Приморье без выборов главы 13 лет: импотенция оппозиции и деградация лидеров

Предвыборная гонка-2014 выходит на финишную прямую (ИНФОГРАФИКА)
Большие ВЫБОРЫ

12 сентября 2014. Избирателям Приморского края впервые за 13 лет предстоит самостоятельно определить будущего губернатора. В 2001 году в ходе прямых выборов Сергей Дарькин одолел в двух турах ставленника Москвы Геннадия Апанасенко. Нынешняя же кампания проходит совсем в других условиях. Подготовка к этому знаменательному событию вскрыла болевые точки: за долгие годы оппозиция разучилась бороться, а новые лидеры из политики и бизнеса так и не появились на политическом небосклоне. В этой связи, по мнению экспертов, подвергать сомнению легитимность победителя, как минимум, не честно, сообщает РИА PrimaMedia.

Центральным событием, вокруг которого развернулась политическая жизнь Приморья этим летом, стали первые за 13 лет прямые выборы губернатора. 31 мая президент России Владимир Путин в ходе двухсторонней встречи поддержал решение губернатора Приморского края Владимира Миклушевского принять участие в досрочных выборах главы региона. Как и еще в 21-м субъекте.

Приморскую оппозицию такая новость застала врасплох. Тем не менее, в оперативном порядке ряд политических партий решил выдвинуть своих кандидатов.

"Потери" кандидатский список понес уже на этапе выдвижения. Первой с дистанции сошла "Справедливая Россия". Московское руководство эсеров адекватно оценило перспективы своего потенциального кандидата Константина Межонова – на первое место претендовать справоросс не был готов. Максимум, на второе. Однако для партии участие ради участия ценности не несет, ведь представительство во власти и политический вес от этого не вырастут. Другое дело получить вполне осязаемый портфель в сенате. Поэтому эсеры отказались от участия в предвыборной гонке, а мастодонт приморской политики Светлана Горячева из Госдумы перешла в Совет Федерации по приглашению Владимира Миклушевского. А освободившееся место в Госдуме занял зампредседателя ЦКРК "Справедливой России" Олег Финько.

Вторым планово покинул предвыборную гонку некто Антон Сергеев, баллотировавшийся от "Демократического выбора". Его не зарегистрировал крайизбирком, поскольку Сергеев по итогам прохождения муниципального фильтра сдал на проверку чистые подписные листы, без единой подписи муниципального депутата или главы. Появление представителя Демвыбора наблюдатели изначально назвали лишь попыткой одного из политических оппонентов "пощекотать" нервы основному кандидату. Поэтому всерьез его как участника кампании никто не рассматривал.

Остальные круги "предвыборного ада" оппозиционные кандидаты прошли без проблем. Во всяком случае, в том, что касается процедур, контролируемых госорганами, спорных моментов не возникло.

Показательно, что имели место заминки только внутри партий. Так, в КПРФ выдвижение Владимира Гришукова происходило на фоне внутрипартийного раздрая, который сохраняется в отделении на протяжении нескольких лет. Не было единства мнений относительно его кандидатуры и в ЦК КПРФ. В адрес лидера приморских коммунистов на закрытом заседании президиума ЦК прозвучало немало критики, а кадровая комиссия представила еще и две жалобы, полученные из Приморья. Решение коммунисты отложили, но буквально на следующий день Гришукова утвердили.

Да и очереди на губернаторскую кампанию в этом году в рядах КПРФ не было. Как, собственно, и в ЛДПР. Ресурсного партийца, депутата Госдумы Руслана Калюжного, который смог бы, как минимум, в размерах избирательного фонда обойти Миклушевского, "жириновцы" направить в губернаторы не захотели. Потому либерал-демократы "бросили под танки" только преодолевшего 30-летний ценз депутата владивостокской думы Андрея Андрейченко – с 330 тысячами на всю кампанию.

Еще один кандидат – от КПСС – появился как черт из табакерки. Пенсионер Владимир Лебедев до сих пор остается темной лошадкой этой кампании, поскольку о нем не слышно, его не видно, даже фотографии его в сети Интернет не найти.

Такой вот список в бюллетень из четырех фамилий на суд электората: Миклушевский, Гришуков, Андрейченко и Лебедев. Конечно, не то, что в 2001-м. Тогда кандидатов было аж 14.


День выборов. Приморье, Инфографика. Автор фото: РИА PrimaMedia

Этим и пользуются некоторые эксперты, отпуская скабрезные шутки в адрес Миклушевского и подвергая сомнению конкурентность выборов.

Тому, кто смеется, скорее всего, на самом деле, грустно. Кандидат-то ресурсный всего один.

И политтехнологи, которым повезло с ним работать, умеют действовать в рамках установленного избирательного законодательства и отвечать условиям, которые ставят отнюдь не здесь, а в Москве. Остальным остается сидеть в стороне и "хихикать", рассуждая о легитимности, конкурентности иль референдумности. Ведь заказов нет. Все хотят быть на месте главного советника губернатора, но не каждого берут, поэтому кто-то в ФоРГО пошел, кто-то в районы поехал.

Сравнивать нынешнюю кампанию с теми, что проходили до отмены губернаторских выборов в 2004 году, на данном этапе некорректно. Несомненно, это однотипные политические процессы, однако условия, в которых они проходят, совершенно разные. За 13 лет с последних всенародных выборов губернатора, как говорится, много воды утекло. За этот период население отвыкло от непосредственного участия в принятии решения по поводу будущего главы региона, что может отразиться на явке. В Москве это, по всей видимости, понимают. Потому Кремль, по информации источников агентства, допустимой для признания выборов легитимными считает планку в 30%. 

- Легитимность будет зависеть от того, насколько жители края знают про выборы, в какой степени для них станет сюрпризом 15 сентября узнать, что выборы прошли. Если факт выборов известен, это отразится на явке, то легитимность будет выше. Если явка будет стремиться к нулевой, то легитимность, понятно, будет ниже, - отметил президент фонда "Петербургская политика", политолог Михаил Виноградов. 

Собственно, отвыкли и политические партии от участия в кампаниях такого уровня. На протяжении 13 лет у них не было опыта политической борьбы за кресло главы региона.

В итоге досрочная отставка действующего губернатора и столь же скоропалительное назначение выборов партии встретили абсолютной неготовностью. Более того, стоит признать, что у них не оказалось достойных кандидатов. То же самое можно сказать и о властных группировках. В "эпоху Дарькина" была выстроена такая жесткая вертикаль, что никто бы из местных в здравом уме не посмел смотреть в сторону губернаторского кресла. О каких-либо лидерах не могло быть и речи. В этом смысле показательно, что когда Дарькин ушел в отставку, Москва не стала искать временно исполняющего обязанности среди местных. Поиски могли бы затянуться и не привести к результату. Хотя в местном истешлишменте не теряли надежды, называя в числе возможных претендентов фамилии представителей приморской элиты, но не угадали.

Выходит, нынче в неловкой ситуации оказался сам Миклушевский. Бороться не с кем. Более того, оппонентам помощь понадобилась. А ведь штаб врио главы даже не инициировал юридическую борьбу, хотя к этому политики были готовы, научены опытом. 

Но Приморье в этом смысле не уникально. Почти во всех регионах, где в этом году губернаторов избирают досрочно, выборы носят референдумный характер.

Поэтому нынешняя кампания может быть только такой, какой ее видят там, на "старой площади". В заключение остается только добавить, что выборы-2014 в Приморье отвечают современным реалиям, дают новый виток демократическим процессам в разрезе прямых выборов. И в целом носят основополагающий характер.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Проект Большие ВЫБОРЫ на РИА PrimaMedia

Смотрите полную версию на сайте >>>