PrimaMedia, 29 октября. Федеральная сеть книжных магазинов "Читай-город" и страховая компания "Росгосстрах" выяснили, каких реальных рисков больше всего боятся россияне, как литература помогает ли литература справляться с тревогой и от чего они хотели бы застраховаться в первую очередь. Оказалось, что главным страхом для 45% респондентов стали стихийные бедствия, а больше половины опрошенных отмечают чтение триллеров и хорроров как инструмент для психологической разгрузки.
Совместное исследование показало, что самые популярные жанры, дающие "острые ощущения" — это триллеры, хорроры (41%) и детективы (38%). При этом 34% опрошенных признались, что после прочтения страшных историй у них ненадолго возникали страхи, а для 28% этот эффект зависел от мастерства автора.
Помимо стихийных бедствий, в топ-5 самых распространенных фобий вошли:
Любопытно, что классические "хоррор-страхи" — монстры и паранормальные явления — оказались в аутсайдерах, набрав лишь 9%. Это говорит о том, что россияне куда больше тревожатся о реальных, а не вымышленных угрозах.
Основной стратегией борьбы со страхами для подавляющего большинства респондентов (67%) стала повышенная осторожность и внимательное отношение к окружающему миру. Каждый пятый (21%) отметил, что использует опыт персонажей хорроров, чтобы понимать, каких рисков следует избегать в жизни.
Финальный вопрос исследования был гипотетическим: если бы можно было гарантированно застраховать себя от любого одного риска, что бы вы выбрали? Абсолютным лидером (44%) стало страхование здоровья близких. Это ярко демонстрирует, что главной ценностью и источником тревоги для людей являются не материальные блага, а благополучие родных и друзей.
Другие популярные варианты ответов:
Методология:
В основу методологии исследования легла выборка, проведенная в конце сентября — начале октября 2025 года, в котором приняли участие 800 пользователи из разных городов России. Респондентам было предложено ответить на вопросы через Яндекс.Формы (18+), затем данные были проанализированы силами аналитиков компаний. При подсчете использовалась пропорция, в которой все респонденты принимались за 100%. Пользователям были предложены как готовые варианты ответов, так и возможность добавить свои в графе "Другое".