9 сентября 2014. Бензиновый кризис разгорается в Приморье. Опустели заправки одной из крупнейших в крае розничных сетей - компании "Бензо". Бензин всех марок периодически исчезает и на других независимых АЗС. Специалисты заверяют, что причина в сезонном спросе и от слова "дефицит" открещиваются. Но опрос заправщиков показал, что бензиновый голод связан со структурой приморского рынка и явным сокращением поставок, сообщает РИА PrimaMedia.
Напомним, по данным УФАС, в Приморье действует чуть более 300 АЗС, большинство из которых принадлежит трем компаниям: "Приморнефтепродукт", "РН–Востокнефтепродукт" и "Бензо". Причем первые две компании являются дочерними для нефтяных гигантов "НК-Альянс" и "Роснефть" со своими нефтеперерабатывающими заводами на Дальнем Востоке – в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре соответственно. Эти компании сами обеспечивают себя бензином, и перебоев на принадлежащих им заправках в Приморье отмечено не было.
Все же остальные, так называемые "независимые" АЗС, в том числе и "Бензо", вынуждены закупать топливо у той же "Роснефти" или у других западных компаний. Владельцы АЗС сами выбирают поставщиков, сами заключают контракты.
Застрахованы ли остальные АЗС от подобного?, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
Справка: BENZO - крупная приморская компания, основным направлением деятельности которой является оптовая и розничная реализация нефтепродуктов. Сеть BENZO составляют 38 АЗС, расположенных по всему Приморскому краю. Большинство из них находится во Владивостоке и его пригороде. Корпоративными клиентами сети АЗС являются многие крупные предприятия Приморского края и бюджетные организации, в том числе администрация Владивостока, администрация края.
"Бензо" в течение многих лет являлось, пожалуй, самым верным партнером "Роснефти", наполняя свои заправки продукцией Комсомольского НПЗ. Похоже, вечной дружбы все же не бывает, и отсутствие топлива на "Бензо" теперь объясняется только одной причиной – "Роснефть" с августа в разы сократила количество бензина, которое она "может" продавать своему крупному партнеру.
"Мы столкнулись с серьезным дефицитом в августе. А в сентябре ситуация не изменилась. Нам на ближайшую неделю требуется 1,5 тысячи тонн бензина марки АИ 98, но нам продали всего 500 тонн, в три раза меньше необходимого. И его уже раскупили. АИ 95 нам "Роснефть" вообще не продала. Был АИ 92, но и его на АЗС уже нет, - рассказал представитель компании "Бензо". -
Вокруг все молчат или говорят, что у нас все хорошо. Говорят, что это все связано с сезонным ростом. Но сентябрь никогда не был месяцем сезонного роста. У нас самые сложные месяца в году – декабрь и август. Уже понятно, что на наших заправках и в сентябре будет так же плохо, как и сейчас".
По словам собеседника агентства, компании "Бензо" и "Роснефть", несмотря на долгое сотрудничество, не заключают долгосрочных контрактов. Топливо покупают буквально "по факту", на ближайшую неделю. Одни говорят, сколько могут продать, другие – сколько готовы купить. Так же происходит и с другими независимыми АЗС края. В результате в августе пропал бензин не только на "Бензо". На некоторых независимых заправках тоже стали исчезать разные марки бензина, как правило, по очереди и не повсеместно, стали появляться объявления типа "Бензин отпускается только корпоративным клиентам" и так далее. Почему вдруг "Роснефть" перестала продавать достаточное количество бензина, чтобы крупные заправки не простаивали, в компании не объяснили. Но признали, что проблемы в Приморье есть, поэтому бензин они продают в первую очередь самим себе.
"В целом ситуация по обеспечению потребителей Приморского края остается напряженной из-за возросшего сезонного спроса. В связи с этим ООО "РН-Востокнефтепродукт" в первую очередь распределяет ресурсы для стабильного и бесперебойного поддержания работы розничной сети собственных АЗС/АЗК.
Ограничений на отпуск топлива нет", - сообщила пресс-секретарь ООО "РН-Востокнефтепродукт" Виктория Югай.
Подобные объявления можно увидеть уже не только на "Бензо", Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
Первоочередными нефтепродуктами обеспечиваются и социально значимые потребители регионального рынка, в том числе сельхозтоваропроизводители, государственные и муниципальные потребители, бюджетные учреждения и прочие. Бензина не хватает только частным лицам, да и то если на одной АЗС нужного топлива нет, то найти его можно на следующей заправке. То есть дефицита как такового нет, есть временные трудности у некоторых заправщиков. Но подобная ситуация заставляет задуматься даже краевые власти.
"Администрация Приморского края не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, то есть заправок. Департамент по ЖКХ и топливным ресурсам не занимается поставками топлива в адрес этих заправок. Единственное, что может сделать департамент – посоветовать расширять сеть закупщиков, заниматься активно бизнесом. Еще в прошлом году департамент составил список закупщиков, которые есть на Дальнем Востоке. И этот список он направлял независимым заправщикам", - сообщили в пресс-службе "белого дома".
Другими словами, испытывающим трудности независимым заправщикам намекнули: если бензин не продает "Роснефть", покупайте у других компаний. Как показал проведенный РИА PrimaMedia опрос участников приморского топливного рынка, многие заправщики так и поступают, выбирая в поставщики "Лукойл", "Газпромнефть", "Сибойл" и так далее. И проблем сейчас не испытывают.
Но за "Бензо" вступаются антимонопольщики.
"Менять поставщиков, конечно, можно. Но если у компании выстроено взаимодействие с одним поставщиком, для потребителей так даже лучше. И если вдруг эта система дает сбой, стоит задуматься. В нашем случае, скорее всего, это просто стечение обстоятельств. К высокому спросу прибавилось закрытие многих НПЗ на плановые ремонты. Видимо, сказалась и ситуация с пожаром на Ачинском НПЗ, который, скорее всего, не полностью восстановился. В конце концов, нефтяники значительно сократили поставки топлива на внутренний рынок, предпочитая продавать его за границу", - объяснил заместитель руководителя УФАС по Приморью Виктор Трякин.
Заправщики подтверждают: вместо того, чтобы попадать на заправки Приморья, топливо уходит на экспорт. Бизнесу дороже валютные деньги.
"Дефицита топлива в Приморье нет. Более того, цены на топливо тоже пока держатся на одной отметке и не поднимаются. Но мы очень внимательно следим за развитием ситуации и готовы реагировать", - добавил представитель УФАС.
Однако долго ли удастся сдерживать ценники на АЗС? В начале сентября оптовые цены на нефтепродукты в России снова увеличились, почти на два процента. Причина опять же в сокращении поставок топлива на внутренний рынок и в невыполнении нефтяниками рекомендации Минэнерго нарастить запасы топлива до 1,75 млн тонн. Как отмечают федеральные СМИ, антимонопольщики открыто назвали действия нефтекомпаний "сознательной недопоставкой топлива на рынок". А независимые АЗС с конца августа начали сталкиваться с дефицитом бензина уже во многих регионах страны. На Дальнем Востоке, к примеру, дефицит бензина несколько недель "гуляет" по заправкам крупнейших городов Сахалина. А впереди зима.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Бензин во Владивостоке продолжает расти в цене
Цены на бензин и дизтопливо в Приморье проверит УФАС
С дефицитом топлива столкнулись автомобилисты в Южно-Сахалинске