4 апреля 2014. Для поиска без вести пропавших людей лучше не обращаться к экстрасенсам, так как они могут только ввести в заблуждение и направить поиски не в том направлении. В то же время, жители Приморья не остаются равнодушными к объявлениям о пропаже людей, в них просыпается гражданская ответственность, ведь чужой беды не бывает. Зачастую, именно благодаря откликам людей удается в максимально короткие сроки найти пропавших. О том, как присоединиться к отряду, как себя вести в случае, если ваш близкий потерялся, и о том, насколько "полезны" экстрасенсы в эфире PrimаMediaLIVE рассказала координатор поискового отряда "Лиза Алерт" Юлия Кульбаева.
— Юлия, расскажите, чем занимается поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт"?
— "Лиза Арлет" - это всероссийский отряд, добровольное некоммерческое объединение, основной функцией которого является поиск пропавших детей. Отряд образован после трагических поисков Лизы Фолкиной в Орехово-Зуево в 2010 году. Первые волонтеры появились в Москве, затем стали открываться отряды по всей России.
— Сколько людей во владивостокском отделении?
— Около 100 человек, из них активно участвуют в поисках около 20%. Это те люди, которые зарегистрированы на сайте и в группе в социальной сети "В Контакте". Во Владивостоке отряд образовался 6 ноября 2013 года, и с тех пор мы принимаем любую помощь: кто-то может выехать на поиски, кто-то – распространить информацию в сети Интернет, кто-то - морально поддержать близких пропавших людей.
— Как вы взаимодействуете с полицией?
— Наш добровольный отряд помогает полиции и родителям в поисках пропавших детей. Иногда мы сами обращаемся в полицию, чтобы узнать, кто пропал. Иногда полиция обращается к нам, если им, например, не хватает личного состава. Первое правило волонтера – не мешать. Если полиция проводит какие-то серьезные поисково-спасательные работы, мы не имеем право вмешиваться в их работу. Любую свою деятельность мы стараемся согласовать с полицией.
— Есть ли у вас какие-то правила, как вы начинаете искать пропавших?
— Конечно, у нас есть определенный алгоритм действий. Прежде чем обратиться к нам, необходимо написать заявление в полицию, так как мы не выходим на поиски без обращения в полицию. Затем родственники пропавшего должны позвонить на бесплатную горячую линию, которая работает по всей России. После этого мы выходим на связь с родственниками, изучаем приметы пропавшего: когда ушел, в чем был одет и прочее. Наша инфогруппа собирает информацию, составляет ориентировку, распространяет ее в Интернете. Все наши действия подчинены определенным правилам. Нельзя сначала выйти на поиск, а потом получить ориентировку, иногда нам надо выждать какое-то время.
— Как долго вы обучались этому?
— Все началось с того, что однажды в Интернете я увидела крик помощи о том, что пропал ребенок. Я не смогла пройти мимо и выехала на поиск. Уже потом я поняла, что это мое – помогать людям. Понимаете, не бывает чужой беды, и эти 10-15 минут, которые я могу посвятить распространению информации в Интернете или выезду на поиск, для кого-то могут стать решающими.
— Насколько активно люди во Владивостоке откликаются на такие объявления?
— На самом деле я была удивлена, насколько отзывчивы здесь люди. Да, на поиски выезжает мало людей, не больше десяти человек. Но очень часто поступает информация о том, где видели пропавшего. Благодаря таким неравнодушным людям нам удалось найти двух человек не выходя из дома. Я первый раз сталкиваюсь с такой отзывчивостью, спасибо всем, кто находит несколько минут, чтобы рассмотреть ориентировку, сообщить нам информацию. Нашему отряду во Владивостоке нет и полугода, но в сети о нас знают.
— С какими трудностями сталкивается ваш поисково-спасательный отряд?
— Первое - это сборы добровольцев. Зачастую мы сталкиваемся с непониманием: люди или не знают, или не доверяют нам, у кого-то нет желания, а у кого-то – времени, почему-то многие считают, что эта деятельность отнимает немало времени. Бывает так, что о нас узнают только тогда, когда мы сами выходим на близких пропавших людей, и потом благодарят. Удивительно, что во Владивостоке нет добровольческого движения среди студентов, а на поиски выезжают люди в возрасте от 30 лет. Но молодые люди активно распространяют информацию в сети, приезжают ко мне, берут ориентировки, расклеивают их по городу.
—Существует ли какая-то статистика сезонности "потеряшек"?
— Чаще всего люди теряются весной и осенью. Осень – это грибной сезон, чаще теряются бабушки и дедушки, которые ушли в лес и заблудились. Весной больше "бегунков", по разным причинам дети бегут из детских домов. Для лета же характерны несчастные случаи, когда ребенок страдает из-за недосмотра взрослых.
