PrimaMedia, 4 декабря. Полгода без выходных, тысячи километров от родных, в замкнутом пространстве с людьми, которым в критический момент нужно будет доверить свою жизнь. Так выглядит будничная реальность космонавтов — профессии, о которой обычно говорят с небывалым интересом и восхищением. В этот раз редакцию ИА PrimaMedia посетил человек, который знает обо всех испытаниях не понаслышке. Известный российский космонавт, первый в мире учёный — командир космического корабля, Герой Российской Федерации Сергей Рязанский приехал во Владивосток, чтобы принять участие в деловом мероприятии "Бизнес-Фест" Сбера (18+) — форуме, который собрал более 3 тысяч предпринимателей со всего Дальнего Востока, но смог уделить время и нам.
В беседе эксперт рассказал, почему выступает перед бизнес-сообществом, разобрал типичные киноляпы в именитых работах и объяснил, что в действительности происходит с человеческим организмом в невесомости.
Справка: Сергей Николаевич Рязанский родился 13 ноября 1974 года в Москве. Российский космонавт-испытатель отряда Роскосмоса, Герой Российской Федерации и первый ученый-командир космического корабля. Он совершил два космических полёта общей продолжительностью 305 суток, четыре раза выходил в открытый космос, проведя за бортом станции в сумме 27 часов 35 минут. С 2014 года Рязанский преподаёт в бизнес-школе "Сколково". Сегодня он востребованный лектор, мотивационный спикер и популяризатор науки. В этом году космонавт осуществил ещё одну мечту — поднялся на Эверест, добавив к своим достижениям покорение высочайшей вершины мира.
Разумеется, во время встречи коллектив ИА PrimaMedia большое внимание уделил реальной жизни космонавтов — тем самым "закулисным" подробностям, о которых в публичном пространстве нередко ходит масса заблуждений. Сергей Рязанский развенчал самые популярные мифы: например, что космонавты питаются исключительно из тюбиков, а экипажи якобы подбирают с учётом психологической совместимости.
Еще одним открытием стало то, что Международная космическая станция (МКС) буквально "живая": она щёлкает, хлопает, вибрирует, постоянно издаёт разнообразные звуки. Тишины в этом пространстве нет, поэтому космонавты спят в наушниках с шумоподавлением.
Самое первое, чему, по словам гостя, должен научиться космонавт, — это постоянно учиться. И не образно, а буквально: за первые два года подготовки приходится сдавать более 150 экзаменов и зачётов.
Сергей Рязанский в гостях у ИА PrimaMedia. Фото: Яна Гайдук, ИА PrimaMedia
"Космонавты полностью взаимозаменяемы: мы обязаны знать всё. И это, наверное, самое главное", — отметил Сергей Рязанский.
Будущие члены экипажа осваивают самые разные навыки. Сергей Рязанский, к примеру, помимо управления работой экипажа умеет программировать, проводить хирургические операции и выполнять научные эксперименты. Одним из серьёзных испытаний на стрессоустойчивость становятся парашютные прыжки. На счету Рязанского — 753 прыжка. Каждые сборы, признаётся он, страшны, как первый раз: по шесть дней в неделю приходится совершать по 6–8 прыжков. К концу программы это входит в привычку, но сначала страх берет свое. Космонавт объясняет это особенностями психики — во время прыжков "отключается" долговременная память, и каждый новый раз организм воспринимает как первый.
При этом привыкнуть к невесомости, по словам гостя редакции, проще, чем вернуться домой. Во время полёта позвоночник растягивается: космонавт "вырастает" на 5−8 сантиметров, а после возвращения на Землю тело снова возвращается в прежнее состояние. Процесс болезненный, но неизбежный, и к нему приходится просто привыкнуть, отметил Герой РФ.
"С посадкой полёт не заканчивается, начинается жёсткое восстановление, — объяснил Сергей Рязанский. — Причём, как врачи говорят, сколько ты летал, столько ты и восстанавливаешься. Каждый день — работа над собой, чтобы вернуться в норму".
Как отметил собеседник, находиться в изоляции не так уж сложно, если постоянно быть занятым работой. У космонавтов действительно плотный график — полгода без выходных. При этом нестандартные ситуации в космосе случаются очень часто: одни из них масштабные, другие кажутся незначительными. Так, например, Сергей Рязанский застал момент, когда 70% станции оказалось обесточено. Ему также пришлось участвовать в хирургической операции на коллеге, который находился в состоянии болевого шока.
Несмотря на экстремальные условия, важное место в таких миссиях отводится психологической поддержке. Специальная команда специалистов заранее изучает интересы каждого космонавта: что ему нравится читать, какие передачи или спорт он предпочитает. На основе этих данных экипажу отправляют новые книги, аудиозаписи, трансляции спортивных матчей. Помимо этого, организуются регулярные созвоны с родными.
На вопрос из разряда "Забавное" — есть ли у космонавтов инструкции на случай встречи с инопланетянами — Сергей Рязанский ответил, что ничего подобного нет. Однако выход из такой ситуации все же предусмотрен.
