Таможня начала доначислять утильсбор за иномарки, давно ввезенные из Армении

Сотни автовладельцев оказались с долгами, превышающими стоимость их машин
Таможня
Фото: Александр Шепырев, ИА UssurMedia

Владельцы автомобилей, ввезенных из Армении, столкнулись с массовыми требованиями от Федеральной таможенной службы (ФТС) доплатить утилизационный сбор. Суммы доначислений часто в разы превышают стоимость самих машин, а к долгу добавляются гигантские пени. Autonews.ru разбирается, почему сложилась такая ситуация и есть ли у автовладельцев шанс оспорить претензии.

Проблема затронула сотни россиян, которые легально купили в Армении в основном подержанные автомобили для личного пользования и так же легально поставили их на учет в России. Изначально при оформлении они платили утильсбор, составлявший 5200 рублей. Теперь люди получают от таможни предписания с требованием доплатить сотни тысяч рублей. По словам члена совета "Авто Союза" Сергея Шубина, суммы доначислений начинаются от 350–400 тысяч рублей и могут достигать 3 млн рублей.

Один из автовладельцев рассказал, что его многодетная семья неожиданно стала должником на 700 тысяч рублей. Другим доначисляют еще больше. К примеру, еще одному автовладельцу, купившему машину за 343 тысячи рублей, выставили требование на 1,27 млн рублей, плюс пеню в 970 тысяч рублей.

По мнению таможни, изначально утильсбор был уплачен автовладельцами неверно. Речь идет о машинах, ввезенных в Армению из третьих стран до 2020 года. После присоединения Армении к Таможенному союзу действовал переходный период. ФТС теперь считает, что на эти автомобили нельзя было применять льготный коэффициент для личного транспорта, а нужно было платить по полным ставкам. Кроме того, претензией часто становится отсутствие у автовладельцев свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), которое для многих подержанных машин и не требовалось.

Автоюрист Лев Воропаев пояснил, что с точки зрения закона у таможни есть право в течение трех лет проверять правильность уплаты утильсбора и доначислять его.

"Действительно, постановление правительства № 1291 и сложившаяся практика предоставляет таможне право в течение трех лет довзыскивать недоплаченный размер утилизационного сбора, поэтому в этой части вряд ли что-то будет изменено", — отметил юрист.

Однако Воропаев видит возможность оспорить начисленные пени, особенно если в ошибке виноваты сами таможенники, которые изначально приняли документы и списали сбор. Он также указал на частые изменения в законодательстве, которые путают и граждан, и чиновников. "К примеру, служба, не разобравшись в полном объеме, начинает доначислять утильсбор на автомобили, произведенные на территории Казахстана", — привел он пример в беседе с Autonews.

Транспортная прокуратура Краснодарского края уже выявила факты ненадлежащей проверки документов должностными лицами таможни. В адрес начальства было внесено представление.

В сообщении надзорного ведомства указано, что проверка показала: таможенные пошлины при ввозе в Армению были уплачены не по единым ставкам ЕАЭС. Также у владельцев отсутствуют свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС). Эти обстоятельства, по мнению ведомства, означают, что автомобили не соответствуют критериям транспортных средств для личного пользования (ТСЛП). Следовательно, у автовладельцев нет права на льготный коэффициент в 5200 рублей.

Как пояснил юрист Воропаев, в сложившихся обстоятельствах гражданам можно попробовать побороться за начисленные пени в суде, однако отменить само доначисление утильсбора будет проблематично.

Смотрите полную версию на сайте >>>