28 июля 2014. Приморская компания DNS, пожалуй, стала флагманским примером истории успеха регионального предпринимательства. Компания прочно укоренилась в рейтингах Forbs, и вплотную приблизилась к лидерам российского электронного ритейла. Логичный переезд штаб-квартиры компании в столицу страны, тем не менее, не состоялся. Напротив, один из совладельцев компании всерьез намерен обустроить родное Приморье, потому что это Родина…
О причинах патриотизма и взаимоотношениях современного бизнеса с властью и обществом в эфире PrimaMedia LIVE рассказал генеральный директор и совладелец компании DNS Дмитрий Алексеев.
Статьи в "Форбсе" о приморских компаниях - большая редкость, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Скрин-шот страницы в интернете
Не нужен нам берег пхукетский
В Таиланде давно обосновалась российская бизнес-колония, Тематическая иллюстрация. Автор фото: РИА PrimaMedia
- Дмитрий, не так давно ты стал участником некоммерческого партнерства "Современный бизнес - Приморью", в который входит ряд достаточно крупных предпринимателей края, причем ряды партнерства постоянно пополняются. Может, предпринимателям стало скучно "вариться" у себя в компаниях? Чего ты там ищешь, что хочешь получить?
- Если посмотреть на предпринимателей, которые там объединились, то, думаю, все они находятся на разной стадии осознания того, зачем это нужно и почему. И у меня также какая-то эволюция происходит в сознании. Но у всех "наших" предпринимателей, по-моему, есть много общего: практически все они – это selfmade persons, люди, которые, как говорится, не в ходе приватизации госимущества чего-то нахапали. А ведь у нас есть такое мнение в обществе, что предприниматели – "барыги", что "честным путем миллионов не заработаешь" и т.д.
Я в советские времена родился, и понятия "продавец" и "спекулянт" несут для меня тоже близкую, где-то негативную окраску. В начале моей коммерческой деятельности мне один умный человек сказал, что произвести - много кто может, а вот самое сложное – при этом продать то, что ты сделал. Нужно не только сделать что-то - написать программу, создать робота - но и его продать.
Помимо DNS похожие истории у приморской компании "БубльГум" (на данный момент под этим брендом действует 33 гипермаркета на всей территории РФ – прим. PM) Многие удивляются, но это не федеральная "сетка", это такая же местная компания. Просто основатель компании потихонечку, кусочек за кусочком… У них тоже есть перспективы, думаю, что на рынке детских товаров они еще поборются за лидерство в общероссийском масштабе. Или тот же "ШинТоп" (Владелец бренда - компания "Востокшинторг" - на данный момент контролирует 45 автомаркетах в регионах России до Уральского хребта- прим. PM), который на рынке автотоварах шагнул очень далеко. Это такие единичные истории, и в этом отношении мы все похожи. Со временем у людей происходит какая-то трансформация в сознании, и, как результат, осознанный выбор у предпринимателя – жить и работать в Приморье. При этом у всех давно есть возможность уехать, скажем, на Пхукет, и те, кто захотел, давно уехали. А вот эти люди объединились в "Современный бизнес - Приморью". Не хотят уезжать, хотят здесь работать.
- Насчет выбора: чего ты такого хорошего нашел во Владивостоке? Что тебя тут держит?
- У нас чудесный город, чудесное море, которого много кому не хватает. До нас наше великое государство меньше "дотягивается" в своих каких-то ипостасях, и есть некий дух свободы предпринимательства. Многие отмечают, что тут больше на Америку похожи духом. Сложно, честно говоря, привести рациональные аргументы, почему не уезжаем. Проще сказать: "Семья, дети, и мне тут нравится".
- Итак: вы объединились для того, чтобы здесь жить. А дальше что? Вы тратите на партнерство личное время, а оно, я так понимаю, стоит у предпринимателей твоего уровня достаточно дорого?
- По поводу времени. У нас как считается? Нужно поделить свое время на семью - что у каждого человека должно быть главным ориентиром - и на работу. А в цивилизованном мире это время нужно делить на три части: семья, работа и общество. То есть каждый человек, если хочет жить в хорошем обществе, должен еще и помимо работы и частных интересов смотреть на окружающий мир. Тратить время и на это.
Никто кроме нас
Никто кроме нас!, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Предоставлено компанией DNS
- По-твоему, нужно формировать среду, чтобы было комфортно в ней жить. Иначе за тебя ее сформируют другие?
- У нас в свое время серьезные раздумья были, когда мы выходили на центральный уровень. Много резонов было за то, чтобы переезжать в Москву или под Москву. Слава богу, не поехали, остались здесь. Но вопрос – остался. Здесь не очень удобно содержать центральный офис, хотя бы потому, что Владивосток - очень дорогой город. Да, все говорят, что Владивосток – хороший город, есть море, которого – опять же - многим не хватает. Но люди взвешивают рационально - дорого здесь жить. И люди уезжают поэтому. А что вы хотели? Человек может продать здесь квартиру, купить жилье в Подмосковье и там два года жить на разницу цен. И при этом там продукты гораздо дешевле. Конечно, у нас и зарплаты выше, у нас в этом плане такой примерно питерский уровень. А вот инфраструктура - по сравнению с питерской - страдает. Недвижимость в Петербурге дешевле, чем во Владивостоке.
И вот это - проблема, которую я не могу решить сам по себе. Это вещь связана с обществом. Это вещь связана с госуправлением. При том что общество и управление - тоже взаимосвязанные вещи. Госуправление, по-хорошему, должно исполнять посыл, идущий от общества.
- И ты решил идти путем создания институтов воздействия на общество?
- Если не мы это будем делать, то кто? Понятно, что у нас в стране во многом принято так: кран открываешь, воды нет – кто виноват? Если не президент, то уж точно губернатор. А ведь это вещи, совершенно не зависящие от них, а зависящие от нас. Мы и есть общество, и мы должны делать то, что от нас зависит.
- Что же конкретно можно сделать?
- Одна из задач того же предпринимательского сообщества – показать, что в Приморье есть бизнес. Чтобы власти - федеральные, региональные - тоже видели этот бизнес и пытались с ним - как с партнером, как с участником процесса - взаимодействовать.
- А ты думаешь, что власть вас не замечает?
- Не поверишь, но большое количество работников краевой администрации не знают, что существует компания DNS. Я что подразумеваю - есть у власти восприятие местного бизнеса как чего-то мелкого, причем в негативной коннотации. "Барыги, только машины и могут перепродавать..." А на самом деле - у нас крупнейший компьютерный завод в Европе. И что я подразумеваю под конструктивным взаимодействием? Были у нас прекрасные стройки саммита АТЭС. Много сделано полезного… и неполезного. В результате этих строек было бы хорошим эффектом и развитие местного бизнеса. А я не знаю, какой местный бизнес развился от того, что были вложены в это громадные деньги? Почему опять же ДВФУ строил "Крокус"? Первый вице-премьер России Игорь Шувалов же приезжал, рассказывал, что знает - есть такая компания, которая может реализовывать такие проекты. А то, что существуют другие компании за МКАДом - он не знает.
Так что нам нужно как-то показывать, что есть потенциал и его нужно реализовывать. Другой пример: была задача к саммиту АТЭС увеличить число гостиниц. Почему гостиницы строили специально созданные подразделения вместо того, чтобы выделить участки, провести конкурсы, привлечь местных предпринимателей, сделать немного знаковых вещей, а побольше средних, но важных для региона?
- В свободный конкурс допустить группу компания "Эскадра", к примеру? Или "Аркаду", кто выиграл, тот бы и строил. Ты об это говоришь?
- Примерно. Ведь никто не приедет и не сделает для нас тут хорошо. Сторонний инвестор придет не для того, чтобы сделать нам хорошо, а просто заработать денег. Ту же детскую робототехнику никто из приезжающих делать здесь не будет. И проекты Виталия Веркеенко типа "Примринга" тоже никто из приезжающих делать не будет. Это может сделать только человек, который здесь живет и хочет, чтобы вокруг было хорошо. Никогда ничего хорошего в Приморье не будет, пока не будет развиваться местный бизнес. Бизнес – это основа того, что здесь будет хорошо.
А у нас взаимодействия с властью не происходит. У нас бизнес исповедует две стратегии: либо держатся от власти подальше, либо – "дорваться и хапнуть". У меня не сложилось впечатление, что у современного бизнеса в Приморье основное желание – "дорваться до корыта". Хочется выстроить какую-то нормальную работу, тогда нас начнут замечать. Хочется быть участником процесса.
- Зачем?
- Чтобы было лучше. У людей, у которых есть тут бизнес, от того, чем лучше будет в Приморье, будет и самим лучше. Очень просто: чем больше будет людей, чем богаче они будут жить, тем больше они компьютеров будут здесь покупать.
Организация конкретных людей
Участники НП "Современный бизнес - Приморью", Тематическая иллюстрация. Автор фото: РИА PrimaMedia
- Есть "Опора России", есть Торгово-промышленная палата, есть "Деловая Россия". Есть краевой уполномоченный по правам предпринимателей. Столько много людей и организаций, призванных помогать тебе "подружиться" с властью. Неужели не хватает?
- Конечно, нет. Организации типа "Деловой России" или "Опоры России", не в обиду будет сказано, отягощены своей федеральной сущностью. Как такие организации создаются? Есть в Москве авторитетные политики, "приближенные", попавшие "в струю", которым нужно сделать федеральную структуру и в регионах что-то. То есть это штука, "насаженная сверху" - со всеми вытекающими последствиями. И какие-то вопросы решать нужно всегда с оглядкой на федеральную структуру, на "линию партии".
Плюс к этому, участники таких организаций - не очень равноправны, а во-вторых, грубо говоря, чтобы стать руководителем на месте, нужно идти в Москву - со всей ее богатой внутренней жизнью, и она становится жизнью всей организации.
- То есть, происходит подмена понятий - говорили о предпринимательстве, а перешли в полноценную политику?
- У нас в организации заложен интересный принцип – в ней состоит не компания DNS, а конкретно Дмитрий Алексеев. Это объединение конкретных людей, которые конкретно здесь живут, ведут конкретный бизнес. Собственно, все упомянутые организации хорошие, и мы сотрудничаем с ними, просто задачи - несколько разные. У нас организация конкретных людей.
- Не боишься ли ты, что хорошая идея все равно рано или поздно свалится в политику?
- Я там для того и есть, чтобы не свалиться. Я сам в политику не собираюсь. Я считаю, что публичная политика должна быть профессиональным занятием.Бизнесу же нечего делать в политике. Но опять же тоже из политических соображений. Условно говоря, станешь ты губернатором. Мне от этого - ни тепло, ни холодно. Если есть конкретные проблемы, могу прийти к губернатору и поговорить.То есть, если есть какие-то конкретные вопросы, их и так можно решать. Для этого не нужно лезть в политику.
- Опять возвращаемся на исходные позиции. Власть же и так помогает. Чего еще надо?
- Во-первых, мне кажется, что схема решения вопросов типа "не получается-пожалуйся губернатору" - это не самая правильная вещь. Как раз хотелось бы, чтобы система работала сама по себе. Чтобы не нужно было каждый вопрос решать через аудиенцию с губернатором. И тут как раз - вопрос институализации этого процесса, чтобы он был более правильным, упорядоченным. Это прежде всего нужно бизнесу.
- Сегодня есть какое-то понимание, как это должно быть? Или только вот пока идет процесс осознания?
- Нет одного какого-то волшебного способа, чтобы нажал на кнопку - и стало хорошо. Это долгая, кропотливая работа, которая должна выстраиваться из какого-то системного взаимодействия. Да, в том числе и через обсуждение инвестиционных стратегий, каких-то других идей, и с точки зрения бизнеса мы должны быть полноценными участниками этого процесса. Само по себе это не произойдет.
Точка приложения - Приморье
Приморье - точка приложения сил и инвестиций, Тематическая иллюстрация. Автор фото: РИА PrimaMedia
- Тем не менее, смог же DNSбез всякого участия органов исполнительной, законодательной и иной власти добиться успеха?
- Это и есть то самое деление на семью, работу и общество. Должна быть еще часть времени на "общество". Пусть она из этих трех должна быть меньше всего, но она должна присутствовать. Все равно нужно работать на эти общественные вещи. Никому другому это не надо.
- Есть мнение, что во Владивостоке, Приморском крае присутствует сильное проявление предпринимательской активности - как собственно в бизнесе, так и в политике, куда идут предприниматели? Почему такого нет, например, в Хабаровске?
- Владивосток в силу того же географического положения более торговый город. Здесь гораздо больше развит тот же средний частный бизнес, и сама среда более динамичная, более торговая. Просто предпринимателей тут больше, чем в Хабаровске.
- То есть больше рисковых людей?
- Я бы акцент конкретно на рисках не делал. Это - более предприимчивые люди. Если же говорить про один риск, то это больше похоже на авантюризм. Предпринимательство и авантюризм – не одно и то же. Тут еще совпало: на федеральном уровне очевидно, что Владивосток должен быть той точкой, где развивается контакт России с Азией. Это было и до "возвращения Крыма", а после - еще больше проявилось, так как Европа может дать от ворот поворот в любой момент. И, наверное, какие-то трансформации внутриполитической приморской ситуации. Я в ней не сильно большой специалист, но и новый губернатор…
- Новый станет 14 сентября где-то после 20.00…
- Что же, пожелаем ему успехов… Посыл во многом тоже от губернатора идет. К примеру, через развитие тех же общественных советов, это тоже подхлестнуло активность среди предпринимателей. Опять же, мне кажется, что у всех, у той же власти, может неосознанно, но есть понимание: деньги вложил - и что? Мосты построили - и что? Ничего не изменилось. А почему? Потому что нельзя это делать в отрыве, это нужно делать вместе - поднимать уровень благосостояния, увеличивать количество населения, уровень зарплат и т.д. Не построит государство за нас всю инфраструктуру. Оно может сделать свою часть общественного блага, которую бизнес не сможет осилить.
- Построить мосты, дороги?
- Это в теории и называется – "общественное благо". Благом должно заниматься государство. Бизнес не сможет его создавать по определению. У нас есть такая подмена понятий: с одной стороны - страна у нас общинная, социальная, а с другой - когда доходит до дела, скатываемся на то, что "есть власть - пускай она это и делает". Банальный пример: каждый год у нас во Владивостоке по осени происходит снегопад. И с большим азартом жители города его встречают и говорят, что опять власть не справилась со снегопадом. Вот тут подмена понятий и идет, как мне кажется. Власть – это орган, который должен организовать общество, которое бы само боролось с проблемами.
- Посильно вышли и кинули пару лопат?
- Власть, по-хорошему, должна организовать общество, расставить ящики с песком, чтобы люди вышли и лопатой подкинули. И при этом точно понятно, что власть сама с этой проблемой никогда не справится. Мы денег столько не даем власти, чтобы у нее были на это ресурсы. А тут мы, предприниматели, объединились – значит, они хотят захватить власть? Да нет же. Это и есть общество, субъект, на который власть может опереться. Тот же губернатор должен иметь возможность опереться и воспринимать бизнес-сообщество, как нормального партнера, с которым можно работать.
От РИА PrimaMedia напомним, что, по мнению совладельца группы компаний "Эскадра-П", участника НП "Современный бизнес - Приморью" Бориса Позднякова, предпринимательское сообщество Приморского края накопило достаточно ресурсов для того, чтобы вступить в полноценный диалог с властью. О том, что бизнес-сообщество края готово сделать для чиновников и как гармонично сочетать "Янь" власти и "Инь" бизнеса, предприниматель также рассказал в эфире PrimaMedia LIVE.
Справка: Компания DNS основана в 1998 году во Владивостоке. Выручка по итогам 2012 года – 86,4 млрд рублей без НДС. Штат компании – около 12 тысяч человек, количество магазинов – около 700. География присутствия – 240 городов России.