24 июля 2014. Инна Бакало. Долгосрочная целевая программа по восстановлению системы ливневой канализации действует во Владивостоке уже третий год. Тем не менее, ливневки не справляются, в итоге подтопления во время непогоды продолжают носить регулярный характер, а город превращается в "гребной канал". Эксперты бьют тревогу - из-за отсутствия грамотной и надежной системы дождеприемников и очистных сооружений в море выливается огромное количество мусора и тяжелых металлов. Однако власти отмечают, что решить данную проблему сложно: средств, выделяемых на ливневки, не хватает, сообщает РИА PrimaMedia.
Подтопление Владивостока происходит с каждым проливным дождем. Эта ситуация для столицы Приморья стала нормой, но каждый раз поднимает вопрос о работе системы ливневой канализации, которая не удовлетворяет требованиям, установленными федеральными стандартами с января 2013 года. Более того, эксперты отмечают, что ливневые стоки никогда не соответствовали даже старым стандартам.
- Дождеприемники по новым стандартам должны располагаться через каждые 60 метров. Сегодня во Владивостоке они находятся на расстоянии примерно в 500 метров. Это касается и места расположения ливневых решеток, которые необходимы в конце каждого спуска, на затяжных участках дорог, на перекрестах, пешеходных переходах.
Во Владивостоке необходимо провести инвентаризацию дождеприемников и коллекторов. Контроль работы системы должен быть первостепенной задачей для администрации города. Иначе Владивосток продолжит страдать из-за каждого дождя, - рассказал старший преподаватель кафедры строительства и управления недвижимостью инженерной школы ДВФУ Анатолий Слепарчук.
Последствия ливня во Владивостоке. Фото: РИА PrimaMedia
Отметим, с 2011 года во Владивостоке действует программа по восстановлению ливневой канализации. Однако плоды реализации этой программы заметить трудно. Недавние проливные дожди показали, что за три года ситуация не с двинулась с мертвой точки. В каждый дождь страдают одни и те же районы города. Напомним, из-за ливня, который обрушился на Владивосток 18 и 19 июля, затопило Набережную, район стадиона "Динамо", который всегда "плавает" после осадков, стадион "Строитель", улицу Бородинскую. Пострадал даже киноетр "Океан", который находится на возвышенности.
Улица Пограничная страдает не только из-за того, что к ней стекает большинство "рек" во время каждого проливного дождя, а также из-за огромного количества организаций и строений, которые к системе ливневой канализации, по заверению мэрии, незаконно присоединяют бытовую. Именно по этой причине, очевидно, появился устойчивый запах фекалий после циклона в районе стадиона Динамо и набережной Спортивной.
В администрации города говорят о том, что город справился со стихией. Но не обошлось без происшествий. Ливни с грозой серьезно повредили дороги Владивостока, которые оказались подтоплены из-за слишком обильных осадков. Почти в каждом районе горожане наблюдали сошедшие с сопок сели и груды грунта.
Вину за это можно было бы переложить на обильные осадки, ведь выпала разом месячная норма, но факт неработающих и забитых мусором ливневок остается. Эксперты уверены, что таких затоплений удалось бы избежать, будь система исправной.
- Масштабы угрозы способен рассчитать даже школьник: площадь материковой части нашего города - 300 кв. км, перепад высот на рельефе – 200-250 метров. И вот самый обычный дождичек с объемом осадков 10 мм даст разом 3 млн кубометров воды, за день стекающей в низину. А это минимум в 5 раз больше, чем все проектные мощности нынешней городской канализации. Ей не справиться, даже если бы она была честно построена и прочищалась каждый день. А ведь 10 мм это даже не дождь. Так, мелкая морось. Но администрация начинает колотиться в истерике уже с 20 мм, будто это страшная стихия. А если 50 мм, как было в субботу? А если 130 мм, как было на Русском в четверг? И это ведь еще не тайфун или ураган, - комментирует представитель приморского отделения Ассоциации строителей России Николай Матвиенко.
Последствия ливня во Владивостоке. Фото: РИА PrimaMedia
В администрации Владивостока после прошедшего ливня даже выявили положительную динамику.
- Район стадиона "Строитель" ранее топило гораздо больше, а после недавнего ремонта ливневой канализации этого пришлось избежать. Кроме того, в тех районах, где все было очищено и исправлено, вода уходила за несколько часов, - рассказали в пресс-службе мэрии.
Многие горожане столкнулись с потопом не только на центральных дорогах, но и на придомовых территориях. В этом случае обвинения в адрес администрации Владивостока бессмысленны.
- За работу системы ливневок на придомовых территориях отвечает собственник, а значит за ними должны следить либо управляющие компании, либо ТСЖ, - отметили в пресс-службе.
Отметим, что в рамках программы по восстановлению ливневой канализации, которая работает с 2011 года и рассчитана до 2015 года, уже потрачено порядка 6,5 млн рублей. Но этих денег, выделяемых как из местного, так и из краевого бюджета, недостаточно.
- Для восстановления все системы ливневой канализации во Владивостоке нужны очень большие средства. Это не 1 млрд рублей, и у бюджета города нет средств на это. Кроме того, везде и сразу все исправить, заменить и прочистить нет возможности. Тогда бы пришлось перекопать весь город. Поэтому работы ведутся поэтапно. Например, сейчас полностью меняется система ливневой канализации на улице Фадеева,
- отчитались в мэрии Владивостока.
Но у экспертов такие доводы вызывают лишь недоумение.
Главной проблемой инженеры-строители называют отсутствие надлежащего контроля над ливневыми стоками со стороны городских служб.
- Волшебное превращение в прошлую субботу Депутатской аллеи в гребной канал стало возможным даже не из-за генплана или каких-то там проектов с "неподъемным бюджетом". Просто некому было привести в порядок берег Второй речки, брошенный строителями саммита. Брошенный - это значит кучи земли, глины, мусора преградили дорогу воде. Горблагоустройство весь этот срам, как могло, озеленило. А что воде негде уйти – никто не подумал. Вот и приплыли, - подытожил Николай Матвиенко.
Недочеты в работе системы ливневой канализации затронули не только проблемы городской территории, но и интересы экологов. Они уверены, что с каждым ливнем в море сливается огромное количество мусора и тяжелых металлов.
- Город обязан иметь по плану исправную систему ливневой канализации. Кроме того, вся вода сначала должна поступать в очистные сооружения, а уже потом благополучно сливаться в море, а не наоборот, как это происходит во Владивостоке. Сегодня каждый проливной дождь сливает в море все примеси и вещества, которые есть на асфальте. А это различные масла, металлы, среди которых цинк и свинец, - отметил заслуженный эколог России, председатель Координационного совета по проблемам экологии в Приморье Борис Преображенский.