PrimaMedia, 29 марта 2013. Владимир Путин мог ошибиться с пенсионной реформой в России. Повышение страховых взносов для бизнеса не учитывало всех нюансов и возможных последствий, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей. Состояние малого бизнеса ввиду повышения налогов в ходе пенсионной реформы обсуждалось с уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым в интервью на телеканале "Дождь".
- Понимали ли в правительстве, какие результаты будут у этой реформы, и почему, если понимали, пошли на это?
- Прежде всего, они руководствовались своим желанием решить проблемы Пенсионного фонда. Причем это социальная справедливая такая, благородная проблема: чтобы Пенсионный фонд был наполнен, чтобы в полном объеме и без проблем платить пенсию. Но, конечно, те решения, которые они принимают, достаточно прямолинейны, не учитывают всех нюансов, всех возможных последствий, которые это принесет. И, наверное, не учли.
- Можно ли сказать, что Владимир Путин, все-таки, признал, что это было ошибкой?
- Владимир Путин балансирует между различными точками зрения, и он признал, что надо еще раз пересчитать, всю ситуацию оценить заново, взвесить все "за" и "против". Потому что, например, ему говорят о том, что те, кто сегодня аннулирует свою регистрацию – это спящие компании. Это те компании, которые не работали там... ну, что говорить, у нас считается, что у нас всего зарегистрировано около четырех млн самозанятых, а из них активно работает один млн. Его уверяют, что эти вот – по нашим данным, последняя цифра была 317 тысяч, у вас немного больше – как раз те, которые спят, которые пришли просто автоматически, механически снять свою регистрацию, потому что неохота платить повышающийся взнос. А те, кто работают, продолжают работать.
Но это не так, потому что спящие не стали бы атаковать уполномоченного огромным количеством обращений, просьб, требований, коллективных писем, которые сегодня приходят ко мне, потому что спящим все равно. Это как раз те люди, которые работали, которые активны, которые платили эти пенсионные взносы. И сегодня уже не могут этого делать, потому что в том объеме, в котором им сегодня предлагают это делать, они не потянут свой бизнес.
- Это те, кто уходят в тень или закрываются? Кого больше?
- Сейчас это очень сложно определить, кто же будет продолжать свой бизнес, но уже в тени, и отделить от тех, кто просто закрылись и ушли, пошли на биржу труда. Это, кстати, мы увидим по статистике, насколько увеличится поток людей, которые зарегистрированы на бирже и будут получать свои пособия по безработице. Кстати, вопрос социальный, даже можно сказать, политический. Негативные последствия: вопрос занятости этих людей, люди переходят в разряд безработных. О том, что уходят самые базовые сервисы для простых людей, которые рядом с домом. Фирмы "Заря", как в Советском Союзе, у нас уже нет, чтобы парикмахерские открывать и обслуживать, чистить обувь людей или печь хлеб. Вопрос чисто экономический тоже не совсем понятный. Чуть больше 40 млрд собирались собрать дополнительно в Пенсионный фонд. А уже прямые потери от того, что люди сняли свою регистрацию – около 13. Но кроме этого есть еще и дополнительные потери, связанные с тем, что они не будут платить налоги. Это же их взносы в Пенсионный фонд и социальный фонд, а еще есть и в налоговый – обязательства, которые они тоже перестанут выполнять. Значит, муниципалитеты недополучат налогов: платежей за патенты и другим налоговым формам платежей. Кроме того, люди выйдут на биржу труда и будут требовать от государства платить им пособия, это еще дополнительные затраты государства, то есть, с точки зрения финансовой, это тоже было очень сомнительное предложение и сомнительный результат.
- Как долго продлится пересчет, о котором сегодня говорилось? Когда будет вынесено решение? Будет ли возврат к прошлым цифрам?
- Мне сложно говорить об этом, потому что, наверное, сегодня разные эксперты, представители различных госведомств будут докладывать свою точку зрения на сложившуюся ситуацию, он (президент РФ) будет слушать всех. Сколько это потребует времени, мне сложно об этом говорить, но тем не менее, сама ситуация требует достаточно быстрого решения, потому что уже с 1 января введены новые ставки, вы знаете, что платить надо вперед, это тоже одна из проблем для ИП, которые только создаются. Я сегодня только встречался с молодыми предпринимателями из Удмуртии, в прошлом году там зарегистрировалось около 280 новых ИП, которые новые бизнесы открыли. Сегодня они не знают, что делать, потому что, полгода проработав, они не могут потянуть новый размер взноса, и практически они не еще не заработали, чтобы его покрывать. А институтов, которые бы составили им финансирование, тоже нет. Получить кредит и оплатить – тоже пока такого рода институты не работают. И, конечно, требуется срочное решение. Или они действительно уйдут с рынка, или мы все-таки сумеем вернуть ситуацию назад, чтобы их оставить.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, Владимира Путина попросили пойти навстречу малому бизнесу. Борис Титов рассказал президенту о негативных последствиях повышения социальных выплат для предпринимателей.
Напомним, что оценка и экспертиза законопроектов, регулирующих деятельность малого и среднего бизнеса в России, должна проводиться с широким участием бизнес-сообщества. Авторов всех без исключения законов РФ должна знать вся Россия. Такие меры могут помочь в будущем избежать появления законов, подобных тому, благодаря которому страховые взносы для предпринимателей с 1 января 2013 года увеличились в два раза, об этом сообщал в ходе Интернет – конференции "Чем грозит малому бизнесу повышение страховых взносов?" член президиума общероссийской общественной организации "ОПОРА РОССИИ" Виталий Гуменюк.