как оказалось – это был соседский мальчишка. Его мать осудили по статье "Несуны". Знаете, раньше ведь так часто было: взял с завода какой-то шуруп или краску, поймали на проходной – и отправили в лагерь, по уголовной статье. Отец мальчика несчастья не выдержал и запил, и ребенок стал никому не нужен. Полутисы приняли его в свою семью как родного.
Все дети называли бабушку ласково – "Мамусенька", а мальчишка просто отбросил первый слог и стал звать ее "Мусенька".
С легкой руки приемного сынишки так стали называть Раису Алексеевну все родственники, друзья, знакомые. Многие даже и не знали ее настоящего имени. Просто – "Мусенька".
Первые в Приморье Матери-героини. Автор: из семейного архива М. Афанасьевой
Семейная команда
Восемь детей Матери-героини – участники Великой Отечественной войны.
"Самый старший сын, Алексей, служил на ледоколе "Красин". Туда он взял юнгой младшего брата Ревмира. Кстати, на том же судне служили ребята, которых он познакомил со своими сестрами, - будущие зятья бабушки. Бог уберег их всех, все ребята – и братья, и зятья - остались живы. Среди этих зятьев был и мой отец, - рассказывает внучка Раисы Алексеевны.
- Папа получил медаль за отвагу - за то, что вывел судно из "огненного пятна". Он тогда служил на "Таганроге", с которого сбили "камикадзе". Баки на самолете были разбиты, загорелись, и мазут начал расплываться – все могло взлететь на воздух, а ведь Владивосток тогда был фактически деревянным – города бы просто не стало! Однако за подвиг отец чуть не поплатился свободой. Всю палубную команду арестовал НКВД – за то, что начали действовать, не дождавшись распоряжения сверху. Просидели в неведении несколько дней. Думали: "неужели мы сбили самолет союзника?".
Ну, а позже были представлены к специальным наградам.
Один из сыновей, Эдуард, погиб в 1945 году в Польше - на боевом посту, от руки бандита. Его имя высечено на Доске Памяти, расположенной у подводной лодки С-56 во Владивостоке.
Приемный сын Владимир окончил Казанское летное училище, участвовал во многих вылетах. Остался в живых, дослужился до генерала.
В 1941 году в возрасте 18 лет была призвана на фронт дочь бабушки – Магдалена. Она попала на корейскую границу и осуществляла связь штаба, за что была награждена. Скончалась она в 1971 году в возрасте 48 лет.
Самая младшая дочь – Святослава - в 15 лет пошла в мастерскую ТОФ, где шили все обмундирование морякам. Оттуда бегала в вечернюю школу. Она была работником тыла.
Бабушка умерла в 1958 году. Она похоронена на Моргородском кладбище в Первореченском районе Владивостока. Там же покоятся и ее дочка с мужем".
Раиса Полутис вырастила 10 своих и одного приемного ребенка. Автор: из семейного архива М. Афанасьевой
Акция "Десант памяти" на Моргородском кладбище объединила сотни неравнодушных жителей города.