Под покупкой люксовых авто нередко скрывается чувство неполноценности — психолог

Специалист объяснила, какие ещё причины заставляют приморцев лезть в долги ради роскошных машин
Тематическое фото
Фото: ИА PrimaMedia.ru

PrimaMedia, 25 ноября. Покупка дорогой машины может стать способом компенсировать чувство собственной неполноценности, поэтому жители Приморья готовы брать люксовые авто в кредит. Об этом рассказала корр. ИА PrimaMedia психолог Елена Русакова. Эксперт назвала и ряд других причин, по которым люди погрязают в долгах ради престижного автомобиля. 

"Дорогая машина часто воспринимается как символ успеха, статуса и состоятельности. Для человека с низким доходом покупка такой машины может быть способом компенсировать чувство собственной неполноценности, поднять самооценку, почувствовать уважение и собственную значимость в глазах других людей. Это временное чувство эйфории", — рассказала Елена Русакова. 

Повышение самооценки и самоутверждение — не единственный психологический фактор. Ещё один — стремление уйти от реальности и погрузиться в мир фантазий. Машина может быть способом отвлечься от повседневных трудностей и создать для себя "красивую картинку", хоть и временную.

Кроме того, покупка может быть эмоциональной — совершённой под влиянием момента, или же сделанной в надежде на будущий финансовый успех. Это может быть формой самообмана, предупреждает психолог. Существуют и социальные факторы, например, фактор под названием "не хуже других". 

"В обществе, где материальные блага часто являются мерилом успеха, возникает давление "соответствовать". Люди видят у своих друзей, родственников, коллег, знакомых дорогие машины и чувствуют, что им тоже нужна такая, потому что они хотят быть, как все, быть не хуже других. Это загоняет человека в непрерывный марафон, в котором всегда всего мало, любое достижение обесценивается мгновенно и предполагает новую планку. Материальные блага — это самый простой и наглядный способ продемонстрировать свой успех окружающим. В отличие от, например, интеллектуальных достижений или духовного развития, которые не всегда очевидны, дорогая машина, большой дом или модная одежда сразу бросаются в глаза", — рассказала Елена Русакова.

Также психолог отмечает влияние соцсетей, где машина — неотъемлемый атрибут "успешной жизни". Медиа формируют убеждение, что такая покупка необходима для счастья и признания. Также имеют значение лёгкость получения кредита; фокус на ежемесячном платеже, а не общей сумме и недостаток финансовой грамотности. Люди далеко не всегда просчитывают весь комплекс затрат, отмечает специалист. К сожалению, в перспективе это часто ведет к серьезным финансовым трудностям и долговой яме.

Как рассказала специалист, эволюционно демонстрация превосходства давала человеку возможность получить лучшую часть добычи или место в лагере, а отсутствие такой демонстрации порождало риск быть отвергнутым и получить меньше шансов на выживание. Из современного мира история с "сигналами качества" никуда не делась.

Ранее старший научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН Максим Кривелевич рассказал корр. ИА PrimaMedia, что в двух случаях автокредит может стать оптимальным финансовым решением. 

Смотрите полную версию на сайте >>>