30 ноября 2012. В последнее время, в связи с с проводимой военной реформой, оборонные предприятия, военные городки и части претерпели существенные изменения. Многие объекты были расформированы и законсервированы, некоторые перешли в частные руки. Аналогичная судьба постигла и Бронетанковый ремонтный завод №206 (БТРЗ 206), который располагается в Уссурийске. Предприятие буквально доживает последние дни. РИА PrimaMedia продолжает цикл фоторепортажей о былой мощи Приморского края в рамках проекта "Потерянное Приморье".
Еще сохранившаяся эмблема 206 БТРЗ. Автор: Антон Балашов
Уже с проезжей части города в глаза бросаются пустые, местами с выбитыми стеклами, здания цехов завода. Внимание привлекает и огромная 47-метровая труба кочегарки, которая не топилась уже много лет.
Пустующие цеха сданы в аренду, или проданы. Автор: Антон Балашов
На территории предприятия еще сохранилось огромное количество разобранной и распиленной техники. По всей территории разбросаны ржавые детали и части от танков - башни и гусеницы.
Части от бронетехники разбросаны по всей территории редприятия . Автор: Антон Балашов
Все это напоминает о том, что каких-то лет пять назад завод еще трудился на благо обороны страны.
На территории предприятия находится огромное количество полураспиленной техники. Автор: Антон Балашов
Все началось еще в середине 1936 года, когда Военный Совет АБТУ Красной Армии принял решение о строительстве Ремонтной базы № 77 на Дальнем Востоке. В марте 1940 года был сдан под монтаж технологического оборудования корпус "А" (разборка и сборка танков, тракторов и танковых моторов). Одновременно с монтажом оборудования были поданы на ремонт первые танки и трактора.
На данный момент предприятие признано банкротом. Автор: Антон Балашов
День открытия Рембазы № 77 был назначен на 12 мая 1940 года, к этому времени были отремонтированы пять танков и два трактора.
Время шло и завод набирал свои обороты. В 1941 году был освоен капитальный ремонт легких танков Т-26, БТ-2, БТ-5, БТ-7.
На территории предприятия находится огромное количество полураспиленной техники. Автор: Антон Балашов
В 1950 году в связи с общим ростом производственной программы завод переводят на конвейерную сборку, а уже в 1953 году ремонтную базу переименовали в 206 бронетанковый ремонтный завод.
Остатки бронетехники допиливаются металлистами. Автор: Антон Балашов
С 1989-2009 годы идет резкое сокращение заказов. Еще в 1989 году завод делал 25 танков в месяц, в 2009 – всего 13 в год.
На основании приказа Министра Обороны России от 19 апреля 2009 года № 271 с 15 июля 2009 года предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество "206 бронетанковый ремонтный завод".
Остатки документации. Автор: Антон Балашов
С этого момента завод стал сам по себе. Но не смог справиться с долгами, поэтому начал распродавать имущество.
То, что не разрушил враг, распилит металлист. Автор: Антон Балашов
На данный момент предприятие признано банкротом и по нему ведутся судебные разбирательства, но уже сейчас огромная территория "распилена" на куски, а цеха, в которых некогда собирались машины, необходимые для обороны страны, сданы в аренду под покраску автомобилей. Также на территории созданы автобазы и склады, некоторые участки проданы.
Здания предприятия сданы в аренду, или проданы. Автор: Антон Балашов
Остатки техники допиливают и вывозят с территории металлисты.
Справка: в середине 1936 года Военный Совет АБТУ Красной Армии принял решение о строительстве Ремонтной базы № 77 на Дальнем Востоке в г.Ворошилов (Название Уссурийска в 1935-1957 гг).
Для размещения промышленной площадки Рембазы № 77 была выбрана юго-восточная окраина города – пустырь, примыкающий к территории "Сахарного комбината".
Проектированием занимался Ленинградский проектный институт "Спецпроект", который уже в 1936 году выдал первую чертежно-техническую документацию. Рабочим проектированием занимался Военпроект ВСУ 1 ОКА.
В сентябре 1937 года военные строители ОКА уложили первые кубометры бетона для фундаментов промышленных зданий и инженерных сооружений.
Начальником строящейся Рембазы № 77 в мае 1939 года был назначен военный инженер II ранга Шапкин Иван Михайлович.
Главным инженером – Билеткин Василий Васильевич.
Приказом начальника Рембазы №77 от 7.01. 1940 года были определены структурные подразделения и назначены начальники цехов:
- цех №1 – демонтажно-монтажный – начальник Ломако.
- цех № 2 – механический - начальник Оксман.
- цех № 3 – моторно-агрегатный - начальник Бешенко.
- цех № 4 – электроцех - начальник Гладышев.
- цех № 5 – ремонтно-механический – начальник Коломеец.
В марте 1940 года был сдан под монтаж технологического оборудования корпус № "А" (разборка и сборка танков, тракторов и танковых моторов).
Одновременно с монтажам оборудования были поданы на ремонт первые танки и трактора.
