13 февраля 2013. Туристический бизнес России разделился на две группы в ожидании часа Х, которым обозначается появление кошелька под названием "Турпомощь". Одни ратуют за его наполнение. Вторым претит отдавать ежегодно не пойми куда минимум по 100 тысяч рублей. Появление этой кубышки вызывает и у турбизнеса, и у потребителей немало вопросов. В результате этого у средних и небольших нишевых туроператоров возникло желание перейти от слов к активным действиям – бить во все колокола, но противостоять организации "турпомощи". Приморский край не оказался исключением. Корр. РИА PrimaMedia попытался разобраться в сложившейся ситуации.
Представители приморского турбизнеса пожимают плечами и не могут уразуметь, зачем к уже имеющимся страховым компаниям нужен еще один вид страховки, который больше напоминает кабалу одновременно с унизительным сталкиванием регионального бизнеса вниз операторами-монополистами. После участия в сеансе телесвязи, участниками которого стали туркомпании, входящие в приморское отделение Российского Союза туриндустрии (РСТ), и непосредственно само руководство РСТ, на многие вопросы появились вполне конкретные ответы, и это предположение только укрепилось.
Напомним, что в конце ноября минувшего года Ростуризм на своем сайте объявил о присвоении решением Правительства РФ Объединению туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь" официального статуса. Теперь туроператоры в срок до 6 мая обязаны вступить в эту некоммерческую организацию, перечислив в компенсационный фонд "Турпомощи" минимум по 100 тыс. руб. "Новичкам" следует сделать это при оформлении в Едином реестре туроператоров. Кому не нравится, перед тем опустится шлагбаум на туристический рынок. Точнее, недовольные могут совсем покинуть данную сферу деятельности, а могут работать в турбизнесе в качестве агента, предлагая чужой товар и не имея возможности расти профессионально. Поводом для появления "Турпомощи" послужил ряд нашумевших ситуаций с "Ланта-тур вояж", "Капитал Тур", "Вокруг света", "Идеальный мир", "Эль-вояж". Список можно продолжать. Заложниками ситуации оказались тысячи россиян – купивших путевки и не сумевших вылететь, или отправившихся за рубеж и вынужденных оплачивать отдых по второму разу.
"Спасение утопающих – дело рук самих утопающих". Точнее, туроператоров, коллег по бизнесу компаний, к которым доверие оказалось подорванным. Примерно так можно сформулировать утвержденную в документах позицию работы "Турпомощи". Функционирование "кошелька" предельно ясно: хочешь работать на рынке в качестве оператора - давай ежегодно минимум 100 тысяч рублей. И если не дай Бог, случится какое-то ЧП, - эти деньги будут направлены на возвращение туристов из-за рубежа, т.е. на аренду отелей, самолета, питание и т.д. Уместен вопрос: "А что же с уже имеющиеся страховые гарантии, которыми должен располагать уважающий себя туроператор?" Оказывается, страховая компания вступит в игру только тогда, когда турист после возвращения на родину за счет денег из "кубышки" начнет судиться с обанкротившейся фирмой, чтобы вернуть свои деньги и компенсировать ущерб за испорченный отдых.
Вице-президент РСТ, Руководитель Азиатско-Тихоокеанского РО РСТ Александр Осауленко поделился своими размышлениями по поводу вступления туроператоров в "Турпомощь":
- Закон принят и его надо исполнять. Если есть уверенность, что в нем не все учтено, надо соответствующим образом вносить поправки. Тем более, что именно сейчас идет активное обсуждение в регионах новых дополнений и изменений в наше туристское законодательство. В апреле эти поправки должны быть внесены на обсуждение в Госдуму РФ. РСТ готовит свои предложения, хотелось бы, чтобы были представлены и соображения регионального турбизнеса по этому вопросу. Но если компании будут молчать, то в итоге получим то, что получим. Уже сегодня, эксперты работают по всем поступающим предложениям, все это будет обсуждаться на заседаниях профильных комитетов и рабочих группах в Торгово-промышленной палате и в Государственной думе. Ведь в свое время нам удалось добиться того, чтобы взносы снизились с 500 тысяч до 100 тысяч рублей. Кроме того, мы категорично настроены на качественную работу фонда, что позволит, уже через два–три года выйти с предложением в правительство РФ, об уменьшении взносов, либо их отмене. Но т.к. закон обязателен к исполнению, то при сложившейся ныне ситуации, может, стоит не копья ломать, а мобилизовать ресурс на подготовку поправок, чтобы, в конечном счете, ни потребитель, ни профессиональное сообщество не пострадали.
