Накануне, выступая перед журналистами, руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний сообщил, что транспортировка, в частности, замороженной красной рыбы, по Северному морскому пути будет развиваться и увеличиваться, передает РИА Новости.
"Безусловно, рыба будет доставляться Севморпутем. Или столько же, сколько в прошлом году, или в разы больше - 80-100 тысяч тонн (против 28 тысяч тонн в 2011 году). Попробовали - это выгодно, быстро и дешевле, даже при существующих сегодня расценках", - сказал Крайний.
Глава Росрыболовства напомнил, что в прошлом году два судна в сопровождении атомного ледокола успешно прошли с мороженой рыбой из Камчатки в Петербург, показав, что транспортировка рыбы таким путем не только осуществима, но и выгодна.
"Я полагаю, что в этом году потянутся и другие компании. Это оказалось не так уж рискованно. Сейчас дано поручение выработать совместно с "Атомфлотом" новые тарифы по перевозке рыбы", - отметил Крайний.
Оптимизм Крайнего не разделяют рыбопромышленники Приморья.
"Как патриот своей отрасли, я за то, чтобы из Приморья не было оттока, - заявил корр. РИА PrimaMedia генеральный директор ООО "Далькомхолод" Георгий Мартынов. - Выражу, как председатель, мнение членов Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, в которую входит и "Дальрыбпорт", и "Далькомхолод", и свое личное мнение. Мы не против развития Северного морского пути, но в том понимании, которое закладывали в него еще при основании. Главная его задача – снабжение северных территорий продукцией и товарами первой необходимости.
Важен СМП и геополитически – показать развитие страны. Можно для этого перевозить с Сахалина сжиженный газ, нефтепродукты. Я даже не против перевозки рыбопродукции. Но уверен, что правильнее будет использовать Северный морской путь для перевозки уже готовой рыбопродукции, переработанной на предприятиях Приморья. У нас есть условия для переработки.
В отрасли работают тысячи людей. Мы не можем их оставить без работы. Развивая СМП, мы тем самым подрываем демографическую и экономическую ситуацию в Приморском крае.
Ледовые года бывают разными. И у нас нет транспортных рефрижераторных судов усиленного ледокольного класса. Значит, этот путь небезопасен. Однажды может отказать, и тогда береговые предприятия не справятся с объемами. Надо помнить, что порты Приморья, а также железная дорога, строились специально для транспортировки рыбы в центральную часть России. Сейчас мы решаем вопрос о снижении на 50% проездного тарифа. И тогда вообще не придется воевать за тарифы с Атомфлотом. Нужно делать упор на развитие береговых мощностей, транспорт. Сейчас мы работаем на старых рефрижераторных вагонах.
Для экономики Приморского края везти Северным путем сырье – это вредно. И так много рыбы уходит на переработку за границу. Если мы лишим порты, например, лососевых, многие рыбохозяйственные предприятия просто умрут".
Справка: Северный морской путь (СМП) - кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по СМП расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль, или на 34%. Это уменьшает время в пути до 20 с 33 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток СМП оценивается в 50 млн тонн в год.