4 сентября 2013. Владимир Путин знает о таможенных проблемах предпринимателей Дальнего Востока. Руководитель Дальневосточного представительства Агентства стратегических инициатив Ольга Курилова в своем выступлении на совещании по социально-экономическому развитию Приморья, проходившем во Владивостоке 31 августа, рассказала президенту Российской Федерации о том, что мешает исполнению дорожной карты "Совершенствование таможенного администрирования", сообщает РИА PrimaMedia.
Совещание по вопросам социально-экономического развития Приморья, состоявшееся во Владивостоке 31 августа, стало третьим по счету в ряду самых важных мероприятий, которые Владимир Путин провел в Доме переговоров на станции Санаторной.
30 августа, сразу же после прилета в приморскую столицу президент собрал совещание, посвященное перспективам развития отечественного гражданского судостроения. На следующий день утром состоялось совещание по ликвидации последствий паводка на Дальнем Востоке, а днем совещание, на котором обсуждались перспективы развития и основные социально-экономические проблемы Приморского края.
Как рассказала РИА Prima Media руководитель Дальневосточного представительства Агентства стратегических инициатив Ольга Курилова, президента страны, как это всегда бывает в ходе его рабочих поездок в различные российские регионы, интересовала точка зрения представителей бизнес сообщества, то есть людей, которые по собственному опыту знают, какие проблемы существуют в экономике региона, какие административные барьеры мешают развитию предпринимательской инициативы.
- Я рассказала президенту о том, что с момента начала работы Представительство Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе (это было в декабре 2012 года), нам удалось выявить существенные административные барьеры, с которыми сталкиваются предприниматели не только Приморского края, но и всего Дальнего Востока, - сообщила Ольга Курилова.
Президент РФ Владимир Путин проводит совещание во Владивостоке, Фото с места события из других источников. Автор фото: Пресс-служба Президента РФ
По словам Ольги Куриловой, предметом последнего мониторинга, проведенного в пяти дальневосточных регионах, стали четыре дорожные карты - "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности" и "Совершенствование таможенного администрирования".
- Об основных проблемах, которые возникают при исполнении дорожной карты "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", говорил Председатель совета директоров группы компаний "Зеленые листья" Виктор Васильевич Марченко. Поэтому мы решили обратить внимание президента на то, что мешает исполнению двух других дорожных карт - "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности" и "Совершенствование таможенного администрирования", - пояснила Ольга Курилова. – Зачастую дальневосточные предприниматели ждут разрешения на строительство объектов бизнеса в течение многих месяцев. Достаточно непредсказуемыми, к сожалению, остаются и сроки выпуска товаров через таможенные посты в пунктах пропуска.
Особенно болезненна эта проблема для тех, кто завозит товары морем, поскольку им необходимо заказать железнодорожные вагоны и другой грузовой транспорт. А практика показывает, что силами самих предпринимателей скоординировать действия "РЖД" и Федеральной таможенной службы зачастую не представляется возможным. В результате бизнес несет убытки.
- По данным нашего мониторинга, в среднем сроки выпуска экспортных товаров в ДФО составляют 12-13 дней, тогда как дорожной картой предусматривается 7-дневный срок. Но если мы хотим быть конкурентоспособными в АТР, мы должны снижать и этот показатель. Ведь в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона срок таможенного выпуска товаров составляет день-два, не больше, - заметила Ольга Курилова.
В настоящее время, по распоряжению первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова, в порту Восточном реализуется пилотный проект ускорения таможенных процедур при выпуске товаров. Опыт этого эксперимента в следующем году будет распространен на другие российские регионы, имеющие выход к морю. То есть здесь дело, скорее всего, сдвинется с мертвой точки.
Однако остается еще одна острая проблема - необоснованное применение ФТС инкассовых решений о корректировке таможенной стоимости товаров. В последние годы ситуация не только на Дальнем Востоке, но и по всей стране порой приобретает абсурдный характер: стоимость, по которой таможня готова выпускать грузы, по ряду товаров превышает фактический уровень цен, на которых заключались текущие сделки в соответствии с рыночной конъюнктурой.
Добросовестные предприниматели, честно ввозящие грузы по прямым контрактам с реальными ценами, не сумев убедить таможню в своей правоте, обращаются в арбитражный суд. И практически всегда выигрывают дела!
- Заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов привел на совещании во Владивостоке очень показательную статистку, - напомнила Ольга Курилова. – Если в Центральной таможне за год возникает 130 подобных дел, то на Дальнем Востоке – 12 тысяч! И в 85% случаев дальневосточные предприниматели выигрывают дела у таможни в арбитражных судах.
По этому поводу Владимир Путин заметил, что если существуют "какие-то несостыковки, а они наверняка присутствуют", над ними нужно подумать всем участникам внешнеэкономической деятельности.
- Думаю, в ближайшее время у нас будет встреча с руководством Дальневосточного таможенного управления. Мы обсудим этот вопрос, - сообщила РИА PrimaMedia Ольга Курилова. – Ведь на самом деле у каждого есть своя правда. Есть задачи, поставленные государством перед таможней. Есть задачи по мониторингу исполнения дорожных карт, утвержденных правительством, которые выполняет Агентство стратегических инициатив совместно с предпринимателями. Есть добросовестные предприниматели, которые заслуживают того, чтобы процесс таможенного оформления был абсолютно прозрачным и справедливым. И есть задачи, поставленные руководством страны, в решении которых заинтересованы все.
Поскольку мы знаем о пилотном проекте упрощения механизма контроля таможенной стоимости идентичных товаров, ввозимых более чем одна партия в рамках одного контракта, я попросила президента о том, чтобы в этот проект включили и порт Владивосток.
Напомним, что агентство стратегических инициатив было создано в 2011 году, и за короткий период своего существования показало положительные результаты. По словам руководителя Дальневосточного представительства АСИ Ольги Куриловой, агентство является открытой коммуникационной площадкой для всех, кто желает изменить не только условия ведения бизнеса в стране, но и условия жизни, ведь главная цель агентства - создание возможностей для самореализации молодых амбициозных лидеров, способных вывести Россию на передовые позиции в мире, построить страну, в которой хочется жить и работать.
Первыми шагами Агентства стратегических инициатив в Приморском крае стала работа над дорожными картами "Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата", "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", "Совершенствование таможенного администрирования", а также работа над другими важными проектами социального направления.
Ключевой функцией АСИ является ликвидация административных барьеров с помощью "обратной связи", конструктивного диалога с предпринимательским сообществом.