Как оказалось, наполнение кошелька "Турпомощи" - это еще не все финансовое бремя, которое ложится на плечи туроператоров тяжелым эмоциональным грузом. В дополнение к уже упомянутым затратам туроператоры обязаны будут содержать дирекцию этой "Турпомощи", т.е. попросту говоря, платить им зарплату. А тут существует 2 варианта бюджета. В первом случае на зарплату сотрудников, в числе которых директор, заместитель, курьер, секретарь и менеджер, потребуется от 1,5 -1,8 млн. рублей. Но не каждый желает сесть в директорское кресло при зарплате в 70 тысяч рублей и имеющейся к тому же основной работе. И по второму варианту компаниям предложено скидываться на бюджет, превышающий 3 млн. рублей. С увеличением штата увеличивается и зарплата директора, вместе с ежегодными премиальными она составит около 200 тыс. рулей. А кто ж "за спасибо" будет спасать попавших в беду соотечественников? И не беда, что такую зарплату не поймут в регионах. Например, в том же Приморье средняя зарплата в крае составляет около 26 тысяч рублей, а в туротрасли и того меньше – 17 тысяч рублей. За обозначенную выше зарплату руководство "Турпомощи" всех пострадавших от рук нечистоплотных туроператоров на руках должно выносить из "зоны бедствия". Хотя на самом деле миссия сведется к решению вопросов по организации этого спасения: кто полетит? куда полетит? когда полетит? и где будут размещены в это время несчастные отдыхающие?
- РСТ поддерживает вариант бюджета, предложенный рабочей группой, созданной после собрания учредителей. В данном случае речь идет о первом варианте, постараемся, чтобы он прошел, - делится своими размышлениями г-н Осауленко.
Сейчас такую же позицию по этому поводу озвучивают туроператоры Новосибирска, Москвы, Калининграда, Ростова, Владивостока… И их комментарии не в пользу второго бюджета.
Глядя на сложившуюся ситуацию, создается впечатление, что в данном проекте заинтересованы не столько туроператоры, сколько определенные лица. Уж явно лоббируется этот проект. Но как говорится, "паны дерутся, а у холопов чубы летят". Эти финансовые затраты – 100 тысяч (а может, и 500 тысяч) ежегодно в копилку, зарплата руководству "Турпомощи" - все это ляжет на плечи потребителя. Т.е. жди подорожания путевок. Свою лепту внесет и увеличение цен на топливо. Кстати, уже сейчас недельный тур из Владивостока в Токио и Киото при проживании в 3-звездочном отеле и передвижении между городами на ночном автобусе при себестоимости в $950 – 1000 предлагается туристам за $1800 без учета авиаперелета, страховки и оформления визы. Каким станет этот тур в недалеком будущем после появления "Турпомощи", остается только гадать.
- Непонятно, почему не учли возможность дифференцированной оплаты. Почему бы не учесть направление деятельности компаний, их оборот, финансовую устойчивость, турпоток. А сейчас в этой ситуации мы не равны. С одной стороны, крупные московские операторы, отправляющие людей "пачками" на шаблонный отдых, с другой - региональные компании, предлагающие людям индивидуальные туры, - делится рассуждениями исполнительный директор агентства путешествий "Приморский клуб" Ольга Гуревич. – Компания, выполняющая чартерные туры, эти 100 тысяч "размажет" и никто из отдыхающих не заметит копеечного повышения цен, а в регионах таких "незаметных" затрат нет, придется цены повышать и весьма ощутимо. Кто тогда к нам придет? Кто тогда будет вообще заинтересован в туризме? Да и платить зарплату не своему сотруднику, а кому-то – это уже морально тяжело, и настраивает против этой ассоциации.
