IT-сообщество Приморья должно объединиться – Виталий Решетников

Только вместе компании смогут выйти на новый уровень и "пробить" стену монополизма, считает управляющий ЗАО "Сервер-Центр" Деловая сеть
Виталий Решетников
Фото: Антон Балашов

4 апреля 2014. Ассоциация IT-сообщества (общественная организация), которая должна отстаивать интересы компаний и развивать информационный рынок, необходима Приморскому краю. Только объединившись IT-специалисты смогут "пробить" стену монополизма и доказать, что возможности региональных компаний ничем не уступают столичным. Пока недооцененные региональные специалисты работают на бизнес и иностранные компании, тогда как бюджетные деньги продолжают осваивать федеральные организации. Об этом, а также о некоторых трудностях и развитии IT-комьюнити в регионе корр. РИА PrimaMedia рассказал управляющий ЗАО "Сервер-Центр" Деловая сеть Виталий Решетников.

- Виталий Викторович, не так давно во Владивостоке прошла встреча заместителя министра связи и массовых коммуникаций Марка Шмулевича с представителями регионального IT-сообщества. Каковы ваши впечатления от мероприятия? Какие вопросы удалось обсудить?

- Встреча действительно состоялась, но, на мой взгляд, не получилась. Люди ожидали более откровенного диалога, хотелось поговорить об IT-сообществе Приморского края, а не о планах Москвы. Возможно, если бы времени было больше, разговор постепенно перешел бы в "региональное русло", а так слишком много внимания было уделено официальной части. К тому же с самого начала стало понятно, что федеральный центр вообще не видит IT Дальнего Востока и его потенциала, центрами в этой области были обозначены Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Казань.

- Как вы считаете, федералы справедливо не видят потенциала в нашем IT?

- В Приморье есть IT, и оно очень сильное. Потому что еще во времена СССР здесь была создана приличная основа для существования этой отрасли. И до сих пор ВУЗы выпускают IT-специалистов, хотя бы поэтому нельзя говорить о том, что у нас нет информационных технологий. Конечно, некоторые толковые ребята в итоге уезжают в Канаду, Китай, Новую Зеландию, в Москву, но многие остаются здесь. IT-сообществу необходимо проявлять инициативу и организовываться. По моему мнению, было бы правильным решением создать ассоциацию приморских IT-специалистов, в качестве инструмента для организации диалога с властью.


Виталий Решетников рассказал о проблемах региональных IT-компаний , Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов

- Почему, на ваш взгляд, IT-специалисты покидают Приморский край?

- Главная причина – нет условий. Это очень индивидуальный вопрос, тут все зависит от человека: недовольство бытом, инфраструктурой или уровнем дохода. С другой стороны, человеку нужно место для самореализации. Если человека много лет учили быть инженером в определенной сфере, а он не в состоянии реализоваться, то у него есть выбор либо сломать себя и уйти, в сферы не свойственные его профессиональным интересам, например, в торговлю, либо он должен пытаться найти себе применение. Кто-то находит его в Приморье, работает и совершенствуется, но ему становится неинтересно: хочется идти дальше и профессионально расти.

В совокупности все это можно назвать двумя словами – "нет условий". Мало ведь просто подготовить человека, нужно чтобы и место для работы было обеспечено.

Здесь многое зависит от правильного понимания этой проблемы региональной властью.

- Если обращаться к региональным властям, то какие основные мысли нужно до них донести? Ведь "создать условия" - это слишком размыто.

- Я считаю, что бюджет региона должен работать на регион. Если край не может обеспечить себя какой-либо продукцией или технологией, ее необходимо покупать в других местах. Но если в регионе есть основа существования IT, то почему госзаказ нужно размещать в IT федерального центра? Необходимо создать условия, при которых заказ субъекта будет размещаться в региональном IT, тогда здесь будут оставаться и деньги региона. А сейчас средства региона развивают IT-центры федерального значения. При этом у региона есть "IT-лицо", которое можно увидеть на примере компаний или толковых единичных людей, которые многое умеют делать и обладают известным именем.