День открытия Рембазы № 77 был назначен на 12 мая 1940 года, к этому времени были отремонтированы 5 танков и 2 трактора.
Рембаза № 77 выдала первую продукцию и вступила в строй действующих.
В 1946 году в соответствии с директивой Штаба Приморского военного округа № 01/0500 от 4.04. 1946 г. 77 бронетанковый ремонтный завод переименован в 229 ремонтную базу.
В соответствии с директивой № 01 от 15.10 1953 г. – 229 ремонтная база переименована в 206 бронетанковый ремонтный завод.
С марта 1959 года по май 1965 года начальником завода был полковник Федоренко Владимир Тихонович. В этот период заводом был освоен ремонт объектов: Т-54, Т-55, Т-62, ПТ-76, БТР-50.
9 мая 1960 года на территории предприятия был открыт памятник заводчанам, которые ушли защищать свободу нашей Родины, и погибли в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Это рядовые:
Денега Никита Григорьевич
Земницкий Михаил Федорович
Иваницев Николай Дмитриевич
Тюрников Петр Григорьевич
Цимбульский Иван Никифорович
Шадрухин Порфирий Захарович.
Об участнике боевых действий на озере Хасан - Житинёве Николае Сергеевиче, отработавшем на заводе после окончания Великой Отечественной Войны 19 лет, сложена популярная песня "Три танкиста, три веселых друга – экипаж машины боевой".
Приказом № 01 от 15 февраля 1961 года 206 БТРЗ было присвоено условное наименование – войсковая часть 96576.
С мая 1965 года по март 1974 года командиром части был назначен полковник Эльгарт Борис Нафтулович. В этот период на заводе продолжалось строительство производственно-бытовых сооружений. Были построены кирпичный гараж на сорок автомашин, компрессорная станция, очистные сооружения, производственный корпус, детский сад и другие объекты.
С марта 1974 года по апрель 1976 года завод возглавлял полковник Уткин Алексей Федорович. В этот период было продолжено развитие культуры производства, улучшение качества и условий труда на производстве. Была построена столовая на 260 посадочных мест.
С мая 1976 года по сентябрь 1981 года начальником завода был назначен полковник Бубис Александр Вольфович. В этот период на предприятии начали осваивать ремонт БМП-1. За пять лет завод получил большое развитие, как в плане строительства, организации труда, освоения новых мощностей, внедрения достижений научно-технического прогресса, так и значительного улучшения в социальном плане, медицинском обслуживании и быте. За достигнутые достижения в решении этих вопросов заводу было присвоено звание "Предприятие высокой культуры производства" (Решение Военного Совета КДВО от 15 ноября 19879 года).
С ноября 1981 года по февраль 1986 года начальником завода был назначен полковник Гавенко Анатолий Филиппович. В период его руководства на предприятии продолжалось освоение ремонта бронетанковой техники, строительство производственных сооружений, жилого фонда для заселения семей работников предприятия, проживающих в коммунальных квартирах с подселением.
С февраля 1986 года по ноябрь 1992 года предприятием руководил полковник Нарушевич Анатолий Данилович. В период его руководство было продолжено строительство жилого фонда для улучшения жилищных условий рабочих и служащих предприятия. Был построен лучший детский сад в городе Уссурийске. Началось строительство нового производственного корпуса, подъездных путей. Была введена новая система премирования. В этот период на предприятии был освоен и начат ремонт Т-80Б, БТС-2, БТС-4, ХТВ.
В 1993 году начальником завода был назначен подполковник Перов Василий Алексеевич.
Приказом № 405 от 30 января 1993 года условное наименование – войсковая часть 96576 – было отменено и предприятие перешло на действительное наименование – 206 бронетанковый ремонтный завод (206 БТРЗ).
С ноября 1993 года по июль 2000 года начальником завода был назначен полковник Шевченко Геннадий Николаевич.
С июня 2000 года по октябрь 2003 года начальником завода был назначен полковник Иванов Анатолий Борисович. В годы его руководства предприятие осуществило передачу жилого фонда в ведение муниципальной администрации города Уссурийска.
С сентября 2003 года по май 2006 года предприятием руководил полковник Зинченко Игорь Альбертович.
С 5 мая 2003 года 206 БТРЗ переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие "206 бронетанковый ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации (сокращенно ФГУП "206 БТРЗ" Минобороны России).
С мая 2003 года по июнь 2007 года предприятием руководил полковник Малютин Владимир Владимирович.
С мая 2007 года на предприятии была введена должность руководителя предприятия – директор. Первым директором ФГУП "206 БТРЗ" Минобороны России 22 мая 2007 года был назначен Билионок Игорь Иванович.
7 марта 2009 года на должность директора завода был назначен Балук Сергей Витальевич.
На основании приказа Министра Обороны России от 19 апреля 2009 года № 271 с 15 июля 2009 года предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество "206 бронетанковый ремонтный завод" (сокращенно ОАО "206 БТРЗ").
Генеральным директором предприятия назначен Балук Сергей Витальевич.
На данный момент ОАО "206 БТРЗ" банкрот, часть помещений проданы частным лицам.