Ежедневно на территории Приморского края происходит более 80 дорожно-транспортных происшествий, из которых порядка 70% приходится на незначительные аварии с материальным ущербом. Европейские государства уже на протяжении многих лет применяют упрощенную процедуру оформления подобных ДТП. В России оформление Европротокола стало возможным с 2009, после вступления в силу поправок в Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности.
Европротокол в рамках ОСАГО - это упрощенная система оформления мелких ДТП (с ущербом до 25 тысяч рублей) без помощи ГИБДД или аварийных комиссаров.
На территории Приморского края широкого применения европротокол пока не получил: автолюбители боятся некорректно оформить документы или неправильно определить сумму ущерба и в результате получить отказ страховой компании в выплате. Сейчас только единицы оформляют "мелкие аварии" самостоятельно, остальные водители предпочитают дождаться инспектора. Между тем упрощение процедуры оформления ДТП позволит гражданам сэкономить своё время, а также уменьшить пробки.
Для применения европротокола по ОСАГО необходимо выполнение следующих важных условий:
1. в результате ДТП не был причинен вред здоровью участников ДТП (включая пассажиров и пешеходов);
2. в ДТП участвовало только два транспортных средства;
3. оба участника ДТП имеют полис ОСАГО;
4. нет разногласий между участниками ДТП в обстоятельствах причинения вреда, характере и перечне повреждений ТС;
5. размер ущерба не превышает 25 000 рублей.
Но стоит отметить, что по европротоколу не могут быть оформлены "бесконтактные" ДТП. Например, если для предотвращения столкновения водитель, маневрируя, врезался в какое-либо препятствие.
Если все указанные условия выполняются, то оформить ДТП можно по "упрощенной" схеме. Участникам необходимо совместно составить схему ДТП, заполнить все поля извещения о ДТП и подписать его с обеих сторон. После этого автомобили можно убрать с места происшествия.
Извещение о ДТП вместе с заявлением потерпевшего о страховой выплате направляется в страховую компанию для определения размера страховой выплаты. Нужно учитывать, что страховая компания вправе произвести осмотр обоих автомобилей, которые участвовали в аварии, даже если ДТП было оформлено по упрощенной системе. Необходимо обратить внимание на правильное заполнение обоими участниками всех разделов извещения о ДТП, так как именно на основании извещения страховая компания принимает решение о выплате. Не менее важно верно составить схему происшествия, которая также учитывается страховщиками.
Напомним, ранее сообщалось, что увеличение выплат по европротоколу может привести к росту мошенничеств, уверены страховщики Приморья. Ведь, появится возможность выманивать с пострадавшего водителя большую сумму. Впрочем, на данный момент по "евро" оформляются всего 30-40% водителей: автовладельцы по-прежнему не доверяют такой системе оценки ущерба при ДТП. В результате, из-за небольшой царапины водители могут не только потерять несколько часов свободного времени, но и стать причиной затора на дороге. В свою очередь, лидер всероссийского движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков планировал внести в Госдуму законопроект об исключении ГИБДД из процедуры оформления ДТП. С этой же целью он предлагает унифицировать полисы КАСКО.