Опасения вполне понятны. Сегодня все больше туристов предпочитают путешествовать без помощи туркомпании, а самостоятельно, взяв в помощники сайты по он-лайн бронированию. И если уж тур экзотический, или необходимо предусмотреть массу трансферов и пересечение нескольких границ, то только тогда обращаются за содействием к туроператору. Согласно недавнему опросу Rambler, 57% респондентов предпочитают путешествовать независимо, при этом рынок самостоятельного туризма удваивается ежегодно.
Ольга Кудрявцева, возглавляющая Приморское региональное отделение РСТ, видит проблему не только в отчислениях.
- Подобная кампания по формированию "кошелька" - прямой путь к мошенничеству. Где гарантия, что недобросовестная турфирма не решит поправить свое финансовое положение за счет возможностей "Турпомощи"? Конечно, безопасность путешественников должна быть в приоритете, но нетрудно предположить, что можно бросить своих туристов на произвол судьбы и быть уверенным, что коллеги скинутся по 100 тысяч и спасут неудачливых отпускников. Получается, что законопослушная компания должна платить немалые деньги за порой умышленные ошибки и нездоровые амбиции конкурентов. Ведь сегодня почти 50% турпутевок на российском рынке предлагается к реализации по ценам, находящимся ниже их себестоимости. Крупные демпингуют, малые теряют почву под ногами.
Г-жа Кудрявцева считает, что если уж пошла речь об оказании помощи туристам, попавшим в нелицеприятные ситуации по вине нерадивых туркомпаний, то почему бы не затронуть тему наказания операторов, нарушающих права потребителей, некачественно работающих на рынке. А то ведь как – ущемили права туристов, решили полюбовно и дальше работают, конфликт замят в зародыше. Пора прекращать такую практику.
По отношению к западным туроператорам приморские компании выступают только лишь агентами при реализации путевок, и в основном на европейском направлении. На азиатском направлении они предлагают собственные туры, и никто из туристов еще не пострадал от демпинга, банкротства и недобросовестной работы.
Сегодня кошелек "Турпомощи" - весьма лакомый кусок, за который идет активная борьба. И число представителей от регионов в дирекции и учредителях сведется к минимуму. Ибо в большинстве случаев регионы сегодня – это кормушка, но не объект внимания и помощи. То разницу в часовых поясах вспоминают, то недостаточную привлекательность туробъектов, то невысокие финансовые гарантии у местных туроператоров, то невозможность или нежелание регионов активно участвовать в выставках. А зачем? Когда позиционирование региона на общем стенде от России на выставке JATA в Японии "тянет" почти на 150 тыс. рублей, в то время как аренда стенда напрямую у организаторов выставки, где могут экспонироваться 4 - 5 компаний, обойдется экспонентам всего в $ 8 тыс. на всю компанию. О какой привлекательности региональных туробъектов можно говорить, когда для посещения Красноярска приморский турист должен добраться до Хабаровска, потом перелететь в Москву и уже оттуда на берега Енисея. А сколько было уделено внимания Владивостоку и появлению новых туристических возможностей в связи с проведением здесь 16-й международной туристической выставки PITE и саммита АТЭС-2012? Нисколько. Неинтересны регионы столице. Так почему тогда регионы должны проникнуться проблемами крупных операторов-монополистов? Только потому, что приморца свозят чартерным рейсом в Таиланд? Так на сегодня самостоятельная поездка обойдется дешевле.
А еще интересно узнать - когда и в свободное ли от основной работы время дирекция "Турпомощи" будет заниматься спасением туристов? А к тем ли структурам будет обращаться за содействием? И не будут ли ради получения скрытой прибыли лоббироваться в данном случае интересы каких-нибудь аффилированных структур, например, тех же авиакомпаний или отелей? И кто и за счет чьих денег будет спасать туристов, отправившихся в путешествие самостоятельно после "контактов" с он-лайн сервисами?
Инициативная группа туроператоров, не желающая вступать в "Турпомощь" и ежегодно платить в её фонд по 100 тыс. рублей, подала коллективные заявления в ФАС и Минкультуры. Аналогичные письма отправлены заказной почтой в Ростуризм и Госдуму. Баталии в туристическом бизнесе только разгораются. И если не учесть мнения всех сторон, не выслушать аргументы, не взвесить все "за" и "против", не "заглянуть в будущее", может случиться так, что туризм как таковой просто прекратит свое существование в России.