Рассказы о художниках. Илья Бутусов. Этюды по памяти

Авторский проект обозревателя ИА PrimaMedia Александра Куликова
Илья Бутусов
Фото: ИА PrimaMedia

PrimaMedia, 20 марта. В прошлый раз обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов вспоминал приморских художников, встреча с которыми произвела на него большое впечатление и которые, к сожалению, уже ушли от нас. Сегодняшние "Рассказы о художниках" основаны на беседе с председателем Правления Приморского краевого отделения Союза художников России Ильей Бутусовым. Итак, "Этюды" по памяти" — о времени и о себе, о тех, кто учил, и о тех, с кем учился, о тех, кто бы когда-то рядом, и о тех, кто рядом сейчас.

СПРАВКА. Бутусов Илья Иванович. Родился 25 ноября 1963 года в поселке Усть-Нера Якутской АССР. Образование: художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института, Хабаровск (1981-1984); художественный факультет Дальневосточного государственного института искусств, Владивосток (1992). С 2007 — член ВТОО "Союз художников России". Произведения в коллекциях: Дальневосточный художественный музей (Хабаровск), Приморская государственная картинная галерея (Владивосток), Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Государственный художественный музей провинции Хэйлунцзян (Харбин, КНР), Музей современного русского искусства (Харбин, КНР), Музей искусств (Пекин, КНР) и т.д., в коллекциях художественных галерей и в частных собраниях в России и за рубежом.

Perigrinatio est vita ("Жизнь — это странствие")

Илья Бутусов родился в Оймяконе. Точнее, в поселке Усть-Нера Оймяконского района Якутской АССР, расположенном при впадении реки Неры в Индигирку, которая в старину считалась главной транспортной артерией "Юкагирской землицы", территории первых русских поселений XVII-XVIII веков на северо-востоке Якутии. Ну а в ХХ веке в районе Усть-Неры располагался один из пунктов знаменитого Дальстроя, Колымской трассы. От сталинских лагерей там, естественно, ничего не осталось. И слава Богу!

Название "Оймякон" крепко связано в нашем сознании с понятием северного полюс холода. И тут, конечно, было бы уместно порассуждать, как это отразилось на творчестве Бутусова, провести этак ненароком параллели с творчеством Рокуэлла Кента, который рисовал американский Крайний Север, сочетая реалистическую манеру с романтическим символизмом. Но это может завести нас в такие дебри!..

Хотя именно с северных пейзажей начался интерес Бутусова к живописи. Произошло это в Магадане, куда потом переехала семья.

— В Магадане я ходил в школу, занимался спортом — плавал кролем в школе олимпийского резерва. А потом спорт мне надоел, и я стал заниматься чем попало. И вот тогда мама пристроила меня в художественную школу. А художественная школа в Магадане была, в основном, таким сборищем магаданских мажоров — детей партийных секретарей и других начальников. Мне там было скучновато, но тут в училище появился сын магаданского художника Попова, и мы с ним как-то сошлись. А потом и с его отцом, Петром Степановичем, — вспоминает Илья Бутусов.

(Петр Степанович Попов (1929 — 2014) — советский, российский художник; Заслуженный художник Российской Федерации. Работы Попова находятся в так называемом золотом фонде краеведческого музея города Магадана, в дирекции выставок Художественного фонда Российской Федерации, в Магаданской областной научной библиотеке имени А. С. Пушкина, в многочисленных частных коллекциях). 

— Тогда такие маленькие этюднички делали, и вот мы брали их и отправлялись на короткие этюды, где-то на полчаса. И мне стало интересно. Я всегда рисовал хорошо, а тут меня просто зацепило. Когда я учился в девятом классе, вообще не знал, чего я хочу, то ли маркшейдером стать, как многие в Магадане, то ли еще кем-то. А вот к концу школы я понял, что хочу быть художником, — продолжает Илья Бутусов.


На выставке картин Ильи Бутусова. Фото: Елена Горбова, специально для ИА PrimaMedia

Потом была учеба в Хабаровском педагогическом институте, на художественно-графический факультет. И первое разочарование. "Мне и сейчас кажется, что это было заведение, которое не имело никакого отношения к художникам. Конечно, в Хабаровске много классных художников, таких, как Владимир Хрустов, например. Но, как мне кажется, они стали такими вопреки образовательному процессу, в бόльшей степени самостоятельно, ну и когда потом ездили на академическую дачу" (Илья Бутусов).

К вопросу о том, где лучше учиться, там, где довелось родиться, или там, куда стремились те самые чеховские три сестры (как вариант — Санкт-Петербург).

Как-то Илья Бутусову довелось разговаривать на выставке "Сны Сибири" (12+), проходящей в мезее имени Арсеньева, со всемирно известным скульптором, художником-графиком, ювелиром и дизайнером Даши Намдаковым, родившимся в Читинской области. Сначала он попытался поступить Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года, но не прошел по конкурсу, потом, когда уже учился на скульптора в Красноярском государственном художественном институте, у него появилась идея махнуть в Питер, поскольку тамошнее художественное образованиепо идее, дает художнику больше. Но решил, что это ему не надо. И сейчас он благодарен судьбе, что не поехал. Получил азы в Красноярске, а дальше — уже сам.

Этюд первый. Даши Намдаков. "Удачливое солнце"

Даши Намдаков (полное имя — Дашинима, по-бурятски Даши Нима — "Удачливое солнце") родился в бурятском селе Укурик. Семья скульптора принадлежит к древнему роду кузнецов-дарханов "дархатэ", из которого выходили лучшие ювелиры, мастера и художники.

До семи лет Даши не говорил по-русски. Как он сам вспоминал, у него был полноценный богатый мир, насыщенный всевозможными духами, животными и существами. Когда Даши пошел в школу, ему сказали: "Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение".


Даши Намдаков во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia

"И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает; всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине", — так сказал Даши.

Учась в интернате, Даши находился в постоянной глубокой депрессии из-за строгой дисциплины, царившей в учебном заведении. У него развилось тяжелое заболевание желудка, он перенес четыре операции, но они не помогли. Вылечила Даши шаманка, проведшая сложный обряд. Она же и объяснила, что болезнь является платой за разрыв связей с природой. И это оказало влияние на его последующее творчество. А оно у Даши очень разнообразно. Он работает в технике художественного литья и ковки и в смешанной технике. Делает скульптуры, ювелирные изделия и гобелены, занимается графикой.

30 июля 2008 года мастерскую скульптора обокрали, причем унесли не только ювелирные изделия, но и формы для их изготовления. За одну ночь вынесли всё, что было наработано за 5 лет.

18+
© 2005—2025