"У нас есть большой Кодекс поведения астронавтов Международной космической станции, ну и там всякие правила. Там есть одна интересная фраза, которую мой приятель-бизнесмен для своих сотрудников распечатал и в офисе повесил: "В случае непредвиденных обстоятельств действуйте по обстоятельствам". Думаю, это тот самый случай", — отметил он.
Сергей Рязанский в гостях у ИА PrimaMedia. Фото: Яна Гайдук, ИА PrimaMedia
В 2014 году Сергея Рязанского впервые пригласили выступить перед бизнесменами. Эта первая лекция положила начало новому направлению в его деятельности. Командная работа и личная эффективность, — такие темы актуальны не только в космосе, но и в бизнес-среде.
"Ты не выбираешь тех, с кем тебе лететь. А ведь от этих людей может зависеть твоя жизнь. Летаем мы по полгода, а толщина стенки космической станции полтора миллиметра, то есть ты живешь в состоянии постоянной опасности для жизни. Поэтому приходится выстраивать отношения с коллегами так, чтобы они были сбалансированные", — поделился Сергей Рязанский.
Удачная лекция стала отправной точкой для дальнейшего развития бизнес-направления Рязанского. Вскоре его пригласили преподавать в бизнес-школу "Сколково", где он стал проводить регулярные занятия, делая параллели между космосом и бизнесом. По словам самого космонавта, поначалу это было что-то совершенно новое, но постепенно он втянулся, и лекции стали не просто выступлениями, а полноценным инструментом передачи опыта.
"На самом деле я рассказываю про космос — провожу параллели между работой в космосе и работой современного бизнеса здесь, на Земле, современной жизнью в целом. Мы живем в постоянном стрессе, работаем часто не с теми, с кем хотим, не выбираем нашу команду, можем дойти до эмоционального выгорания. Космонавтика помимо красоты и романтизма еще хороша тем, что в ней сочетаются все факторы: интенсивная работа, стресс, опасность для жизни… И самые лучшие методики, как с этими сложностями справляться, которым нас обучают, применимы здесь, на земле", — рассказал эксперт.
К слову, во Владивостоке космонавт бывал уже несколько раз с лекциями в ВДЦ "Океан". Кроме того, город с высоты МКС не раз попадал в объектив его камеры. Всего с двух полётов он привёз около 350 тысяч снимков, многие из которых были представлены на выставках как в России, так и за рубежом. При этом собеседник отметил, что дальневосточную столицу легко узнать с высоты: форма залива знаменитой бухты сразу бросается в глаза.
"Владивосток очень легко найти вот так вот сверху. Не всякий город так найдешь", — подчеркнул космонавт.
Один из вопросов, который волновал редакцию, — мнение космонавта о современных фильмах про космос, включая именитые работы.
"Самый любимый фильм про космос — это фильм "Гаттака" (1997) (12+). Достаточно старенький, и не все его помнят, но очень хороший. Можно сказать, что это детективная история о том, как человек без шансов попасть в космос, всё же оказался там, это в общем примерно про меня", — поделился мнением Сергей Рязанский. — Почти в каждом фильме есть какие-то ляпы, и мы как "профессиональные зануды" не можем на них не реагировать".
При этом некоторые фильмы, по его словам, сильно искажают реальность. Речь идет о таких работах, как "Время первых" (2017, 6+), "Салют-7" (2017, 18+), "Гравитация" (2013) (12+).
"В итоге я понимаю, что я классический космический зануда, придираюсь к каким-то мелочам, а режиссер ведь своего достиг, он вызывает эмоции у зрителей", — с улыбкой заявил космонавт.
Недавно российская частная компания отправила в космос первый в мире 3D-биопринтер. Специалисты выращивали "заплатки" кожи для пациентов с ожогами и онкобольных, а также впервые в космосе были напечатаны хрящевая ткань человека и щитовидная железа грызуна.
"Это потенциальная революция в здравоохранении: не нужны донорские органы, берутся клетки самого пациента, и приживаемость 100%, потому что это его собственные ткани. Наши американские коллеги, когда услышали о таких разработках, сказали: "Нет, только русские могли такое придумать", — рассказал гость редакции.
При этом, по мнению космонавта, в России пока не умеют должным образом продвигать такие достижения.
"Мы не умеем пиариться, — отметил Рязанский. — С детства нам говорили: "Хвастать нехорошо". Но такие достижения нужно показывать. В Китае, например, я выступал в школе на 1 700 человек, там почти каждый ребёнок мечтает стать космонавтом. У них популяризация космонавтики на каждом шагу: хочешь быть хорошим гражданином — иди в космос. Если мы хотим снова привлекать молодых людей, нужно над этим работать".
При этом, по словам гостя редакции, проблем с набором специалистов для российских космических программ нет: из сотни поступивших заявок выбирают лишь единицы, что говорит о высоких стандартах и конкурентности отрасли.