28 августа 2014. Наверное, каждый авиапассажир в Приморье задавался вопросом, что находится в высоком, отдельно стоящем здании в аэропорту приморской столицы. Корр. РИА PrimaMedia побывал на командно-диспетчерском пункте службы движения Владивостокского Центра обслуживания воздушного движения (ОВД). Сотрудники этой государственной организации, входящей в систему Росавиации, выполняют важнейшую задачу по обеспечению безопасности полетов в районе аэродрома "Владивосток" в радиусе 60 км.
Справка
Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") является структурным подразделением Росавиации и представлено на Дальнем Востоке филиалом "Аэронавигация Дальнего Востока", в который входит Владивостокский Центр ОВД и его Командно-диспетчерский пункт (КДП).
Самолеты – это судьба
- Наша работа заключается в управлении радиотехническими средствами на аэродроме. Если возникают непредвиденные ситуации, то занимаемся подключением дистанционного управления, чтобы вести контроль за параметрами объекта, - рассказал сменный инженер радиотехнической службы Владивостокского Центра ОВД Сергей Батечко.
Сергей Батечко, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора, РИА PrimaMedia
Все переключения объектов выполняются после получения указаний от руководителя полетов.
Главная задача – обеспечение безопасности, поэтому все радиотехнические средства соответствуют международным стандартам.
На случай непредвиденных ситуаций обеспечивается их резервирование, имеется два комплекта: основной и резервный. Последний, в случае сбоя, в течение нескольких секунд начинает работать автоматически.
- Вообще я в юности хотел стать пилотом, мечтал летать, но не "прошел по здоровью" и решил идти на техническое направление. О своем решении не жалею, все равно нахожусь близко к самолетам, - поделился Сергей Батечко.
Как отметил собеседник агентства, на авиационные должности попасть нелегко.
Самолет идет на посадку, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора, РИА PrimaMedia
- Конечно, есть специальное радиотехническое обучение. Например, Омский летно-технический колледж - ОЛТУ ГА, раньше он был училищем гражданской авиации. Также желающие работать в авиации получали высшее образование в области радиотехнического обеспечения. Но даже на должность сменного инженера берут лишь тех, кто много лет отработал на предприятии и хорошо знает объекты.
Случайных людей здесь нет, все со специальным образованием, стажем и любовью к летному делу, - подытожил сменный инженер.
С такой же любовью к своей работе относятся и специалисты службы движения Владивостокского Центра ОВД.
Владивостокский Центр ОВД - КДП аэродрома Владивосток, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено Владивостокским Центром ОВД
Руководитель полетов службы движения Владивостокского Центра ОВД Александр Долбилов рассказал, что под их контролем находятся все прибывающие и убывающие воздушные суда.
На наше удивление по поводу тишины в Зале управления воздушным движением, где люди занимаются такой волнительной работой, Александр Долбилов ответил, что мы попали в "минуту покоя", а буквально 20 минут назад, когда они за полчаса обслужили 10 самолетов, он бы нас даже на порог не пустил.
- Наша работа заключается в обслуживании воздушного движения в районе аэродрома "Владивосток" в радиусе 60 км. Под нашим контролем находятся все воздушные суда, в том числе транзитные. Рядом расположен действующий военный аэродром, взаимодействуем и с ним, - рассказал руководитель полетов.
Аэропорт, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора, РИА PrimaMedia
- Основной источник информации, с которым работаем мы, – современный локатор, который позволяет наблюдать за движением самолетов в воздухе. Сейчас работать стало легче.
Когда я 35 лет назад начинал свою работу, на экране почти не было информации, кроме одной точки от самолета.
Сейчас современные средства управления воздушным движением позволяют получать информацию о номере рейса, высоте и скорости полета, удалении и азимуте. Специальные системы постоянно следят за местоположением самолетов в воздухе и готовы мгновенно предупредить диспетчера о возможности возникновения конфликтной ситуации между воздушными судами в воздухе, - рассказал специалист.
В эту секунду руководитель полетов показал на экране, что в их зону вошел самолет компании Аэрофлот 1702, который через 10 минут произведет посадку, при этом у диспетчера на экране мы наблюдали данные: о номере рейса, скорости и высоте полета, дальности и азимуте, категории воздушного судна, секторе УВД, под управлением которого находится самолет.