Если говорить о крупных компаниях, то это, например, "Ронда". Ее заказчик находится заграницей. Они занимаются программным обеспечением для Motorola, и не только этим, я думаю. Им есть чем гордиться, они многое умеют, у них достаточно приличный штат даже для компании федерального значения – более 100 человек. Но эта компания практически не работает на российский рынок и тому, наверное, есть причина. У нашего холдинга "Сервер-Центр" штат 70 человек и мы работаем на российский рынок, но наши заказчики – преимущественно бизнесмены, а не органы власти. Да, мы нашли свою нишу, но и там есть определенные проблемы.

- Проблемы какого плана?

- Одним из направлений деятельности "Сервер-Центра" является создание систем сбора обработки информации и программного обеспечения с применением средств защиты, которое позволяет широкому кругу лиц доставлять информацию в федеральные и региональные информационные системы. Например, налоговая отчетность через Интернет. Существуют федеральные государственные системы и правила доставки информации. Мы удовлетворяем этим правилам, поэтому широкий круг лиц может отправлять документы, пользуясь нашими услугами.

Одна из проблем заключается в наличии "монополии доступа" к этим федеральным  государственным информационным системам (ФГИС).

Для того, чтобы оператор подобный нам присоединился к какой-либо из этих систем, необходимо обратиться в соответствующее ведомство. Но возле ведомства есть федеральные ГУПы - коммерческие организации, которые зарабатывают на этом деньги. Если вы не заключили договор с такой организацией, то просто так выполнить условия присоединения к ФГИСу очень непросто.


Виталий Решетников: "Я хочу, чтобы приморское IT уважали" , Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов

- Вы считаете, что если будет налажена связь с местными властями, перед IT-сообществом в Приморье откроются новые горизонты?

- Если в Приморье есть потенциал IT-отрасли, то его нужно развивать, причем, не словом, а делом. Приморский край должен пропагандировать свое IT, чтобы это IT участвовало в заказах других регионов. Пусть наш регион сам выступит заказчиком какой-то части работ, плюс - можно искать заказчика на стороне.

- Много ли IT-компаний находится у нас в регионе?

- Я думаю, много. Просто о них никто не знает. Вообще большую компанию очень непросто поддерживать и развивать. Для этого нужны определенные условия: внутренние или внешние заказы. Без этого вы не найдете себе специалистов.

- А заказов мало?

- С IT все не так просто, потому что уровень дохода в таких компаниях должен быть достаточно высоким. Нижний порог заработной платы IT-специалистов с хорошей квалификацией на территории Приморского края – это 45 – 50 тысяч рублей. А если пересчитать эту зарплату вместе с единым социальным налогом и определенной рентабельностью, прибыльностью и так далее, то в пересчете на одного сотрудника заказ должен быть не менее 100 тысяч рублей в месяц. 

- Получается, ситуация безвыходная?

- Нет, эти деньги в реальности есть – платит бизнес, и другие отрасли. Но и власть тоже должна обратить на нас внимание, потому что в бюджете деньги на эти расходы заложены. Ежегодно различные департаменты приобретают или обслуживают те или иные системы разного информационного уровня. Если собрать реестр этих систем, то вы увидите, что львиная доля этого бюджета уходит в компании федерального центра.

- Как вы считаете, почему так происходит?

- Да просто мода такая. Это как во времена смутных "девяностых", когда во Владивостоке любая продукция считалась плохой, если только на ней не было написано "made in USA". Поэтому некоторые просто клеили на довольно качественную продукцию этот лейбл и все покупали, и всем нравилось. Люди живут на этой земле, но не хотят гордиться тем, что они делают.

Для некоторых товарищей программа автоматически становится плохой просто потому, что она сделана в Приморском крае. А вот компании из федерального центра –  это да, там круто.

- А Приморью есть, чем гордиться?

