PrimaMedia, 8 июля. Авторитейл переживает непростые времена. Затоваривание складов на несколько месяцев вперед, снижение объема автокредитов и высокая ключевая ставка тянут вниз рынок новых автомобилей. Некоторые дилеры в Приморье, по словам источников агентства, оказались буквально на грани банкротства. Если падение продаж в 2025 году продолжится, то примерно 30 процентов компаний закончат год с убытками, прогнозируют в Ассоциации "Российские автомобильные дилеры", сообщает ИА PrimaMedia.
Падение спроса на автомобили последние месяцы достаточно закономерно в продолжение текущего кризиса, рассказали в Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД). Затоваривание складов на несколько месяцев вперед, снижение объема автокредитов и высокая ключевая ставка — главные факторы, влияющие на рынок. При стоимости предложения, достаточно высокой для среднего бюджета, вопрос доступности заемных средств становится критичным.
"Мы видим и снижение цен на некоторые модели, и пул скидочных акций от дилеров. Но низкая покупательская способность пока на этих весах перевешивает. В июле, скорее всего, падение продолжится, что подтверждает наш прогноз с ухудшением ситуации на рынке и необходимостью господдержки отрасли", — сообщил редакции исполнительный директор РОАД Игорь Чикин.
Ранее Ассоциация направила обращение в администрацию президента, правительство и министерство промышленности и торговли РФ. Авторы просили рассмотреть возможность принятия мер поддержки авторитейла, таких как включение продавцов и покупателей автомобилей в льготные государственные программы кредитования со ставкой не более 10 процентов годовых в рублях.
Если падение продаж в 2025 году продолжится, то примерно 30 процентов компаний закончат год с убытками. Это может привести к закрытию предприятий и потере до 150 тысяч рабочих мест, сообщала РОАД.
Для некоторых компаний в Приморском крае ситуация близка к патовой, делятся источники агентства, — ряд автосалонов оказался в "красной зоне".
"В Приморье картина рынка неравномерная, но так или иначе, кризисные тенденции испытывают все. Я знаю, что по крайней мере у трех дилерских центров ситуация очень тяжелая. Они буквально оказались на грани банкротства. У кого-то дела получше, продажи восстанавливаются, но до прежних объемов, конечно, далеко", — поделился один из источников редакции.
Сегодня ставки автокредитования достигают 35-40 процентов годовых. Так, Jaecoo J7, 2024 года выпуска за 2,7 млн рублей во Владивостоке можно приобрести в кредит от 65,5 тысяч рублей в месяц. И это с учетом скидок от дилера. Минимальные выплаты по кредиту за новый OMODA C5 2024 года — 55,5 тысяч рублей в месяц.
"В целом, высокой считается ставка 15 процентов и более, а сейчас — это запредельные показатели. Вектор на снижение ключевой ставки Центробанка добавил позитив, но надо понимать, что до стабильной ситуации еще далеко", — поясняет Игорь Чикин.
Порядка 50 процентов покупателей приобретают автомобили в кредит, отмечает руководитель отделка продаж СВО-Сервис (бренд CHERY в Приморье) Дмитрий Макарчук. "Рынок упал", — подтверждает он.
При этом, по словам дилеров, выгодная возможность приобрести автомобиль есть у приморцев, которые попадают под специальные кредитные программы (ставки в некоторых салонах стартуют от 0,01 процента годовых). Максимальные сроки рассрочки достигают семи лет. В борьбе за покупателя производители увеличивают глубину скидок и предлагают дополнительные бонусы клиентам.
Что касается стоимости, на фоне обострившейся конкуренции бренды сдерживают цены.
"Мы работаем с двумя брендами — CHANGAN и SOLLERS. Если говорить о CHANGAN, последнее поднятие цен было в январе, после очередного повышения ставок утилизационного сбора. С тех пор цены на автомобили 2024 года выпуска не менялись. Модели 2025-го года в Приморье наши китайские партнеры пока не завозили. Скорее всего, они будут дороже. Что касается SOLLERS, последнее поднятие цен было в мае, но совсем небольшое, порядка 50 тысяч рублей на каждый автомобиль", — рассказал руководитель отдела продаж CHANGAN/SOLLERS "Сумотори-Авто" Евгений Зимарёв.
По его словам, тяжело спрогнозировать очередное повышение цен, учитывая, что склады авторитейлеров затоварены. Особенно это характерно для Центральной России, где рынок сильно просел в марте-апреле.
"До нас эта волна дошла в мае. Спад был очень резкий — порядка 50 процентов. Июнь показал, что продажи восстанавливаются. Но когда будут распроданы складские запасы автомобилей 2024-го года, сказать не может никто", — прокомментировал Евгений Зимарёв.
В то же время объяснить непростую рыночную ситуацию только высокими ставками автокредитования нельзя, отмечают дилеры. Здесь сказываются и просевшая покупательская способность населения, и высокие проценты по банковским вкладам и депозитам, из-за которых многие приморцы отложили покупку автомобиля, и выгодный курс доллара, благоприятствующий вторичному рынку.
Стоимость предложения и доступность кредитов — взаимосвязанные проблемы автомобильного бизнеса, считает автоэксперт, специалист одной из сертификационных лабораторий Владивостока Денис Максименко. Курс доллара уже несколько недель не покидает узкий коридор 78-80 рублей. И на фоне сложностей официальных дилеров пробежные машины из Кореи и Японии стали привлекательнее для приморцев.
"Давайте посмотрим, как выросли цены с 2022 года. Автомобиль, который в 2022 году стоил 4,5 млн, сегодня стоит 8-10 млн. О дешевом сегменте говорить не приходится в принципе. Китайские бренды, которые после открытия дилерских центров во Владивостоке стоили 1,3 млн рублей, теперь продаются почти за 3 млн рублей. А большинство сделок все-таки совершается в бюджетной категории", — прокомментировал Денис Максименко.
За последние полтора месяца автоимпорт из Японии показал серьезный рост, сообщил эксперт. Особенно это касается дорогого сегмента автомобилей.
"Курс доллара опустился, и многие покупатели стали смотреть в сторону аукционов в Японии, учитывая, что дилерские центры не снижают цены в зависимости от курсовой разницы", — пояснил Денис Максименко.
Рынок стопроцентно оживится при ставке автокредитования ниже 15 процентов, считают собеседники агентства.
"Оживление будет точно. Особенно это касается лизинга, на который не распространяются выгодные кредитные продукты с минимальной ставкой", — считает Евгений Зимарёв.
Когда будут достигнуты приемлемые показатели, прогнозировать сложно. По сценарию Центробанка, в 2026 году ключевая ставка составит 13-14 процентов, в 2027 — 7,8-8,5 процента. Обычно рыночная ставка кредитования — это минимум плюс 3 процента к ключевой. Соответственно, если сценарий регулятора окажется реалистичным, только в 2027 году приморцы смогут оформить автокредит без скидок и бонусов со ставкой ниже 15 процентов годовых.
Отметим, что падение рынка подтверждает и статистика Минпромторга. По данным министерства, за 6 месяцев 2025 года продажи "легковушек" в России просели на 26 процентов. Рынок новых автомобилей упал на 31 процент по отношению к аналогичному периоду прошлого года, составив 101 тысяч единиц.