Владивосток должен стать столицей Тихоокеанской России – Юрий Авдеев

Кандидат экономических наук рассказал, как привлечь инвесторов, что мешает развитию города и почему он должен скооперироваться с Хабаровском

16 июля 2014. Роль Владивостока заключается в том, чтобы он стал международным центром РФ в Азии, столицей Тихоокеанской России. При этом Хабаровск – столица Дальнего Востока. И эти города должны не конкурировать, а кооперироваться. Сегодня для дальнейшего развития Владивостока необходимо привлечь инвесторов, разработать новый генплан, превратить Русский остров в коммуникационную площадку и наделить город полномочиями субъекта федерации. Об этом в интервью РИА PrimaMedia рассказал кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН Юрий Авдеев.

- В чем, на ваш взгляд, заключается региональная миссия Владивостока?

- "Владеть Востоком" – изначальный смысл, вложенный в название основателями города. В этом усматривается региональная миссия данной географической точки России. Хотя до сих пор город позиционируется форпостом в милитаристском (оборонительном) плане. Со временем смысловая нагрузка поблекла (какой-там владеть востоком, были бы свет и вода…), повседневные проблемы заслонили собой перспективу, исходную миссию города.

- Даже саммиту АТЭС не удалось возродить величие города?

- Идея проведения саммита АТЭС во Владивостоке на высшем уровне стала, пожалуй, первым шагом в возвращении смысла в новейшей истории города. Жители поначалу с большим недоверием относились к затее, опасаясь обмануться в ожиданиях. Даже прогуливаясь впервые над бухтой Золотой Рог по только что построенном мосту, они не верили собственным глазам, что это случилось при их жизни. Но строительная пыль осела, гости разъехались, минули два года. А мы так и не осознали реальность произошедшего, что это годится не только для потребления, но и для деятельности – созданная инфраструктура должна стать хорошим стимулом для привлечения новых инвестиций, сохраняя уровень, заданный федеральными вложениями. Но город по привычке погрузился в текучку, с удовольствием стал обсуждать, кто, сколько своровал, чего не достроили, где деньги, и как еще испросить федеральных ресурсов для достройки развязок, гостиниц, очистных сооружений. Организационные усилия и города, и края так и не позволили сохранить объемы привлекаемых инвестиций, чтобы город стал удобным не только для его жителей, но и привлекательным для тех, кто мечтает здесь побывать, чтобы поток гостей увеличился в разы, чтобы каждому стало ясно, что здесь действительно идет становление города "гармоничного развития".

- Как привлечь во Владивосток инвесторов?

- Интерес к городу может быть обеспечен за счет организации и проведения здесь крупных событий международного уровня. Для Владивостока таким могла бы стать подготовка к всемирной выставке "Экспо-2020", но город не решился конкурировать с другими городами, и мировое событие будет проходить не здесь.

Городу не удалось даже, казалось бы, очевидное – создать собственный интеллектуальный центр, который бы обеспечивал разработку и поддержание стратегической траектории городского развития в контексте международного взаимодействия.

Насколько город открыт, насколько готов конкурировать за инвестиции, технологии, дополнительные рабочие руки, насколько способен переосмыслить свое предназначение и с какой точностью определиться с целеполаганием – все это и является критериями эффективности городского развития и основанием для корректировки текущих тактических задач исполнительной власти. Целевые стратегические установки являются наиболее надежным основанием для оценки текущей деятельности, и только в этом случае открывается перспектива, дающая ясно понять, что Россия отсюда "владеет Востоком".

- Какие факторы ускоряли и замедляли развитие Владивостока в разное время?

- Акт открытия города в сентябре 1991 года для посещения гражданами и для захода иностранных судов стал мощным импульсом развития Владивостока: побратимские связи, торговые представительства и дипломатические консульства. Но, пожалуй, наиболее важно то, что жители города, значительная часть которых была связана с морем, знакома с жизнью за рубежом, поэтому относительно легко стала вписываться в новый контекст: инвестиции, бизнес, банковское дело, биржи, возможности глубокого изучения иностранных языков и т.д. С другой стороны, слабая готовность управленцев властных структур города и края к развитию взаимовыгодного сотрудничества, отсутствие сколько-нибудь заметной поддержки со стороны федерального центра и ряд других факторов сдерживали, а порой становились реальным препятствием на пути городского развития.