- Приведу пример: в 2005 году наша компания по просьбе одного из министерств Хабаровского края разработала систему декларирования розничной продажи алкогольной продукции. Ежемесячно 1,5 тысячи деклараций принимались полностью в автоматическом режиме, даже те, которые присылались по почте. Это существенно облегчило жизнь чиновникам, а главное – система всегда вовремя выдавала требуемый отчет. Система работала там до 2012 года, пока не произошли изменения в федеральном законодательстве.

Точно такую же систему три года назад мы внедрили на территории Приморского края, провели большую работу с людьми из департамента по информатизации, при этом, абсолютно бесплатно. И вот в прошлом году было принято решение приобрести программное обеспечение федеральной компании. Нашу систему, которая не стоила бюджету ни копейки денег, вывели из эксплуатации, а той системой за деньги пользуются. 

Я не против того, чтобы пользовались, я просто хочу, чтобы IT Приморского края уважали.

Наша программа точно так же удовлетворяла всем требованиям, как и та. Просто она была бесплатной. И таких примеров много. У нас в Приморье работают талантливые и умные люди, их немало и у них много идей, но местных специалистов почему-то не замечают.


Управляющий ЗАО "Сервер-Центр" Виталий Решетников, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов

- Возможно, привлечь внимание к приморскому IT удастся в сентябре во время недели информационно-коммуникационных технологий "Дальинфоком". Как вы считаете, это полезное мероприятие?  

- Да, потому что это хоть какая-то площадка для IT-сообщества. Там можно заявить о себе, показать какие-то решения. Спасибо администрации Приморского края за то, что они организуют это мероприятие. Правда, оно выглядит немного "галочным", вероятно, потому что организовывают его не сами IT-специалисты. Было бы здорово, если бы IT-компании, пусть пока только сильные, сами выступили организаторами своего мероприятия. Тогда это бы смотрелось совсем по-другому. А компании такие есть во Владивостоке: "Сервер-Центр", DNS, "Ронда", "Ланит ДВ", "Фарпост" и другие. Можно было организовать круглые столы разного формата, пригласить коллег из других регионов, обсудить какие-то решения. Получился бы диалог, а в рамках "Дальинфокома" этого в принципе не уместишь.

- Требует ли IT-бизнес на первых порах больше вложений, чем какой-либо другой? Какая сумма необходима для старта?

- Дело в том, что нельзя назвать конкретную сумму денег. Формула любого бизнеса проста – вкладываем в людей, создаем продукт, делаем это эффективно, возникает прибыль, капитал. Это универсальная формула любого дела.

Иногда нужна просто хорошая идея, и вы начнете формировать новый рынок. В развитый рынок с большим ассортиментом войти достаточно тяжело, нужны серьезные инвестиции. Но идея – все равно самое главное. Некоторым для удачного старта нужны только средства разработки, стол, стул и один человек.

- "Сервер-Центр" появился в 1998 году, а вы приняли бразды правления в 2004 году. С вашим приходом компания как-то изменила свое направление?

- Кардинально. Во-первых, "Сервер-Центр" стал операторской площадкой. Мы являемся де-факто одной из крупных операторских площадок Владивостока. Хотя в чистом виде мы этим бизнесом не занимаемся. Просто мне нужна была площадка с высоким уровнем связности для того, чтобы мы делали то, что мы делаем. И я бы не стал говорить, что для этого мне потребовались колоссальные инвестиции.

С другой стороны, мы - компания, которая создает системы с применением средств защиты. Сейчас достигнут тот уровень, когда мы уже умеем разрабатывать свое средство шифрования и хотим продвинуть его на рынок. При этом мы являемся де-факто сетью конфиденциальной связи. К примеру, несколько тысяч абонентов Хабаровского края обмениваются конфиденциальной юридически значимой информацией в рамках проекта МДО. Это не купленная система, а полностью авторская работа нашего коллектива.

