Прозрачный оборот и поставки на внутренний рынок сыграли с рыбаками Приморья "злую шутку"

Преображенской базе тралового флота грозит рекордный штраф – даже с учетом всех "смягчающих обстоятельств"

18 февраля 2014. Прозрачный оборот и значительные поставки рыбопродукции на внутренний рынок РФ – вопреки общей экспортной направленности рыбной отрасли ДВ – сыграли с Преображенской базой тралового флота (ПБТФ) в Приморье "злую шутку". Даже с учетом всех "смягчающих обстоятельств"  оборотный штраф, наложенный на компанию Федеральной антимонопольной службой, в абсолютных цифрах составил рекордную сумму более чем в 24 млн рублей, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на официальные документы и публикации СМИ.

Напомним, что в декабре 2013 года руководство и трудовой коллектив обратились к президенту РФ Владимиру Путину с письмами, в которых отметили несправедливость наказания, наложенного ФАС на компанию. Авторы также информировали президента о возможных последствиях такого штрафа не только для предприятия, но и для приморского поселка Преображение, для которого ПБТФ является градообразующим предприятием, несущим большую социальную нагрузку.

Как стало известно редакции агентства, в январе 2014 года ПБТФ был получен промежуточный ответ из администрации главы государства, в котором сообщается о шагах, предпринятых специалистами для того, чтобы разобраться в ситуации.

"В целях объективного и всестороннего рассмотрения Вашего обращения" в Федеральной антимонопольной службе были запрошены необходимые материалы и документы", - говорится в письме администрации президента (копия письма предоставлена в распоряжение редакции).

Как говорится в ответе ФАС на запрос президентской администрации (его фрагмент цитируется в ответе), ч.1 ст. 14.32 КоАП – которую вменили приморской компании антимонопольщики – предусматривает наложение штрафа на юрлиц в размере от 1% до 15% от выручки от реализации товара (т.е. оборота), на рынке которого было совершено правонарушение.

ФАС также информирует, что смягчающим обстоятельством для ПБТФ оказалось то, что предприятие – как выяснилось в ходе расследования –

не являлось организатором соглашения, которое антимонопольная служба сочла антиконкурентным.

Впрочем, "смягчающее обстоятельство" привело лишь к тому, что штраф был определен в  4,95% от оборота Преображенской базы за 2011 год.

В абсолютных же цифрах небольшие проценты вылились в весьма серьезную сумму – 24,447 млн рублей.

Как пояснили корр. агентства в ПБТФ, комментируя письмо из администрации президента, компания – в отличие от многих других предприятий, также попавших "в лапы к ФАС" - значительную часть пойманного минтая и продукции из него традиционно реализует на внутреннем рынке РФ. Значительный же "внутренний" оборот сыграл с ПБТФ злую шутку –

компания оказалась наказана на порядок тяжелее, чем предприятия, большая часть уловов которых идет на экспорт, а оборот на внутреннем рынке стремится к нулю.

По мнению представителей ПБТФ, вне зависимости от обоснованности выводов антимонопольщиков об участии ПБТФ в так называемом "минтаевом картеле" такой разброс в мере наказания – уже несправедлив.

Кроме того, ситуация, когда компании-"патриоты" оказываются "более виноваты", чем экспортеры, не соответствует, по мнению ПБТФ, самому

духу государственной политики России, которая стремиться уйти от экспортно-сырьевой направленности рыбной отрасли и насытить внутренний рынок отечественной рыбопродукцией.   

От РИА PrimaMedia отметим, что 23 октября 2013 года Арбитражный суд Москвы отклонил иск дальневосточных рыбопромысловых компаний, требующих отменить решение ФАС о признании их виновными в участии в антиконкурентном соглашении.

Между тем 20 декабря 2013 года Девятый арбитражный апелляционный суд (Москва) принял к рассмотрению жалобу рыбаков-дальневосточников на решение суда первой инстанции. Как значится в документах картотеки арбитражных дел, рассмотрение жалобы назначено на 3 марта этого года.

Напомним, что, судя по документам арбитражного суда, ФАС прежде всего ставит рыбодобытчикам в вину то, что на протяжении ряда лет компании договаривались об установлении предельно допустимого норматива выхода икры минтая (не более 4,5% от массы рыбы, направленной на разделку).

Антимонопольщики сочли, что эти договоренности были направлены на ограничение выпуска продукции. Рыбаки, в свою очередь, заявляют, что такими мерами они

боролись с браконьерством – ради сохранения популяции минтая и обеспечения устойчивого промысла в будущем.

 "Указанные соглашения не отвечают признакам соглашений, указанным в ч. 1 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции", поскольку их заключение никаким образом не могло повлиять на сокращение производства икры. Очевидно, что количество икры, которое можно получить из минтая-сырца, зависит только от физиологических параметров и не может никаким образом быть уменьшено в результате заключения каких бы то ни было соглашений", - озвучили российские минтайщики свою позицию в суде.

Также обвиненные в картельном сговоре рыбаки продолжают утверждать, что на внутреннем рынке РФ они не сговаривались о ценах на свою продукцию, и, следовательно, антиконкурентных действий ими не предпринималось.

От РИА PrimaMedia отметим, что рыбаков-дальневосточников в споре с ФАС активно поддержали и представители профильного ведомства – Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство). Как заявил в интервью СМИ замруководителя Росрыболовства Василий Соколов, ситуация с рекордным штрафом ПБТФ, больше всего поставляющей продукции на внутренний рынок – абсурдна.

"Со своей стороны, мы (т.е. Росрыболовство – ред.) сообщили, что нормы по выходу икры, которые присутствуют в Правилах рыболовства, научно обоснованы, направлены на сохранение запасов и противодействие браконьерству. В этой части в пределах своей компетенции мы считаем, что

Преображенская база тралового флота, как, впрочем, и все остальные, кто брал на себя добровольные обязательства по их соблюдению, действовала в рамках рыбоохранного законодательства.

Для меня лично такая постановка вопроса сродни тому, как если бы рыбаки все вместе подписали обязательство не заниматься браконьерством и их за это наказали. Потому что по факту это одно и то же. Я об этом говорил на заседании комиссии ФАС, не знаю, почему меня не услышали те, кто вел разбирательство", - заявил представитель профильного ведомства.

Смотрите полную версию на сайте >>>