Могли ли те отрасли, которые составляли экономическую основу Владивостока советского периода, дать новый импульс его развития? Машиностроение, рыбохозяйственный комплекс (добыча и переработка) и обслуживающие их энергетика, строительство и транспорт? Заказчиком для военно-промышленного комплекса выступало государство, а отсутствие заказов привело к сокращению производства и численности занятых в разы. Неполнота производственных циклов, отсутствие собственной проектно-конструкторской базы, слабая связь с наукой – все это не позволяет рассчитывать на сколько-нибудь масштабное восстановление некогда ведущих отраслей. Более того, смена собственников с последующей перерегистрацией головных офисов за пределами края до недавнего времени профильных видов деятельности, таких как Дальневосточное морское пароходство, Владивостокский морской торговый порт, Дальневосточное отделение железной дороги, Дальсвязь и т.д., резко сократили налоговую базу города.

- А какие раньше существовали препятствия на пути привлечения инвестиций в город?

- Определение целевых установок территориального развития стало компетенцией самих территорий, но предлагаемые стратегии редко становились инструментом (об эффективности вообще можно не говорить) управления территориальным развитием. 

Конфликт между намерениями и декларируемыми целями власти, с одной стороны, и отсутствие понимания целей долгосрочного развития бизнесом, с другой, стали основным препятствием на пути привлечения инвестиций и развития бизнеса.

Кроме того, слабое взаимодействие с другими городами и территориями, отсутствие кооперации между ними, конкуренция между дальневосточными портами, рыбными компаниями, лесниками, негативный опыт создания особой экономической зоны, совместных предприятий (Находка, корейский технопарк, корейская деревня под с. Михайловка, гостиничный бизнес – Владмотор ИНН, Хендэ) и т.д. – все это стало дополнительным тормозом на пути территориального развития. Таким образом, прежний импульс экономического развития, который инициировался государством, угас, новый, исходящий извне, также не получил развития, и только частная инициатива (челночный бизнес, торговля подержанными автомобилями, рыбный и лесной бизнес), сдерживаемая и ограничиваемая государством, так или иначе позволяла выживать местному сообществу.

- Может ли Владивосток стать президентской столицей на Дальнем Востоке?

- Значение и роль Владивостока имеет смысл рассматривать с позиций геополитического, геоэкономического и геокультурного положения города. События последнего времени подтверждают реалистичность идеи многостоличности России, в рамках которой Владивосток рассматривается в качестве президентской столицы. Реализация этой идеи может способствовать решению геополитической функции Владивостока.

Геоэкономический аспект рассматривается, прежде всего, с позиций делового города, где размещаются международные деловые и финансовые центры, офисы крупнейших компаний. Сегодня, правда, новая команда управленцев министерства по развитию Дальнего Востока решительно настроена на экспорт ресурсов, и их понять можно, нужен очевидный результат. Если же смотреть на более отдаленную перспективу, то задача заключается в том, чтобы подтягивать сюда технологии, позволяющие использовать природные ресурсы суши Дальнего Востока для развития здесь космической отрасли и морехозяйственной деятельности в широком смысле слова.

Геокультурный аспект находит свое воплощение в созданном на острове Русский Дальневосточного федерального университета, хотя его название является отражением старой парадигмы. В новой же это должно звучать как Азиатско-Тихоокеанский Русский Университет. В целом же это только первый шаг, хотя и очень важный. Остров Русский может и должен стать площадкой международного взаимодействия, возможно, это должно быть представлено столицами экономик АТЭС и наиболее значимыми городами России.

- А что делать в таком случае с конкуренцией Владивостока и Хабаровска?

