31 октября 2014. Гражданский иск с требованием признать незаконным строительство базы семейного отдыха "Рублино" (Владивосток, бухта Шамора) 8 октября отозвала Приморская транспортная прокуратура. Судья Советского районного суда Владивостока принял отказ надзорного органа и прекратил производство по делу, поставив окончательную точку в более чем двухлетней истории проверок, тяжб и экспертиз. Справедливость восторжествовала — оставив позади репутационные потери для предпринимателей и угрозу сноса одного из немногочисленных мест цивилизованного отдыха в пригороде Владивостока, сообщает РИА PrimaMedia.
База отдыха "Рублино", Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Напомним, что в ноябре 2013 года пресс-служба краевой транспортной прокуратуры распространила через СМИ громкое сообщение – Приморский краевой суд при рассмотрении апелляции встал на сторону истца и постановил снести "Рублино". База отдыха, отмечала тогда пресс-служба,
была построена без согласования с неким "начальником" близлежащей "авиационной площадки".
Слева — база отдыха "Рублино", справа — взлетно-посадочная площадка, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Как выяснилось из материалов судебного дела, ответчик — ООО"Влад Си" — тогда обратился с кассационной жалобой в президиум Приморского краевого суда, который и вернул прокурорский иск в первую инстанцию – то есть в Советский суд Владивостока.
Комментируя агентству итоги судебного заседания 8 октября, юрист ответчика ООО "Влад Си" Павел Якименко отметил, что более чем двухлетняя борьба "Рублино" за возможность спокойно работать и развиваться потребовала от предпринимателей огромных усилий.
Территория базы, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
— С самого начала наших мытарств было принято решение отстаивать свою правоту всеми законными способами, поскольку репутация для "Рублино" — это не пустой звук. По нашему мнению — и суд его в итоге так или иначе подтвердил — первопричиной судебных тяжб стало отнюдь не нарушение "Влад Си" интересов общества, или, как выражаются в прокуратуре, "интересов неопределенного круга лиц". При строительстве базы компания не нарушала правил и нормативов авиационной безопасности, это окончательно установлено, в том числе и Верховным судом РФ.
Также возможно, что в свое время лишь одно "лицо" посчитало, что "Рублино" нарушает его интересы,
— отметил собеседник агентства.
Дома для отдыха, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Ключ – на старт!
Противостояние краевой транспортной прокуратуры и "Влад Си" началось, когда 09 августа 2012 года надзорный орган обратился в Советский районный суд — в защиту интересов "неустановленного круга лиц" — с требованием признать базу объектом незаконного строительства и обязать собственника снести ее.
Взлетно-посадочная площадка, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Третьим лицом в деле — а по сути, инициатором всей истории — стала автономная некоммерческая организация ДО АТСК "Озерные ключи", заявившая свои права и на взлетно-посадочную площадку на Шаморе. Как предполагается, именно директору этой организации, арендовавшей в 2011 году сроком 25 лет участок в районе бухты Лазурной, активно не понравилось возведение по соседству базы отдыха.
До определенного момента это недовольство никак не проявлялось, "Влад Си" взяла в аренду заброшенный участок сроком на 49 лет (с разрешением возводить на нем социально значимый рекреационный объект) и приступила к получению необходимых для строительства согласований. В частности, был разработан и согласован проект освоения лесов, другие документы (заверенные копии предоставлены в распоряжение редакции).
Территория базы, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Часть необходимых согласований будущей базы имела непосредственное отношение к авиации и безопасности полетов. Так как "Рублино" входило в 30-километровую зону аэропорта Владивостока, владельцы ООО "Влад Си" обратились в МАВ.
Руководство международного аэропорта согласовало строительство, подчеркнув, что база не является препятствием для маршрутов воздушного движения при условии, что высота строений не превышает 31 метр.
Отметим, что самая высокая постройка, которая находится на территории"Рублино" — 9 метров высотой.
Беседки утепленного типа, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Следующей "летной" инстанцией, куда обратились строители, стал военный аэродром, находящийся в районе станции Угловая. Командование аэродрома, изучив проект, отправило на участок комиссию, которая подтвердила решение гражданского аэропорта – "строительство разрешено, но с максимальной высотой строений 31 метр".
Детская площадка, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Между тем пользователю взлетно-посадочной площадки, расположенной через дорогу от базы – директору "Озерных ключей" — полученных согласований показалось недостаточно, и он счел необходимым добиться от "Влад Си" согласования строительства лично с ним — как со "старшим авиационным начальником аэродрома".
Старший авиационный начальник
Как удалось выяснить РИА PrimaMedia из открытых источников, директором "Озерных ключей" является некто Алексей Перемежко. Связаться с ним и получить комментарий по поводу "Шаморовского противостояния" корр. агентства пока не удалось. По некоторым сведениям, директор "Озерных ключей" в настоящее время может проживать в Таиланде. Никакой видимой активности на посадочной площадке в районе бухты Лазурная сейчас не наблюдается.
Взлетно-посадочная площадка, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Трудно предположить, какие именно цели преследовал "сосед-авиатор", обращаясь в надзорные и контрольные инстанции.
Возможно, имели место обыкновенные человеческие амбиции, помноженные на мечты "о небе" и солидном авиационном статусе.
Не исключено также, что мотивом действий директора "Озерного ключа" было желание "повставлять палки в колеса", по сути, конкурентам в рекреационно-развлекательном бизнесе. На ум также приходят предположения об "откатах", однако установить, было ли такое в действительности или же нет, не представляется сейчас возможным.
Детская площадка, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Как бы то ни было, жалобы "соседа-авиатора" дали результат еще до начала рассмотрения дела в суде.
— Нас начали проверять вслед за жалобами "старшего авиационного начальника", который, видимо, назначил себя ответственным за остановку нелегальной, по его мнению, стройки, — вспоминают представители ООО "Влад Си".
Дома для отдыха, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Жалобы директора "Озерных ключей", как и полагается, рассмотрели все государственные органы и приняли меры. Владельцами базы было насчитано колоссальное количество проверок – около полусотни. "Добро" на строительство дали все инстанции, кроме — как выяснилось позже — транспортной прокуратуры.
— Нас пригласили в прокуратуру с документами на строительство, договором. Все проверили и отпустили. Проверки закончились, и мы спокойно продолжили благоустраивать базу. Но затишье было недолгим — в конце 2012 года получили повестку в суд, — рассказал представитель "Рублино".
Ресторан, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Суть претензий транспортной прокуратуры — скорее всего, "подсказанная" директором "Озерных ключей" — состояла в том, что ООО "Влад Си" приступило к строительству базы, не получив пресловутого согласования "старшего авиационного начальника близлежащего аэродрома", которым директор "Озерных ключей", естественно, назначил самого себя.
По словам адвоката "Влад Си" Павла Якименко,
ситуация во многом стала возможна из-за несовершенства законодательной базы:
если Воздушный кодекс РФ говорил о необходимости согласования строительства лишь в пределах приаэродромной территории, то Федеральные авиационные правила (ФАП) № 138 (ст. 60) распространяли требование и на район посадочной площадки.
Слева — база отдыха "Рублино", справа — взлетно-посадочная площадка, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Директор "Озерных ключей" — и транспортный прокурор — основывали свои претензии именно на Авиационных правилах, при этом — приравнивая статус арендатора к статусу собственника, а практически не эксплуатируемую взлетно-посадочную площадку — к аэродрому.
Долетели до Верховного суда
Решение о сносе базы от 20 ноября 2013 года обескуражило ответчиков, имеющих на руках все необходимые документы и подтверждения различных инстанций. Однако — не лишило решимости отстаивать свою правоту до конца.
Открытые беседки, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Владельцы ООО "Влад Си" обратились к суду с просьбой отсрочить снос базы – для подготовки жалобы в кассационную инстанцию, и суд пошел им навстречу. В жалобе юристы "Влад Си" в первую очередь указали на нетождественность понятий "арендатор" и "старший авиационный начальник", "взлетно-посадочная площадка" и "аэродром". Также отмечалось, что строителями были учтены и требования ст. 60 Федеральных авиационных правил — относительно запрета строительства строго определенных объектов, к которым база отдыха априори "Рублино" не относится.
Территория базы, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Тем временем более 600 жителей Владивостока решили поддержать "Рублино" и подписались под обращением к полпреду президента в ДФО Юрию Трутневу. Подписантов интересовало, каким образом можно разрешить правовую коллизию вокруг полюбившейся базы семейного отдыха, а также — вопрос о безопасности нахождения рядом с отдыхающими "аэродрома", территория которого не ограждена, сигнальных огней — нет, но зато здесь хранится большое количество горючего.
Территория базы, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
По просьбе полпреда Трутнева, сообщается в ответе на обращение граждан, взлетно-посадочную площадку проверила комиссия Росавиации -
и запретила производить взлет и посадку в направлении базы отдыха. Также запрос информации показал — господин Перемежко не был назначен на должность старшего авиационного начальника, поскольку сделать это мог только собственник авиационного объекта. Более того, выяснилось, что площадка, по сути, бесхозна, собственника у нее как такового нет.
Единственным же договором аренды, стороной которого являлась АНО ДО АТСК "Озерные ключи", оказался договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности. О взлетно-посадочной площадке в договоре не было ни единого упоминания.
Самое высокое строение на территории базы — мельница, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Также выяснилось, что приказом департамента лесного хозяйства Приморского края № 494 от 26 февраля 2014 года был отменен предыдущий приказ №740, который позволял "Озерным ключам" осуществлять рекреационную деятельность. Следовательно,
автономная некоммерческая организация "Озерные ключи" в тот момент уже не имела права использования участка, так как у нее отсутствовало положительное заключение экспертизы на проект освоения лесов.
Фактически же посадочная площадка использовалась как место для хранения топлива и масла, как гоночная трасса, парковка для автомобилей, и лишь изредка с нее осуществлялись полеты — на рыбалку и охоту.
12 апреля 2014 года по итогам рабочего совещания, на котором присутствовал и глава Приморского края Владимир Миклушевский, было принято решение о необходимости прекращения деятельности посадочной площадки "Лазурная", сообщал аппарат полпреда президента в ДФО.
Территория базы, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Эта информация также была включена в кассационную жалобу "Влад Си" в президиум краевого суда. Как выяснилось в ходе рассмотрения жалобы президиумом, подобные правовые коллизии, связанные со строительством в зоне ответственности аэропортов и аэродромов и противоречиями в федеральном законодательстве, уже были рассмотрены Верховным судом РФ. Высшая инстанция, рассмотрев противоречия между требованиями Воздушного кодекса и Федеральных авиационных правил, 23 января 2014 года вынесла решение -
отменить норму ФАП о согласовании со старшим авиационным начальником при строительстве объектов (решение вступило в силу 15 марта этого года).
Территория базы, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, PrimaMedia
Таким образом, претензии транспортной прокуратуры – и господина Перемежко – утратили какую-либо юридическую основу. Дело было направлено в первую инстанцию, и, как уже сообщалось, истец отозвал иск.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
База отдыха на Шаморе построена законно – аэропорт Владивостока