— Как вести себя ребенку, если он потерялся?
— Очень часто дети теряются в торговых центрах. В первую очередь ребенок не должен бояться обратиться к службе охраны или взрослому, и сказать, что он потерялся. Или просто стоять на одном месте, рано или поздно его найдут. Задача родителей - выучить вместе с ребенком домашний адрес и телефон, а в случае, если ребенок потерялся, необходимо обращаться в полицию и ждать наряда, а не организовывать самостоятельные поиски.
— Какие сложности возникают при поиске?
— Самое сложное – искать давно пропавших людей. Если нам поступает заявка о том, что человек пропал утром – это один механизм поиска, а если два года назад – совсем другой. Нам помогает поддержка и подробная, а главное – правдивая, информация от близких. Бывает, что люди скрывают какие-то детали, и это осложняет нашу работу.
— В чем заключается правило "золотого часа"?
— Это совокупность нескольких факторов: насколько быстро родственники пропавших подадут заявку о пропаже, как быстро среагируем мы как команда. Немаловажную роль играет время и место: если человек пропал во Владивостоке, мы сразу выходим на поиски, а до Уссурийска, например, надо еще добраться. Конечно, если у нас есть волонтеры в Уссурийске, мы связываемся с ними, и это ускоряет поиски. Также у нас есть бесплатная смс-рассылка, в которой указан город и информация о пропавшем.
— Назовите несколько правил для тех, у кого пропал ребенок или близкий человек?
— Необходимо написать заявление в полицию, отправить заявку к нам, указав максимально достоверную информацию. Можно собрать родных для поиска.
— Прибегаете ли к помощи экстрасенсов?
— Нет. Мы не прибегаем к их помощи. Более того, мы просим родителей, чтобы они не обращались к услугам таких людей, так как ни один из них еще не нашел пропавшего ребенка. Их "помощь" может ввести нас в заблуждение, например, экстрасенсы будут говорить, что пропавший в этом квадрате, мы все пойдем туда и собьемся с плана. Как правило, мы просто не обращаем на них внимания: у нас есть определенная территория, которая разбита на квадраты, и мы закрываем ее квадрат за квадратом.
—Какое соотношение найденных людей к не найденным в Приморье?
— По Приморскому краю найденных людей больше. Из 10 поисков семь человек было найдено, а трое находятся в разработке, сейчас мы активно занимаемся распространением информации о пропавших. Мы молодая организация, и пока к нам поступает не так много заявок.
— А как реагируют те люди, которых вы нашли? Не все же хотят, чтобы их нашли...
— Если пропал ребенок до 18 лет - наша задача его найти и привести родителям. Если мы находим взрослого человека, и он говорит, что не хочет, чтобы его искали, тогда мы сообщаем родным, что пропавший нашелся, но видеть вас он не хочет. Поиск закрывается, и мы больше не встречаемся.
— В крае есть еще какие-то поисково-спасательные отряды?
— Есть конечно, "Поиск пропавших детей", например. Так сложилось, что "Лиза Арлет" занимается направлением Владивосток-Находка-Партизанск, а "Поиск" - Чугуевским районом. Но мы сотрудничаем и делимся информацией. Не имеет значения, какая поисково-спасательная операция и как называется отряд, важен результат.
— Есть ли статистика, сколько людей ежемесячно присоединяется к отряду, и почему они решают это сделать?
— Движение "Лиза Алерт" объединяет 18 регионов нашей страны. И в каждом регионе к нам присоединяются люди. Я не владею конкретными цифрами, но чем больше поисковых операций мы проводим, тем больше людей о нас узнают и приходят к нам. Люди не остаются равнодушными, в них просыпается какая-то гражданская ответственность, ведь чужой беды не бывает, чужих детей не бывает. В силу разных причин не все могут выезжать на поиски, есть те, кто работают инфоргами из дома. В свободное время они собирают информацию, обрабатывают все свидетельства, а затем передают данные координатору.
— Благодарят ли вас? Вы же тратите свое время, деньги...
— "Спасибо" мы слышим всегда. Когда ребенок возвращается в семью - это такое счастье, что большего нам и не надо. Приятно видеть улыбку матери, которая обнимает своего ребенка.
— В завершении, что бы вы хотели сказать жителям Владивостока, Приморского края, как координатор отряда "Лиза Алерт Владивосток"?
— Будьте с нами! Чужой беды не бывает, и берегите своих детей - это самое главное. У нас есть группы в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассниках", они так и называются, "Лиза Алерт Вадивосток". Наш официальный сайт lizaalert.org и бесплатная горячая линия по всей России 8-800-700-54-52.