4 июля 2013. Пока "Газпром" демонстративно игнорирует экологов Приморья по вопросу строительства СПГ во Владивостоке, защитники окружающей среды приступили к проведению разъяснительной кампании среди возможных партнеров и контрагентов газового холдинга. На встрече в среду, 3 июля, приморские экологи обсудили проблему СПГ в бухте Перевозная с представителями деловых кругов Японии. В ходе обсуждения проекта японская сторона отметила, что заинтересована в сотрудничестве с Россией в вопросах поставки газа, но ключевым фактором остается цена. Кроме того, пока "Газпром" корректно не решит вопросы по размещению завода, скорее всего, Япония будет с осторожностью относиться к данному проекту, сообщает РИА PrimaMedia.
После аварии на Фукусиме спрос на природный газ в Японии вырос. Сейчас в стране более 50 атомных электростанций, но в настоящее время работают всего две. Вместе с тем японское правительство взяло курс на возвращение к использованию АЭС, но в меньших объемах, чем прежде. Поэтому японская сторона заинтересована в поставках российского газа, в частности с Дальнего Востока. Причина – географическая близость. На транспортировку уходит всего два дня. Однако
ключевым остается вопрос цены – если Япония найдет более выгодного партнера, выбор будет очевиден.
- В целом, если говорить о потребности в природном газе, она есть, и она будет повышаться. Но сейчас
Япония поставлена в такие условия, что вынуждена покупать газ по очень высокой цене. Это ставит нас в крайне невыгодное положение, имеется большой дефицит бюджета. Очень остро стоит вопрос покупки энергоресурсов по приемлемой цене. У Японии нет препятствий, чтобы покупать российский газ, если стороны сойдутся в вопросе цены. Но и рассматривается возможность покупки газа где-то еще, если цены там будут выгоднее,
- рассказал сотрудник института изучения экономики России и стран СНГ Японской ассоциации торговли с Россией и странами СНГ ROTOBO Саито Дайсуке.
В 2012 году доля российского газа в общем объеме потребляемого в Японии голубого топлива составила примерно 9%. То есть около одной десятой.
- Когда в первый раз заговорили о проекте СПГ во Владивостоке, он вызвал интерес. Когда в конце апреля японский премьер-министр г-н Синдзо Абэ посещал Москву, были ожидания, что будет заключено соглашение между "Газпромом" и японской стороной по закупкам газа. Но пока переговоры продолжаются, обсуждается цена, - отметил Саито Дайсуке.
Эксперт добавил, что в Японии следят за ходом обсуждения проекта. Пока остается не ясен вопрос относительно места его реализации – бухты Перевозной, а именно: почему "Газпром" не идет навстречу экологам и не настроен на диалог. При этом даже в случае участия японской стороны в проекте, решение о месте строительства завода будет принимать российская сторона.
Отметим, что г-н Дайсуке ранее занимался вопросами экологии в Генеральном консульстве Японии во Владивостоке. Он принимал участие в обсуждении проекта нефтеналивного терминала в бухте Перевозной, против которого так же выступала общественность во главе с экологами. Тогда Хасанский район удалось защитить от опасного производства.
- Если говорить о том, что было несколько лет назад, когда решался вопрос с ВСТО и нефтеналивным терминалом, я был поражен настойчивостью экологов и подумал, как здорово, что в России действуют демократические механизмы, - добавил Саито Дайсуке.
Присутствующие на встрече экологи – председатель Координационного совета по проблемам экологии Приморского края Борис Преображенский и его заместители Татьяна Вшивкова и Владимир Раков – отметили, что надеются, что и в этот раз демократия и логика восторжествуют.
Заслуженный эколог РФ Борис Преображенский подчеркнул, что ученые выступают не против проекта СПГ, а против Перевозной в качестве места размещения завода и за использование самых чистых технологий в реализации проекта. Кроме того, по словам профессора,
в случае выбора полуострова Дунай – альтернативной площадки, которую предлагают ученые - строительство предприятия обойдется дешевле,
так как в обозначенном районе проведены коммуникации: имеется железная дорога, автотрасса, ЛЭП и сама бухта благоприятна для строительства причала.
А значит и цена газа, в которую закладываются затраты на реализацию проекта, будет дешевле, что выгоднее для Японии.
Вместе с тем экологи отметили, что готовы рассмотреть другие варианты размещения завода СПГ и обсудить наиболее перспективные.
Но пока "Газпром" их обращения игнорирует. По мнению японской стороны, это может стать дополнительной преградой для партнерского участия Японии в проекте. Пока не будут решены вопросы внутри России, то есть пока "Газпром" не найдет компромисс с экологами и общественностью, Япония, скорее всего, будет с осторожностью относиться к проекту СПГ.
Напомним, Япония стремится к расширению сотрудничества в области энергетики с Россией, но пока со стороны РФ нет ясности по проектам СПГ во Владивостоке и Сахалин-1, японские бизнесмены не готовы вкладывать в них деньги. Проект "Газпрома" проигрывает перед более прозрачными и понятными проектами Австралии, США, Канады.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, для участия в проекте СПГ в Приморье инвесторам предлагают купить не менее 6 млн тонн газа. "Газпром" ожидает, что контрактные соглашения на экспорт СПГ будут подписаны уже до конца 2013 года.
Ранее также сообщалось, что экологи начали разъяснительную кампанию среди контрагентов и партнеров газовой монополии. В частности, эксперты в области охраны окружающей среды из Приморья будут напрямую работать с проектировщиками завода СПГ во Владивостоке. Такое сотрудничество позволит не допустить экологической катастрофы на юге Приморья. Об этом говорится в письме, направленном Координационным советом по проблемам экологии Приморского края генеральному проектировщику завода СПГ в Хасанском районе ОАО "ВНИПИгаздобыча".