Нештатные ситуации и "отпугивание птиц"
"Повелителем полетов" является и опытный сотрудник - диспетчер УВД 1-класса службы движения Владивостокского Центра ОВД Алексей Сыроватка. Он поведал о буднях, о нештатных ситуациях и таком чисто авиационном понятии, как "отпугивание птиц".
Алексей Сыроватка с коллегой, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора, РИА PrimaMedia
- Задачам обслуживания воздушного движения являются: предотвращение столкновений между воздушными судами, предотвращение столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади, ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения, предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов, уведомление соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание таким организациям необходимого содействия, - рассказал Алексей Сыроватка.
Диспетчер упомянул про нештатные ситуации, которые могут произойти – отказ авиационной техники, а также функциональных систем.
При этом у службы движения есть возможность оказать экипажам посильную помощь для того, чтобы они могли разрешить ситуацию на борту и закончить полет благополучно.
Сотрудник, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора, РИА PrimaMedia
- Все проблемы нужно решать как можно быстрее, временных критериев нет. Все зависит от того, какая проблема возникла. При этом мы даем необходимые консультации, можем привлекать других специалистов для того, чтобы экипаж мог выполнить предусмотренные руководством по летной эксплуатации действия, либо получить от нас какую-либо консультацию, навигационную помощь.
Мы можем освободить для него воздушное пространство, подготовить аварийно-спасательные расчеты для того, чтобы исход посадки был как можно более благополучным.
Это касается только нештатных ситуаций, - сказал Алексей Сыроватка.
У нас так же считается нештатной ситуацией, если на борту имеется больной пассажир, в этом случае мы предоставляем приоритет, обеспечиваем по кратчайшему расстоянию маршрут прибытия, информируем все заинтересованные службы, задача которых - обеспечение безопасности полетов непосредственно на аэродроме, - рассказал диспетчер.
Аэропорт, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора, РИА PrimaMedia
Также Алексей Сыроватка поделился небольшим секретом: в аэропорту есть орнитологическая служба, основной задачей которой является отпугивание птиц в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы.
Столкновение с птицей на большой скорости для самолета чревато серьезными последствиями – отказ двигателя, разрушение остекления кабины.
Например, столкновение с птицей величиной с чайку при скорости самолета 320км/ч составляет 3,2 тонны, а при скорости 960км/ч – 28,8 тонн, такое столкновение может не только повредить двигатель, но и привести к более серьезным непредсказуемым последствиям.
- Столкновение с птицей часто приводит к проблемам. История авиации знает немало случаев, когда именно птицы становились причиной серьезных инцидентов. Например, в Нью-Йорке попадание в двигатель самолета птицы после его взлета привело к полной остановке техники, пилот произвел вынужденную посадку на залив, - добавил собеседник.
Самый безопасный вид транспорта
"Рукав", Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора, РИА PrimaMedia
Алексей Сыроватка уверен, что самолет – самый безопасный вид транспорта.
- Все работают во благо: летчики, техники, авиадиспетчеры, работники авиационной безопасности, службы перевозок. Все мы работаем для обеспечения безопасных полетов пассажиров. Тем более, сейчас на вооружении у авиакомпании современная техника, земля оснащена современным оборудованием. Наш аэродром может принимать самолеты при видимости 350 м в тумане, - с гордостью поделился собеседник.
Диспетчер считает, что конфликт в воздухе необходимо определять до его возникновения. Для этого диспетчерские пункты оснащены автоматизированной системой управления воздушным движением.
- Это дает диспетчеру возможность быстро просчитать ситуацию и принять грамотное решение по разведению воздушных судов на безопасные интервалы. Системы безопасности, постоянного контроля, которая существует в авиации, в других сферах транспорта нет.
Авиация не стоит на месте, отрасль развивается, и задачи безопасности являются приоритетными. В связи с этим я, как пассажир, летаю без страха, - подытожил специалист.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Аэропорт Владивостока "изнутри": как обустроена жизнь главных "воздушных ворот" Приморья
Пилот "Авроры": Я с детства мечтал летать
Небесные ангелы над Владивостоком: о чем мечтают бортпроводники