Девятый круг ада. Чеховская Чайка в постановке Руденка в театре ТОФ

Первый премьерный показ спектакля по культовой пьесе приурочили к Международному дню театра - 27 марта
Девятый круг ада. Чеховская Чайка в постановке Руденка в театре ТОФ
"Чайка" в театре ТОФ (афиша)
Фото: ИА PrimaMedia

24 марта. В драматическом театре Тихоокеанского флота Министерства обороны РФ — долгожданная премьера. Известный во Владивостоке режиссер Сергей Руденок поставил чеховскую "Чайку" (12+), причем перенес события культовой пьесы Антона Павловича, 165-летие со дня рождения которого мы отметили 17 января этого года, в девятый круг дантовского Ада, на берега озера Коцит, принявшего в свои ледяные воды предателей всех мастей начиная с Люцифера, Иуды Искариота, Брута и Кассия (убийц Юлия Цезаря) и заканчивая, надо полагать… Константином Треплевым (?), главным протагонистом всей этой истории про "чайку, погубленную лихим человеком". Так ли это, на пресс-конференции, приуроченной к премьере, Сергей Руденок загадочно не подтвердил, предложив поискать ответы на все вопросы непосредственно на спектакле, сообщает журналист ИА PrimaMedia Александр Куликов.

Как принято сейчас делать в ряде театров Владивостоке, перед пресс-конференцией журналистам, блогерам и инфлюэнсерам (самоназначенным ЛОМам) показали фрагмент из предстоящей премьеры. Обычно это — начальный эпизод спектакля. Руденок решил пойти другим путем и начал с конца. Присутствующие в зале увидели финальный эпизод "Чайки" с объяснениями Нины Заречной (Лилия Коломейцева) и Константина Треплева (Евгений Шакиров), там, где Нина дважды называет себя чайкой, вспоминает о "людях, львах, орлах и куропатках, рогатых оленях, гусях, пауках, молчаливых рыбах и т.д.", признается в не проходящей, а, наоборот, усиливающейся любви к беллетристу Тригорину Борису Алексеевичу, а Костя Треплев, выслушав смятенные речи Заречной, в смятении чувств уходит в боковую дверь и стреляется (а, может, и нет — звука выстрела мы не услышали). Третий участник фрагмента — дядя Треплева Сорин Петр Николаевич (Денис Фить) в это время подремывает под пледом, сидя в инвалидном кресле. Но потом его вообще куда-то увозят, вероятно, за кулисы. Происходит всё это на фоне "ледяных" декорацией, придуманных и выполненных художником по костюмам и сценографом данного спектакля Екатериной Молчан.


Пресс-конференция по случаю предстоящей премьеры "Чайки". Фото: ИА PrimaMedia

Как оказалось, выбор фрагменты для показа был неслучаен. Именно этот эпизод лет 25 назад режиссер-постановщик спектакля Сергей Руденок, будучи тогда студентом Дальневосточной академии искусств (ныне вновь Дальневосточного института искусств), выбрал в качестве курсовой работы. С тех пор, по словам режиссера он неоднократно подступал к постановке "Чайки", но каждый раз появлялись какие-то другие планы. И вот звезды, как говорится, сошлись —руководство театра ТОФ захотело, чтобы в репертуаре появилась "Чайка".

— Я придумал достаточно оригинальное, на мой взгляд решение. Как известно, действие пьесы разворачивается на берегу озера. И я долго думал, что это за озеро. Потому что "Чайки" были разные. Это произведение поставлено огромное количество раз В России и по всему миру. И были реки, были и болота, и Бог знает что. Но вот что я увидел в этом озере. Это озеро Коцит. Дантовское озеро Коцит, где, вмерзшие в лед, торятся и мучаются души людей, которые поплатились за свое отступничество, предательство. Я хочу сказать сразу, такого решения не было никогда. Это 100%, — сказал Сергей Руденок по поводу главного решения постановки.

Вполне, надо сказать, обоснованное решение, учитывая характеристику, которую дал озеру один из персонажей "Чайки" доктор Дорн Евгений Сергеевич. "О, колдовское озеро!" — сказал он нежно Маше Шамраевой, которая, скорей всего, является его незаконнорожденной дочерью (что выясняется при внимательном и вдумчивом чтении пьесы). Колдовские, значит, в какой-то мере мистическое. К тому же в пьесе, написанной Костей Треплевым для Нины Заречной, должна состоятся последняя, решающая битва между вечной мировой душой и дьяволом…  

Конечно, каждый режиссер имеет право на свою трактовку классического произведения. Тем более что это многослойный Чехов, дающий много возможностей для различных интерпретаций. Лишь бы соблюдался баланс: режиссеру — режиссерово, а Чехову — чехово.

А то ведь как бывает?

Интерпретировал Лев Додин в Малом драматическом театре — Театр Европы (Санкт-Петербург) "Чайку" на свой манер: зацепившись за страсть Тригорина ловить рыбу, отправил героев на рыбалку, заставив их произносить диалоги и монологи, перепрыгивая с лодки на лодку и рискуя упасть прямо в воду, да и утопил, видимо еще на репетициях, Дорна, Шамраева и жену его Полину Андреевну. Пришлось их реплики потом распределять межу оставшимися на плаву героями.

А вот Руденок, судя по всему, словно последовал заветам Дорна, которые тот давал Константину Треплеву: "Изображайте только важное и вечное". Что ж, вот вам важное и вечное — девятый круг дантова Ада. Далее, если пройдешь этот уровень, — Чистилище.  

— Когда я начинал работать с "Чайкой" в театре ТОФ, то сразу сказал, что хочу сделать красивый, романтичный, волшебный чеховский спектакль. Спектакль именно в эстетике Чехова. Это не значит, что мы играем конец XIX века. Но хотелось бы, чтобы артисты вышли на сцену красиво, чтобы была красивая атмосфера. Ранее я поставил много всего в разных жанрах и стилях. И вот теперь захотелось сделать красиво. Для зрителя. Именно для зрителя. Потому что за последние 6 лет ко мне пришло осознание, что мы работаем для людей. Хотелось порадовать зрителей. Хотелось, чтобы зрители окунулись в некую красивую чеховскую атмосферу. И Катя (художник-постановщик спектакля Екатерина Молчан — А.К.) очень хорошо меня поняла, услышала и предложила именно такое решение — лед, камень, дерево, — разоткровенничался напоследок Сергей Руденок.

Смотрите полную версию на сайте >>>