В "Сервер-Центре" также есть небольшая, но сильная команда разработчиков программного обеспечения. У нас есть авторская работа, которая называется "Почтовый агент (www.почтовыйагент.рф). Он абсолютно бесплатен и позволяет собрать все почтовые ящики, которые у вас есть, воедино. В прошлом году мы создали систему, назвали ее "Мой атлас" (www.деловаясеть.рф). Идея такова, что человек может бесплатно зарегистрироваться, получить учетную запись и почту, а также услуги виртуального диска для хранения информации, имеет возможность создать свою организационную структуру прямо в этом средстве и многое другое. В 2012 году мы создали портал "Деловая сеть".

- Вы постоянно говорите слово "бесплатно". Но не выгоднее было бы сделать эти услуги платными?

- Мы очень много предоставляем платных услуг, я об этом даже говорить не буду. А вот

когда компания начинает предоставлять бесплатный сервис – это говорит о многом. Значит, на предприятии сформировалась определенная структура производства, определенная стабильность. Это работа на имя компании.

Соответственно, мне бы хотелось – и мы взяли такой курс – чтобы в "Сервер-Центре" было как можно больше бесплатных услуг. И я хочу отметить, что это работа коллектива IT-специалистов Приморского края, здесь нет федерального капитала. И таких компаний много на территории Дальнего Востока, на них нужно обращать внимание.


Виталий Решетников возглавил "Сервер-Центр" в 2004 году, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов

- С того момента, когда вы возглавили "Сервер-Центр", прошло 10 лет. За это время компания достигла определенного уровня. Чего вам это стоило?

- Мне это стоило седой головы. Дело в том, что 

конкурировать с монополией федерального центра очень тяжело. У меня был период, когда я пережил 28 федеральных проверок органов государственной власти.

И это только те, которые в журнале зарегистрированы, а те, которые не зарегистрированы – я их даже не считаю. Тяжело конкурировать в этом секторе.

- Если вернуться к самому началу вашей работы в "Сервер-Центре", то первая проблема, с которой вы столкнулись – монополизм. Какие еще проблемы поджидают тех, кто захочет открыть свой бизнес в этой сфере?

- До тех пор, пока вы не будете пересекаться с федеральной монополией на IT, у вас все будет прекрасно. У вас будет своя идея, и вы будете развиваться. Но как только ваша деятельность начнет соприкасаться с монополией, у вас начнутся проблемы. Например, помимо госпортала взаимодействовать с гражданами могут и другие операторы, способные доставлять информацию в систему федерального уровня. Вы говорите "я такой оператор", но вам не дадут доступа к той федеральной системе, потому что есть госпортал. И пусть вы можете сделать лучше, но вы-то можете за 500 тысяч рублей или, может, за 1 млн рублей, а они делают госпортал за 300 млн рублей.

И вы не пробьете эту стену в одиночку, здесь нужно объединяться и говорить об этой проблеме.

- Вам ее тоже пробить не удалось?

- Это бесполезно делать. Или, к примеру, есть такая система межведомственного электронного взаимодействия. Там та же самая проблема. Мы несколько лет не можем к ней присоединиться. Государственная система, построенная на федеральные деньги, а выполнить условия присоединения к этой системе бесплатно нельзя, нужно обязательно платить каким-то компаниям. При этом не меньше 100 тысяч рублей.

- В таком случае, почему IT-специалисты не могут и дальше заниматься бизнесом, не завися от государства? В чем выгода работать с властями?

- Информационный обмен. Ведь как бы там ни было, государственное информационное поле едино. Если гражданину нужно доставлять информацию в одно ведомство, то ему хочется и в другое. Люди, так или иначе, осуществляют коммуникации не только между собой и не только внутри какой-то организационной структуры, но и по отношению к информационным системам органов государственной власти и местного самоуправления. И в этой части не должно быть монополии. Нельзя ограничивать право доступа к информационным ресурсам! Было бы смешно, если бы вам сказали, что если вы хотите звонить со своего телефона, то вам нужно пользоваться услугами только одной АТС. Тут то же самое.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость