Дорогу к дорожному строительству нужно дать малому бизнесу Приморья – Владимир Шеянов

Небольшие фирмы могут оправдать любые инновационные надежды, отметил руководитель приморского отделения "Деловой России" в докладе на конференции Росавтодора
Конференция Росавтодора. Выступление Владимира Шеянова
Фото: Предоставлено Приморским отделением "Деловой России"

25 июля 2014. Полугодовая научно-практическая конференция, посвященная вопросам приоритетных и текущих направлений деятельности дорожного хозяйства по обеспечению реализации положений федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)", состоялась сегодня, 25 июля, во Владивостоке под председательством руководителя Федерального дорожного агентства Романа  Старовойта. Актуальной теме перспектив участия малого и среднего бизнеса в реализации инфраструктурных проектов в дорожной отрасли посвятил свое выступление председатель Совета Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Владимир Шеянов, сообщает РИА PrimaMedia.


Конференция Росавтодора. Роман Старовойт (слева) и Владимир Шеянов , Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено Приморским отделением "Деловой России"

Как отметил Владимир Шеянов в начале своего выступления, малый и средний бизнес является базой для развития любой отрасли экономики, основой для расширения среднего класса во всех ведущих странах мира. Например, в Германии такие предприятия составляют 99% фирм-налогоплательщиков. Они обеспечивают до 80% рабочих мест, 45% налогов с оборота и 30% немецкого экспорта.

В настоящее время, согласно официальной статистике, приведенной Росавдором на своем официальном сайте, в российской дорожной отрасли на долю "малышей" приходится до 40-50% общего объема финансирования. Однако в основном речь идет о научных и проектных организациях, компаниях, занимающихся материально-техническим обеспечением и поставкой материалов. 

При этом данная статистика учитывает и работы, которые выполняются малыми и средними предприятиями на условиях субподряда. Прямых договоров очень мало, отметил Владимир Шеянов.

"Недавно председатель Общественного совета при Росавтодоре Сергей Фахретдинов привел более впечатляющую цифру. Как оказалось, доля малого и среднего бизнеса в прямых закупках в госсекторе в целом составляет более 2% от общего объема. Социологи назвали бы это статистической погрешностью, - сказал руководитель Приморского отделения "Деловой России". – Сегодня система закупок ориентирована на интересы крупного бизнеса, в первую очередь на аффилированные или дочерние компании заказчиков.  Мы не умаляем их значение в развитии масштабных инфраструктурных проектов. Но можно констатировать: малый и средний бизнес вытеснен в сферу субподрядных работ, что приводит к монополизации и росту себестоимости проектных работ и  дорожного строительства".

Как правило, малый и средний бизнес, сталкивается с непрозрачностью системы закупок, административными барьерами, бумажной волокитой.

Правда, сейчас наблюдается позитивный тренд: государство и бизнес вместе начали договариваться о "правилах игры". Первые эффективные механизмы расширения доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам предусмотрены в соответствующей "дорожной карте", разработанной в рамках Агентства стратегических инициатив рабочей группой под руководством Сергея Фахретдинова и одобренной правительством РФ.


Конференция Росавтодора. Выступление Владимира Шеянова, Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено Приморским отделением "Деловой России"

Это действительно уверенные совместные шаги государства и общества в направлении поддержки малого и среднего бизнеса, подчеркнул Владимир Шеянов. Однако остается еще много вопросов, требующих ответа. Например, насколько добросовестно заказчики будут исполнять директивы дорожной карты?  Смогут ли они перестроиться на новые правила взаимодействия с малым и средним бизнесом? Какие еще возможности есть для расширения участия малого и среднего бизнесу в дорожном строительстве? Возможно, стоит подумать о лизинговых инструментах?

Возможно, требуются специальные программы для стимулирования участия компаний  в инфраструктурных проектах, традиционных для малого и среднего бизнеса? Например,  придорожный сервис: АЗС, рестораны, мотели, кемпинги, банковские и медицинские услуги, техпомощь и автосервис, организация фермерских придорожных рынков, логистических пунктов для грузовиков, пункты утилизации?

"Рынок дорожного строительства – довольно консервативный. Но именно с малым и средним бизнесом связаны инновационные надежды в любой отрасли экономики. Эти компании наиболее активно занимаются новыми разработками: их успех не в ресурсах, а в интеллекте, применении новых технологий; они имеют свободу маневра, гибкость. В этом их преимущество перед крупным бизнесом: большое предприятие перестроить на современный лад гораздо сложнее", - обозначил свое видение проблемы Владимир Шеянов.

По его мнению, для участия малого и среднего бизнеса в дорожной отрасли есть и перспективы, и потенциал. Его залог - в более высокой эффективности, которая достигается благодаря относительно узкой специализации компании и сильной конкуренции среди небольших предприятий.

"Эти два  условия заставляют небольшие фирмы уделять максимальное внимание совершенствованию рабочих процессов и использовать новые материалы и технологии. А ведь именно от этого зависит качество и безопасность наших дорог, - подчеркнул Владимир Шеянов.

Смотрите полную версию на сайте >>>