Интерес к востоку: лекция о портретной живописи Поленова прошла во Владивостоке

Приморцев знакомят с творчеством великого русского живописца и его семьи
Афиша
Интерес к востоку: лекция о портретной живописи Поленова прошла во Владивостоке
Лекция о биографии и творчестве В. Поленова
Фото: ИА PrimaMedia

16 марта. В Приморской картинной галерее состоялась лекция "Портретная живопись Василия Дмитриевича Поленова" (12+) в рамках выставки, посвященной 180-летию со дня рождения художника. Слушатели узнали интересные аспекты биографии живописца и познакомились с особенностями его техники. На мероприятии побывал корр. ИА PrimaMedia.

В залах Приморской картинной галереи четвертый месяц работает выставка "Василий Поленов. Семья художников" (12+), приуроченная к 180-летию со дня рождения живописца. По оценке галереи, ее посетило уже около 10 тысяч человек. Выставка раскрывает масштаб личности и таланта Василия Поленова не только как художника, композитора, архитектора, литератора, воспитателя и педагога, но и как образец истинного хранителя семейных ценностей, национальных русских традиций. Проект включает масштабную культурно-просветительную программу: концерты, на которых звучат музыкальные произведения Василия Поленова; сеансы показа диорам художника; мастер-классы для детей и взрослых; увлекательные лекции от сотрудников галереи; уникальные экскурсии и лекции от правнучки Василия Дмитриевича — Натальи Поленовой.

На одной из лекций побывал наш корреспондент. Лектором выступила младший научный сотрудник научного просветительского отдела Приморской картинной галереи Елизавета Домбраускайте

Посетители узнали о личности самого художника. Василий Дмитриевич Поленов происходил из творческой семьи. Его мама — Мария Алексеевна, увлекалась живописью, графикой и другими видами искусств на любительском уровне. Слушателям были представлены ее работы, такие как "Портрет грузинки", "Мальчик в розовой рубашке" и т.д. От нее Поленову передалось трепетное отношение к проработке деталей, акцент на выразительности взгляда и чертах лица. 

Его сестра-близнец Вера Хрущева была общественным деятелем, литератором. К слову, именно ее портрет открыл лекцию. На его примере Елизавета Домбраускайте рассказала о преимущественном акцентировании внимания на лице портретируемого. Остальные части тела Хрущевой кажутся менее трепетно прописанными. Помимо этого, на портрете Веры, как и на многих других портретах женщин и детей Поленов выделяет лицо молочными, практически фарфоровыми тонами на сливающемся в единую темноту фоне.

В своих сюжетах художник любил писать людей, принадлежащих к определенным этническим группам. В большинстве своем, это были восточные народы — черногорцы, евреи, османы и другие. В пример были приведены работы "Тивериадский еврей", "Черногорка", "Черногорец", "Соловей в беде (Стрекоза)", "Одалиска" и другие. 

Лекция о биографии и творчестве В. Поленова. Фото: ИА PrimaMedia

Уважал он и традиции товарищества передвижных художественных выставок, которые любили изображать крестьян, крестьянский быт. Одна из эмоционально насыщенных работ — "Сказитель былин Никита Богданов". На этом полотне изображен мужчина в ободранной одежде и со смурным лицом.

"Интересно то, что этот портрет можно назвать психологическим, потому что он достаточно сложный. Ветхая одежда на мужчине выдает его крестьянское происхождение. Его лицо смуглое, в морщинках. И оно дает зрителю понимание, что этот человек прожилдостаточно трудную жизнь и не был обласкан судьбой", — поделилась лектор.

Со студенческих лет Василий Поленов близко дружил с Ильей Репиным, даже писал его портрет, который также был представлен во время лекции. 

К слову, о студенческих годах: преподавателем, который стал для Поленова наставником, был Павел Чистяков, и именно у него первый научился многим приемам в жанре портрета:

"Он говорил, что перед тем, как начать писать работу, нужно хорошо подумать. А когда начинаешь писать, не надо спешить. Павел Чистяков учил своих студентов тому, что в портретах они прежде всего должны обращать внимание на глаза, нос и губы, а с особым вниманием писать именно их", — отметила Елизавета.

Посетителям были представлены некоторые работы Чистякова, такие как "Джованинна", "Старушка в шале" и другие.

"Василий Поленов получил звание народного художника в 1926 году. Прожил он долгую и насыщенную жизнь, 83 года. И вот как раз таки в конце своего жизненного пути, он сформулировал свое кредо. Он сказал, что "искусство должно доставлять счастье и радость, иначе оно ничего не стоит", — отметила в завершение лекции Елизавета Домбраускайте. 

Смотрите полную версию на сайте >>>