- В России не так много крупных городов, а на Дальнем Востоке их вообще только два: Владивосток и Хабаровск. По жизни они конкурировали между собой (соревновались) по разным поводам. Задача же состоит в том, чтобы определить преимущества каждого, найти дублирующие функции, возможности более тесной кооперации, или перераспределения, углубляя специализацию в одном месте и отказываясь от ее выполнения в другом.

Концентрация производства, специализация и кооперация непременно должны привести к повышению уровня производительности труда, более эффективному расходованию сырья и энергии, а в конечном счете обеспечить более высокий уровень конкурентоспособности производства. Конкуренция же между собой мелких производителей на данной территории ведет лишь к непроизводительной затрате всех компонентов производства, тогда как в выигрыше оказывается третья сторона, что особенно хорошо можно видеть на примере рыбной или лесной отраслей. Значит, важнее искать способы повышения конкурентоспособности на собственной территории, обеспечивая достойный экономический выход на зарубежные рынки.

Достаточно очевидным водоразделом, границей выполняемых функций наиболее крупных дальневосточных городов является то, что Хабаровск – это центр Дальневосточного федерального округа, и осуществляет координацию деятельности (в пределах своей компетенции) всех субъектов федерации, входящих в данный округ. Это важная функция, и требует концентрации усилий с учетом территориальных масштабов округа. Границы данного территориального образования достаточно понятны и административно определены. В то же время после открытия Владивостока, после проведения здесь саммита АТЭС с учетом его экономико-географического положения он может и берет на себя функцию российского центра взаимодействия, с одной стороны, со странами АТР, а с другой – нацеленными на АТР европейскими странами (Европа – от Владивостока до Лиссабона).

С этой точки зрения федеральная подпрограмма "Владивосток как центр международного взаимодействия" (2009 год) является преимущественно техническим документом, в котором определен набор объектов для проведения международных мероприятий. Документ, закрепляющий за Владивостоком функцию российского центра в Азии, предполагает политическую декларацию, в которой провозглашается восточный вектор развития России в 21 столетии. В нем же за Владивостоком закрепляется роль международного центра России в Азии, или, другими словами, Владивосток объявляется восточной столицей России (Тихоокеанской России). В такой интерпретации привычных географических границ, которые отделяют одно от другого, не существует, и смысл их представляется совершенно иным – в одной и той же географической точке могут быть разные ориентиры – у одного на запад, у другого – на восток. Это, если хотите, иная география, которая пока еще мало осмысленна: ее сегодня дополняет (если не подменяет) пространственная экономика, но, несомненно, мы имеем дело с формированием новых научных категорий.

- Какие шаги нужно сделать для дальнейшего развития Владивостока?

- Первое – это политический документ, фиксирующий долгосрочную восточную политику России. Реально сегодня уже проделаны определенные шаги в этом направлении, но, как представляется, в министерстве развития Дальнего Востока должно появиться подразделение, которое могло бы работать на обоснование стратегической перспективы. Второе – это определение роли и функционального назначения Владивостока в реализации этой восточной политики, соответствующие полномочия и ответственность. Первым шагом в этом направлении может стать наделение Владивостока полномочиями субъекта федерации. Третье – это определение территориальных границ города и наиболее эффективные направления его развития. Представляется, что для начала границы агломерации могут быть ограничены водосборным бассейном залива Петра Великого, включение в состав данного территориального образования акватории части залива, чтобы это могло стать единым жизненным пространством города с единым управленческим центром.

Четвертое – это изучение сложившегося и возникшего за последние годы разделения труда, видов производства, формирующихся селитебных зон, транспортных коммуникаций и возможностей перераспределения части функций между Владивостоком и окружающих его поселений. Пятое – это определение стратегических направлений развития города с позиций обеспечения максимальной привлекательности для инвестиций. Представляется, что на данном этапе (на ближайшие два десятилетия) городу следует взять ориентир на развитие туристической отрасли, когда при минимальных вложениях и относительно быстрой отдаче может быть обеспечено максимальное наращивание социально-инфраструктурного потенциала. Это будет служить хорошим стимулом для привлечения инвестиций, и в то же время будет способствовать притоку сюда новых рабочих рук, особенно, в сфере обслуживания.

