Начальник СВПУ ФСБ России Валерий Путов

Доля иностранного флота в наших водах продолжается снижаться. Это я хочу подчеркнуть, чтобы не было досужих разговоров о том, что в наших водах все вычерпывают иностранцы.
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 20 декабря, PrimaMedia. Предлагаем вашему вниманию интервью с начальником Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России, генерал-лейтенантом Валерем ПУТОВЫМ.

СВПУ прикрывает самую длинную линию государственной Границы протяженностью около 21 тысяч километров (почти треть всей Границы России). Рубежи, охраняемые СВПУ, омывают воды Восточно-Сибирского, Берингова, Чукотского, Охотского морей и Тихого океана.

  - Кроме основной задачи по охране государственной границы, Северо-Восточное погрануправление выполняет не мене важную функцию по охране морских биологических ресурсов. Каковы результаты2005 года именно в этой сфере деятельности пограничников северо-востока России? Чем работа в данном направлении в году уходящем отличается от предыдущего?

 - В 2005 году пограничники СВПУ работали также напряженно и результативно, как и в 2004. В частности было выявлено боле 6 тысяч случае ведения противоправной деятельности в сфере промысла водных биоресурсов. В этом году мы основное внимание уделили аналитической деятельности, что позволило нам повысить степень выявления данных нарушений с 7% в прошлом до 27% в этом году.

Осмотрено почти 6,5 тысяч судов, которые занимаются добычей морских биоресурсов. Это на тысячу судов больше чем в 2004 году. Нами было задержано 37 судов, которые нарушали природоохранное законодательство. В результате проведенных мероприятий было конфисковано 1386 тонн рыбопродукции, стоимостью более 30 миллионов рублей (на 550 тонн больше, чем в прошедшем году). Такие цифры свидетельствуют о том, что мы на правильном пути. Направление нашей деятельности, в котором на первое место можно поставить упреждение браконьерства, дает свои результаты: при почти двукратном увеличении числа задержанных и оштрафованных судов и капитанов, суммы штрафов наоборот двукратно снизились. Это говорит о том, что мы не давали накопить много продукции, а появлялись наши инспектора и прекращали незаконный промысел. Эта наша деятельность позволила снизить ущерб, нанесенный морским биоресурсам.

 - Судя по информационным сообщениям о задержании браконьерских судов, складывается впечатление о том, что нарушителями чаще всего бывают российские рыбаки, а проводятся ли проверки иностранного промыслового  флота?

 - Пристальное внимание было в этом году уделено иностранному флоту. В частности, все иностранные суда, которые находились на промысле, а это 81 судно, подвергались контрольно-проверочным мероприятиям. Причем многие из них неоднократно. Как результат, десять иностранных судов нами задержано. Доля иностранного флота в наших водах составила сегодня немногим более 6% и продолжается снижаться. Это я хочу особенно подчеркнуть, чтобы не было досужих разговоров о том, что в наших водах все вычерпывают иностранцы. Как видите это совсем не так, к тому же иностранный флот находится под очень серьезным нашим контролем.

 - Последние месяцы уходящего года особенно много было задержано пограничниками СВПУ береговой охраны краболовных судов. У Вас уже есть, наверное, новые наработки в борьбе с браконьерами, которые позволяют добиться таких результатов?

 - Мы накопили достаточный опыт борьбы с браконьерством. Этот опыт позволил нам проводить неожиданные для браконьеров мероприятия. Только в сентябре в результате подобных действий было задержано пять промысловых судов, на борту которых было более 57 тонн незаконно добытого краба. За год нами изъято у браконьеров и выпущено в естественную среду обитания 75 тысяч особей краба. Серьезное внимание мы уделили прибрежному промыслу, в этом году в два раза увеличилось число проверок. Каждое рыбодобывающее судно, Которое заходит в Петропавловск-Камчатский проверяется нашими инспекторами. Многие капитаны привлекались к ответственности.

Хочется отметить такую достаточно новую работу – работу в судах. Этому уделили очень большое внимание, и поэтому, если в прошлом году было конфисковано только одно рыбодобывающее браконьерское судно, то в этом - десять, причем пять из них – иностранные. Только штрафные санкции по конфискованным судам составили порядка 140 миллионов рублей, это без учета сумм от реализации конфискованных судов, которые составляют многие сотни миллионов рублей.

15 декабря состоялось окончательно заседание суда по делу СТР «Дубно». Капитан приговорен к 4-м годам лишения свободы в колонии общего режима и штрафу в размере 300 тысяч рублей. Судовладелец по решению суда будет обязан выплатить штраф в размере 5 миллионов 300 тысяч рублей.

 - Все эти цифры говорят о том, что браконьерам все тяжелей осуществлять свои замыслы. Можно ли с уверенностью сделать вывод, что с браконьерством в результате такой активной работы пограничников скоро будет покончено?

 - Конечно же, нельзя говорить, что мы переломили полностью ситуацию с браконьерством в области добычи биоресурсов. Не смотря на применение оружия, не смотря на жертвы, среди рыбаков, которые находились на браконьерских судах, отдельным рыбопромышленникам не терпится получить максимальную прибыль любым путем. Я бы еще раз хотел подчеркнуть, что решение проблемы лежит не в силовом поле, а в экономическом и правовом. Потому что, не в полной мере требования руководящих документов отвечают реалиям. В частности по 704 постановлению о распределении квот получилась так, что больше 30% предприятий, которые легально занимаются бизнесом в сфере добычи морских биоресурсов, вообще не получили никаких квот. Естественно, что наличие судов и экипажей толкает эти предприятия на незаконный промысел, чтобы полностью не простаивать. Только общими усилиями мы можем остановить расхищение природных богатств России. Остановить нанесение огромного материального ущерба нашему государству.

 - СВПУ береговой охраны ФСБ России тесно взаимодействует с 17-м районом береговой охраны США. В этом году проходили какие-либо совместные мероприятия в плане взаимодействия с зарубежными коллегами в охране морских природных ресурсов?

  - В 2005 году совершенствовалось взаимодействие с пограничными ведомствами всех государств Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Канадой, Китаем, Японией, Кореей, США. Это также дало свои плоды. В частности, в результате интенсивного обмена информацией и взаимодействия с Береговой охраной США в этом году мы получили от них более ста сообщений, направленных на борьбу с браконьерством. Это позволило нам не ставить свои корабли туда, где охрану несут корабли береговой охраны США, а им позволило не направлять корабли туда, где находятся наши суда.

С 13 мая мы участвовали в командно-штабных учениях пограничных ведомств стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Тихоокеанский страж – 2005» с использованием автоматизированной системы обмена информацией, вертолетов, самолетов и пограничных сторожевых кораблей.

 - Как Вы сказали корабли и патрульные суда несли службу в этом году с большой интенсивностью. За последние годы Ваше погрануправление получило только одно новое патрульное судно. Каково положение с корабельным парком у Вас, ведь именно пограничные сторожевые корабли и патрульные суда  в охране морских границ и биоресурсов играют одну из главных ролей?

- За прошедший год очень много было сделано для поддержания технической и боевой готовности наших кораблей. В частности мы довели техническую готовность почти до 90%, что позволило нам постоянно иметь в море от 4 до 10 кораблей. В общей сложности у нас 16 пограничных сторожевых кораблей и патрульных судов находятся в постоянной боевой готовности для действий на морских просторах. Такого не было, наверное, еще со времен Советского Союза. Флот стареет. Новых кораблей за исключением одного патрульного судна мы пока не получили. А те деньги, которые выделяются на судоремонт покрывают, по сути дела 70% от наших потребностей.  Не хватает средств на шкиперо-техническое имущество, а это и бортовые катера, лодки и спасательные средства. Получается так, что корабль есть, а выйти в море не может, потому что у него нет бортовых средств. А ведь к остановленному для проверки в море судну нужно на чем-то подходить…

- В СМИ региона очень много говорилось о проблемах морских пунктов пропуска, как они решались в 2005 году?

 - Нам не удалось решить  вопрос с пунктами пропуска. Здесь есть много проблемных вопросов, в частности с их обустройством. Если авиационный пункт пропуска в Петропавловске-Камчатском. Он еще в какой-то мере отвечает требованиям. Но на море он по сути дела еще очень далек от совершенства. Приходилось слышать критику в свой адрес: мол, почему мы не оформляем суда по всей акватории, по всей бухте? А мы не оформляем потому, что они не входят в зону пропуска. И не мы устанавливаем эту зону, а Правительство РФ. И мы не можем проводить пропускные мероприятия там, где это не установлено законом. Этот вопрос должна инициировать администрация  субъекта Федерации. Но так как администрации этих субъектов пассивно относятся к этому, значит есть и проблемы для людей. Поэтому в будущем году нам придется серьезно поработать над этими вопросами.

 

Смотрите полную версию на сайте >>>