PrimaMedia, 18 февраля. Девятый кассационный суд общей юрисдикции 18 февраля оставил в силе решение Пятого апелляционного суда в Новосибирске, признавшего противоречащей федеральному законодательству норму закона Приморского края о статусе депутата, по которой Геннадия Шульгу лишили мандата за пропуски заседаний комитетов. В суде выяснилось, что он также противоречит уставу региона. Заксобрание Приморья (ЗС ПК) с решением кассации не согласно и намерено обращаться в Верховный суд (ВС). Однако, по оценке юристов, закон о статусе депутата ему все равно придется в ближайшее время поправить. Сам экс-парламентарий рассчитывает на восстановление в статусе, сообщает ИА PrimaMedia.
Кассационный суд поддержал выводы апелляционной инстанции, которая ранее признала недействующей норму краевого закона о статусе депутата, позволявшую лишать полномочий за более чем пять пропусков заседаний комитетов без уважительных причин. Точнее, это основание звучит как "систематическое неисполнение обязанностей без уважительных причин", под которым в законе понимаются прогулы комитетов. Приморский краевой суд в июле прошлого года Геннадию Шульге, к которому применили эту норму, в удовлетворении иска отказал.
Вышестоящие инстанции, в свою очередь, установили, что эта конструкция отсутствует в ФЗ № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ" и вступает в противоречие с уставом Приморья, согласно которому полномочия депутата прекращаются досрочно исключительно в случаях, установленных федеральным законом.
Представляющий в этом деле интересы экс-депутата председатель коллегии адвокатов "Виноградова, Кульганик и партнеры" Станислав Кульганик полагает, что принятое определение кассации открывает его доверителю путь к возвращению в парламент.
— Данное решение гарантирует восстановление Шульги в Законодательном собрании Приморского края, восстановление в правах его помощников (в том числе и заработной платы), — сказал адвокат ИА PrimaMedia.
Он напомнил, что во Фрунзенском районном суде Владивостока рассматривается иск об оспаривании действий комитета по социальной политике, на основании решения которого Шульгу лишили мандата. Сейчас рассмотрение приостановлено до завершения рассмотрения иска по оспариванию закона.
— Это дело мы выиграем не в первой, так в следующих инстанциях, — убежден Кульганик.
В Заксобрании с позицией вышестоящих инстанций не согласны и намерены обжаловать решения в Верховном суде, рассчитывая отстоять введенную в Приморье меру ответственности за прогулы комитетов. Регпарламент в лице своих представителей утверждает, что ФЗ №414 определяет лишь общие принципы, поэтому субъекты РФ могут осуществлять собственное правовое регулирование. Как отмечала руководитель аппарата комитета по регламенту, депутатской этике и организации работы ЗС Галина Аввакумова, что ответственность за прогулы "была введена не от хорошей жизни".
"Эта норма носит обеспечительный характер. На практике может произойти ситуация, когда депутат, зная, что ему ничего не будет, может просто сознательно не принимать участие в заседаниях комитета, игнорировать их. Если комитет не может собраться, то он не может вынести вопрос на заседание Законодательного собрания. Все, работа законодательного органа дестабилизирована", — пояснял представитель парламента на заседании суда.
По оценке адвоката Кульганика, потенциальное обращение в ВС не освобождает парламент от обязанности скорректировать собственный закон, приведя его в соответствие с 414-ФЗ:
"Пока они это делают (обращаются с жалобой в Верховный суд — ред.), они должны поправить закон. Если они этого не сделают, то это грубое нарушение. Прокуратура должна будет реагировать".
Сам Геннадий Шульга подчеркивает, что именно кассация обратила внимание на противоречие между краевым законом и уставом.
— Честно скажу, я никогда в жизни не видел такого уровня судей, как в Кассационном суде. Они вникали в саму ситуацию, — говорит он. — Об этом говорит тот факт, что суд указал Законодательному собранию на противоречие краевого закона уставу. Никто из нас — ни мы, ни прокуратура, ни Законодательное собрание — про этот аргумент не знали. Это показывает, что люди реально вникают в законы, прежде чем судить.
Шульга признает, что его конфликт с парламентом высветил пробелы, которые еще можно зарегулировать.
— Моя ситуация показала, что вопрос о статусе региональных депутатов урегулирован в 414-м законе не до конца в плане комитетов, — отмечает он.
По его мнению, у Заксобрания Приморья "есть основания готовить законодательную инициативу и подать ее в Госдуму", чтобы закрепить возможность лишать мандатов за систематические прогулы комитетов, но пока этого не сделано, "они этого делать не имеют права".
После решения кассации Шульга рассчитывает вновь занять свое место в парламенте до окончания срока его полномочий в сентябре.
— Надеюсь, что в этом созыве я еще появлюсь в зале заседания Законодательного собрания Приморского края. У меня появились, скажем так, все шансы на это, — говорит он.
Шульга отдельно подчеркивает, что отсутствие обеспечительных мер по его делу, которое находится на рассмотрении во Фрунзенском райсуде, ударило прежде всего по избирателям, которые уже почти год не имеют своего представителя в парламенте.
Геннадий Шульга избран в Заксобрание Приморья в 2021 году по округу №2 во Владивостоке, который охватывает большую часть Первомайского района Владивостока, победив кандидата от "Единой России" Дмитрия Новикова. Баллотировался от КПРФ, но в партию не вступал. Впоследствии его исключили из фракции за публичную позицию по спецоперации, и он продолжил работу как независимый депутат.
Летом 2024 года у правоохранителей возникли вопросы к Шульге из-за публикаций в его паблике Newsbox24 (18+), где была выявлена символика запрещенных в России организаций. Одно дело было прекращено. По второму эпизоду депутата задержали и оштрафовали на 1 тысячу рублей за размещенное в 2021 году видео с символикой экстремистской организации.
Вскоре после повторного штрафа депутат на несколько месяцев покинул Россию и находился в Таиланде. Вернулся Шульга в феврале 2025 года, после чего парламентарии сразу же запустили процедуру его исключения из своих рядов за прогулы социального комитета, в котором он работал.