Шестое – это последовательный вывод за пределы нынешнего городского центра жилья за счет развития преимущественно малоэтажной жилой застройки. По мере снятия нагрузки с центральной части города осуществить его реконструкцию: сформировать деловую часть города, придавая ей современный уровень при максимально бережном отношении к исторической застройке.

Эта часть города должна стать привлекательной для размещения здесь банков, офисов крупных компаний, музеев, театров, выставочных комплексов – сочетание деловой и туристической зон.

Седьмое – город должен иметь долгосрочный план последовательной рекультивации всех водных акваторий, начиная с бухты Золотой Рог и заканчивая всеми речками (Первой, Второй, Седанки, Черной, Богатой и т.д.). Для этого потребуется пересмотреть отношение к существующим производствам как вдоль морских бухт и заливов, так и по основным долинам (особенно, долина Первой речки). Часть из них может быть передана в Большой Камень, Славянку или Находку, часть может быть перепрофилирована или ликвидирована полностью. Особо тщательного экономического анализа потребуют порты Владивостока (морской торговый, рыбный, нефтеналивной и т.д.) – насколько экономическая отдача, затраты на их расширение, реконструкцию будут сопоставимы, например, с превращением этих акваторий в рекреационную зону, что выигрывает или проигрывает при этом город.

Восьмое – особого подхода требует разработка концепции развития острова Русский. Представленный взгляд на его перспективы московскими исполнителями при всей тщательности технической разработки проекта, тем не менее, вряд ли отвечает представлению о мировом городе. 

Гораздо привлекательнее выглядит идея превратить остров Русский в площадку международных коммуникаций, предоставив возможность разместить здесь культурные центры, например, столиц стран АТЭС, и с другой стороны, предоставив такую возможность показать во всем многообразии такому же числу российских городов.

По мере развития международного взаимодействия здесь могут быть обустроены и площадки международной электронной торговли, обмена информацией, технологиями, совместными разработками на базе ДВФУ и ДВО РАН.

Девятое – необходимо серьезное изучение размещение населения вдоль акватории Амурского залива. По некоторым оценкам территории Владивостокской агломерации в пределах водосборного бассейна достаточно для размещения от 2,5 до 3 млн человек. Выход за пределы ограниченной территории полуострова Муравьева-Амурского помимо прочего позволяет решить многие проблемы жилищно-коммунального хозяйства, открывает возможности для развития малого бизнеса, и в какой-то мере может решить еще и продовольственные проблемы. При таком подходе возникает вопрос: актуальность какого моста для Владивостока более значима – вдоль Амурского залива или поперек? Если сегодня наиболее значимым аргументом в пользу строительства так называемой ВКАД (Владивостокской кольцевой автодороги) является то, что требуются транспортные артерии для доставки портовых грузов, перераспределение 7 мл тонн грузов ВМТП между другими портами (и даже строительства новых современных портов) делают абсолютно ничтожным такой аргумент.

Десятое – актуальность разработки нового генерального плана Владивостока совершенно очевидна, и его качество во многом зависит от той концепции, которая будет положена в его основу. Еще совсем недавно строительство моста через бухту Золотой Рог казалось безумной фантастикой, не говоря уже о том, что таким мостовым сооружением остров Русский будет соединен с материком. И ни в одном из подобных документов не содержалось указаний на то, куда и как получит развитие город. То, что происходило на наших глазах за последние 6-7 лет из области мечтаний, сегодня стало реальностью, которой мы пока слабо воспользовались. Поэтому задача заключается, с одной стороны, в том, чтобы осознать ценность того, что нам уже досталось, а с другой – не останавливаться в своих фантазиях и заражать этими фантазиями тех, от кого зависит их реализация. Поэтому я вижу нашу задачу в том, чтобы выступить с инициативой разработки принципиально новой концепции развития города – Владивостока как столицы Тихоокеанской России и предложить ее для обсуждения на разных уровнях.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость