Местные предприниматели подготовят Приморье для "глобальных" инвестиций – Максим Голишев

Владелец ГК "Зеленый остров" и бизнес-ангел рассказал в эфире PrimaMedia LIVE, почему инвестиции в стартапы и наставничество в формате B2B необходимы региону
Russky MeetUp & Digital Region
Максим Голишев
Фото: Балашов Антон, РИА PrimaMedia

13 августа 2014. Региональные предприниматели подготовят Приморский край для масштабных "глобальных" инвестиций, создав так называемую "бизнес-почву" и необходимую любому обществу прослойку предприимчивых людей, считает Максим Голишев — владелец группы компаний "Зеленый остров", участник приморской "Лаборатории инвестиций" и бизнес-ангел. Почему инвестиции в стартапы и наставничество в формате B2B нужны региону,собеседник агентства рассказал в эфире PrimaMedia LIVE.

Как бизнесу вырастить крылья

— Максим, вы нетолько генеральный директор и владелец группы компаний "Зеленый Остров", но и — что для многих куда более интересно — бизнес-ангел.Как вы к этому пришли?

— Сразу оговорюсь, что такие "ангелы" никакого отношения к религии не имеют. Бизнес-ангел — это частный инвестор, который вкладывает свои собственные средства в так называемые стартапы, или, говоря по-русски проекты, имеющие большой потенциал роста. Вот говорят:"Когда дитя падает - ангел подушку подкладывает". Так и крупные бизнесмены как бы подкладывают "подушку" малому бизнесу, оберегая его на начальной стадии роста, когда он еще слабенький и маленький. Они получили свое название потому, что мало кто кроме них решается вкладывать деньги в рисковые проекты, которые не имеют достаточного обеспечения.

Эта сфера общественных отношений для нас новая. Сейчас первые российские "ангелы" только начинают появляться. В США их несколько сотен тысяч, у нас пока еще сотни. Эта прослойка не могла образоваться в России в 90-е годы, потому что требует "созревания" самих инвесторов. Отечественный бизнес-ангел – это состоятельный и состоявшийся человек лет 50-ти, успешный предприниматель, имеющий значительный опыт развития собственного бизнеса. Он уже "наигрался" — и его компетенции перешли в другое русло. У него включаются уже другие мотивации, поэтому он помогает молодежи не только средствами, но и своим предпринимательским опытом и связями, чего, как правило, как раз и не хватает начинающему предпринимателю.

"Ангелы"— люди в основном пассионарного типа, энергичные, рисковые. И они видят в начинающих бизнесменах молодых себя, какими они были в начале пути. И им — интересно.

— А сколько у нас, по вашей оценке, в Приморье таких бизнес-ангелов?

— К сожалению, не так много. В Приморье это явление еще достаточно молодое. Оно только стартует, и пока движется только на энтузиастах, пассионариях, таких, например, как Андрей Косолапов. По нашим подсчетам в Приморском крае где-то около 30 предпринимателей, которые "крутятся" в этой сфере, и только 10 — активных, которые входят в нашу "Лабораторию инвестиций" — сообщество бизнес-ангелов Владивостока.

— В чем заключается личный интерес инвестора-ангела?

— Инвестор – это зрелый, опытный человек, который уже может инвестировать, что называется,"наружу". Ведь на стадии роста компании, как правило, владелец вкладывает средства "внутрь", в свой бизнес. Если у предпринимателя бизнес удачно развивался на протяжении 20-30 лет, у него уже формируется годовой инвестиционный бюджет "наружу".И часть этих инвестиций, обычно не более 20%-30%, он может вложить в какие-то рисковые вещи.

Кто-то — играет на "Форексе", кто-то — идет в казино, а вот "ангелы" – вкладывают в молодой бизнес. Это, по сути, такое хобби — поддержать молодых предпринимателей, у которых есть новые идеи, задор, энтузиазм. В связи с этим часто говорят про инновации, аэто значит — появляется новый продукт, которого ранее на рынке не было. И, следовательно, нет и конкуренции. Это один из наиболее рискованных бизнесов, но и возврат инвестированных средств — в случае успеха — может многократно превышать первоначальные финансовые транши.

Как быть хорошим капиталистом

— То есть, если я правильно понимаю, вы — капиталист в хорошем смысле этого слова, вкладываете собственные средства в какие-то интересные венчурные проекты, создаете, по сути, что-то новое?

— В нашей стране очень много перепутанных понятий. Что такое предприниматель, что такое бизнесмен, что такое инвестор? У большинства в голове каша. Кто такой предприниматель? Как правило, это молодой человек 20-30 лет, у которого есть идея, есть энтузиазм и желание построить свое дело. И ради этой цели он готов трудиться день и ночь без зарплаты и отдыха. Обычно у таких начинающих предпринимателей есть небольшой начальный капитал – мама с папой помогли, другие родственники или друзья. Они начинают на эти средства свое дело и вскоре понимают, что деньги закончились, их больше нет. Надо продолжать, а средств нет. Получается тупик, надо как-то двигаться дальше, а как это делать, непонятно. И здесь помощь бизнес-ангела — незаменима.

— Венчурный фонд? Кредит в банке?

— Что такое венчурный фонд? Это организация, которая инвестирует не свои деньги, а чужие. Там сидит менеджер, который действует по определенному алгоритму. Та же история и с банками. У них жесткие требования, и их — немало: бизнес уже какое-то время должен работать, давать продукт, там много чего еще должно быть.Банку нужно платить проценты и возвращать всю сумму.

Бизнес-ангелы такие условия не ставят, они намного гибче, чем банки, и не требуют деньги назад завтра или под какие-то проценты, потому что "играют" своими финансами.Их интерес — вложиться в идеюи именно в этого молодого предпринимателя. Никакие формальные структуры этого сделать не могут. Поэтому именно бизнес-ангелызаполняют разрыв между первоначальными вложениями собственников компаний, их родственников-друзей и последующими источниками финансирования.

Их искусство заключается в том, чтобы определить перспективный проект, поэтому они тщательно изучают вопрос, прежде чем инвестировать деньги. Он смотрят, насколько продукт будет востребован рынком, какая команда у предпринимателя, на что он способен — чтобы понять,"потянет" он или нет. И только тогда ангел вкладывается. Он заинтересован в том, чтобы эта команда росла очень быстро.

— Получается, что современный предприниматель должен сочетать в себе такие вещи, которые в обыденном понимании кажутся трудно сочетаемыми. То есть: одной идеи – мало.Нужно, чтобы эта идея — хотя бы в голове автора -помещалась в контекст существующего рынка, в реальность. И только тогда этот предварительный продукт может представлять для бизнес-ангелов какой-то интерес. Как вы считаете, действительно есть сейчас такая молодежь, способная не только "родить" идею, но и "подвести" под нее материальную базу, пусть даже и не совсем умело?

— Это очень важный вопрос. В нашем обществе слово "предприниматель" до сих пор идет с каким-то "шлейфом". Как вы сказали –"капиталист в хорошем смысле". То есть — обычно капиталист звучит с негативным оттенком. И нужно извиняться за это: "Извините, что я капиталист". Нужно объяснять, что я— предприниматель, но я — не ворую. В сознании россиян эти перекосы еще очень устойчивы.

Я же считаю, что у нашего общества нет никаких перспектив, если этот класс не будет расти.

Любой социум на данном этапе своего развития определяется критической массой людей, способных самостоятельно отвечать за свою жизнь.

В российском обществе, на мой взгляд, этот класс чрезвычайно малочисленный. Этому есть масса исторически сложившихся причин, начиная с революции, которая воспитала неуважение кданной прослойке, и заканчивая настоящей ситуацией в стране.

А нужно-то не более 5% предпринимателей — и этого будет достаточно. Что делают в развитых странах? Они выстраивают свою инфраструктуру так, чтобы тот, кто потенциально может расти, мог расти.Чем славится Силиконовая долина? Там все стартапы имеют поддержку. Американцы вообще со всего мира "сосут" предпринимателей— перекупают, заманивают. Потому что понимают, что именно предпринимательский класс и "делает" страну по большому счету, так как именно они создают рабочие места, выпускают продукт и т.д. Только предприниматели могут обеспечить конкурентоспособность своей страны.

— А наше государство, власти проявляют какой-то интерес к созданию этой самой инфраструктуры, о которой вы говорили?

— Я думаю, что до этого надо еще дозревать. И власть здесь не все сама может сделать.Посмотрите, венчурных фондов — достаточно. Денег, выделяющихся на эти проекты – достаточно,взять тоже Сколково. Другое дело, как это делается. Мы видим, сколькотут критики. Но государство по-другому и не может. Генеральное направление заложено, и там инфраструктура высокого уровня есть. А вот мелкая подстройка — это касается"ангелов", предпринимателей, бизнес-инкубаторов — здесь нерешенных вопросов хватает.

Дело в том, что и самимбизнес-ангелам еще надо "зреть". Формы действия тоже можно подсмотреть, это давно и успешно делают наши западные коллеги. Они, как правило,объединяютсяв специальные синдикаты, чтобы поделить риски и повысить компетенцию. Вот и мы собрались вдесятером в "Лабораторию инвестиций" — и наша компетенция подросла. Один в этой области силен, другой — в другой. Разделив свои инвестиции, мы также уменьшили свои риски.

Как не уехать из Приморья

— Вы — участник недавно организованного некоммерческого партнерства "Современный бизнес — Приморью". В этой студии мы уже беседовали с Борисом Поздняковым и Дмитрием Алексеевым, группа компаний "Эскадра" и компания DNS, соответственно.Обсуждалась, в частности, тема: у каждого успешного предпринимателя рано или поздно появляется мысль — а не пора ли покинуть Приморье и отправиться "завоевывать" Москву? Наши собеседники при этом отмечали, что это -даже не тщеславие, это — зачастую необходимость, так как, к примеру, та же DNS – компания уже всероссийского масштаба. А вот господин Алексеев заявил: "Я не хочу уезжать, мне и здесь комфортно жить и заниматься бизнесом". А как вы считаете – уезжать или нет?

— Я уверен – предприниматель должен жить там, где живет его бизнес. Ключевая мотивация предпринимателя – постоянное движение, изменение, стремление к росту. А когда он становится полноценным "бизнесменом" — наступает момент затишья, он начинает скучать. Подобное происходит с очень значительным процентом людей, начавших свое дело и добившись успеха.

И если предприниматель, ставший бизнесменом, инвестором, не потерял свою предпринимательскую мотивацию, он никуда не поедет. А вот если утратил это поступательное движение, устал, то он будет искать какую-то тихую гавань в другом месте.

Грубо говоря, чем меньше здесь все кругом организовано, тем предпринимателю интересней, тем больше область приложения сил. Он понимает — зачем он здесь, что ему делать дальше. И еще – очень важно само место, где ты живешь, атмосфера своей малой родины. У тебя здесь друзья, которые тебя знают чуть ли не с пеленок, они видели, как ты рос и развивался. Тебе нравится приморская природа, ты не устаешь восхищаться морем, ты здесь счастлив. Зачем уезжать? Хотя признаю – тех, кто уезжает, довольно много. Люди бегут, причем повторюсь – чем выше достигнутое финансовое благополучие, тем больше вероятность, что человек покинет родные места.

— Сейчас с различных трибун, кафедр и площадок много говорят о том, что в Приморье необходимо улучшать инвестиционный климат, создавать территории опережающего развития, строить "ворота в АТР", и пр. Как вы считаете, а как, главное, куда нужно улучшать инвестиционный климат?

— Инвестиционный климат – очень сложный многосистемный рейтинг, начиная от правовой защищенности бизнеса и заканчивая отношениями с властью. У меня есть пример из прошлого: мой хороший знакомый, теперь уже московский бизнесмен, но родом из Владивостока, вдруг начинает инвестировать в Хабаровск. Я недоумеваю — почему? А он отвечает, что там у него с местной властью все в порядке, никаких разногласий. Они ему сами предлагают выбрать области капиталовложений, не чиня при этом никаких препятствий.

— А у нас в Приморье в то время было иначе?

— У нас во время описываемых событий было по-другому. Деньги ведь, как вода – пойдут только в наиболее удобное и комфортабельное русло. Инвестор должен четко понимать, что место, куда он вкладывает, является максимально надежным и безопасным, без коррупции и административныхпрепонов. При этом нужно уметь видеть разницу между популистскими заявлениями чиновников и реальным положением дел.

Для инвесторов год присматриваться к территории – это не срок. Он, прежде чем расстаться со своими "кровными", будет приглядываться и прикидывать два, три года, пять лет. Например, наш губернатор в прошлом году начал активную кампанию по привлечению федеральных компаний, давая им серьезные преференции. Но поймите – "федералам" сюда идти неинтересно, это для них очень далеко, и выгода — сомнительная.

Почему бы не выйти на конструктивный диалог с местным бизнес-сообществом и прямо не спросить: что вам нужно для успешного развития малого и среднего бизнеса, чего не хватает, каких льгот и условий?

Пока этого диалога нет, но надеюсь, он скоро будет налажен. Движение происходит, но это случится не завтра, это вопрос более отдаленной перспективы.

Как готовить "бизнес-почву"

— В бытность полпредом президента в ДФО Виктор Иванович Ишаев постоянно продвигал идею, что государство должно хорошо вложиться в инфраструктуру региона, в крупные проекты – БАМ, Транссиб, космодром в Восточном и другие. При этом чиновник настаивал, что дело даже не в том, надо это экономике или не надо. Важность данных проектов, считал Ишаев, в том, что они дадут людям рабочие места, не дадут региону застояться, и, следовательно, создадут благоприятные условия для прихода инвестиций. Сейчас позиция властей, как кажется, иная, курс поменялся. Придумали территории опережающего развития, с явной целью – заманить туда крупного инвестора налоговыми льготами и преференциями. Придет Лоуренс Хо — строить казино, а Ричард Элман – "продвигать" трейдеров, и сделают все как надо, и будет нам процветание. Как вы считаете, будет процветание?

— Я с вами не согласен — курс не поменялся, глобальная стратегия осталась прежней. С федеральной точки зрения вкладывать в регион как раз необходимо, причем вкладывать много и в масштабные проекты. А вообще — власть очень любит рассуждать о глобальных проектах. Предпринимателю же важно понимание, что он может сделать здесь и сейчас. Это особые люди, ориентированные на практичность и нацеленные на конкретный результат.

Приход любого инвестора является благом для территории. А наша задача – подготовить "удобренную" почву, необходимую бизнес-среду для прихода глобальных инвесторов. И этим занимаются конкретные люди, предприниматели. Мне кажется, сегодня наблюдается явный перекос – мы слишком много апеллируем к власти, слишком много от нее ждем. А ведь если посчитать, совокупные бюджеты частных компаний соизмеримы с краевым бюджетом.

— И вы знаете, как подготовить эту "бизнес-почву"?

— Нужно сеять на всех уровнях, и тогда дождемся урожая. Мы привыкли уповать на то, что придет добрый волшебник и все сделает за нас. Никто не придет и ничего не сделает, кроме нас самих. Если мы хотим жить в этом городе, и жить хорошо, каждый должен делать максимум на своем месте, каким бы оно ни было. А "глобалить" можно раз в год, занимаясь в основное время, например, конкретными инвестициями в "молодежь".При этом нужно хорошо понимать, что из десяти проектов, куда бизнес-ангелы вложились, шесть умрет сразу, три принесут более чем скромную прибыль, и только один имеет шанс "выстрелить". И то — не факт.

Это всегда риск, и бизнес-ангелы в некотором смысле — мессии. Они закладывает будущее благополучие не только для себя и партнеров, но и для всей страны.

— Иными словами,бизнес-ангелы способствуют общественному прогрессу?

— Безусловно. Финансируя инновационные компании, бизнес-ангелы развивают экономику России и наращивают ее интеллектуальный потенциал.И молодежь понимает, насколько выгодно иметь рядом опытного человека, который и грамотным советом поможет, и деньгами. В России предприниматели – недооцененная часть общества, но я уверен, что именно они в скором будущем изменят политический и экономический "градус" в нужную сторону. Нам было по 20 лет, когда мы начинали, сейчас столько же — тем, кто продолжает путь к свободному и сильному предпринимательству. И вот так, двадцатилетками, постепенно, мы построим новое общество. А быстрых чудес — не бывает.

От РИА PrimaMedia напомним, что в конце июля этого года участники некоммерческого партнерства"Современный бизнес — Приморью" обсудили с начинающими предпринимателями вопросы инвестиций в бизнес-проекты и интеллектуального потенциала. На суд девяти участников партнерства – владельцев успешных региональных компаний – были представлены проекты молодых приморских стартаперов, нуждающихся в инвестировании и помощи менторов.

Как ранее сообщало агентство, cоздавать успешные интернет-стартапы научат в стартап Школе "Спринт", которую проведет Фонд развития интернет-инициатив 7-9 сентября во Владивостоке. В течение трех дней ученики школы получат помощь по запуску собственного бизнеса в сфере IТ и интернет, а участники, пока не имеющие идей, обзаведутся проектом и собранной командой.

Также новые проекты для инвестиций ждут от "стартаперов" на конкурсе UPSTARTER CONTEST,который пройдет в рамках VII Дальневосточного форума информационных технологий и телекоммуникаций во Владивостоке (Дальинфоком-2014 (12+)).

Организатором мероприятия выступает Департамент информатизации и телекоммуникаций а Приморского края. Соорганизатор, предоставляющий площадку для проведения форума, - Дальневосточный федеральный университет. Стратегическим партнером Дальинфокома стал "Ростелеком" — компания вместе с партнерами представит на форуме проекты и перспективы развития решений в области "Электронного правительства" и отраслевой информатизации. Оператор VII Дальневосточного форума — информационное агентство PrimaMedia.

Официальный хэштег форума #Дальинфоком.

Ссылки по теме:

Дмитрий Алексеев: Предприниматели Приморья хотят стать опорой для власти

Борис Поздняков: Ресурсы бизнесменов Приморья превышают возможности регионального бюджета

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость