20 ноября 2014. Кукольный театр в Находке – одно из любимых учреждений культуры горожан. Его история насчитывает 36 лет, а количество персонажей затрудняется сосчитать даже директор театра Наталья Алейникова. Только за этот год, объявленный Годом культуры, артисты показали приморцам десятки спектаклей, рассказала в интервью корр. РИА PrimaMedia директор театра.
Напомним, что Год культуры в Приморье завершится масштабными новогодними мероприятиями для детей, среди которых губернаторские елки в "Фетисов-Арене" и Приморском театре оперы и балета. Посетить их смогут более 4 тысяч ребят со всего Приморья. Среди приглашенных – дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, воспитанники детских домов, коррекционных школ, школ-интернатов, а также учреждений профессионального образования. Также в рамках программы министерства культуры делегация из Приморья, в которой будет задействовано более 100 человек, примет участие в новогодних мероприятиях в Санкт-Петербурге и Москве, чтобы достойно представить Приморский край всей стране.
- Расскажите, когда вы пришли в кукольный театр уже не в качестве зрителя?
- Я никогда бы не подумала, что буду заниматься театром кукол, но здесь я уже 22 года. Пришла сюда сначала художником, потом стала актером, далее заведующей литературной частью, так доросла и до директора.
- Каких кукол можно увидеть в вашем театре?
- В основном, мы работаем с гапитно-тростевыми куклами. Иногда в спектаклях участвуют и перчаточные куклы, но поскольку их возможности ограничены, полного спектакля на перчатках у нас нет. Есть ростовые куклы, которые участвуют не в спектаклях, а в концертных номерах. Например, на предстоящее новогоднее представление наши художники создают героев из мультфильма "Мадагаскар". Получается очень интересно. Я думаю, что они привлекут не только детей, но и взрослых.
Тростевые куклы - самые популярные в театре, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
Также у нас был один спектакль, поставленный на марионетках, но сейчас мы отказались от него, потому что зал театра для этого не приспособлен. Здание театра кукол – бывший кинотеатр, здесь пол залит бетоном, поэтому у нас нет технической возможности сделать, например, яму. Кроме того, марионетка – очень сложная кукла. Ей владеют, по сути, виртуозы.
Здание Театра кукол, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
- Как стать актером театра кукол?
- Очень мало учебных заведений готовит актеров театра кукол. У нас все актеры – самоучки. Правда, совсем случайных людей у нас нет, все пришли из сферы культуры. Но, придя сюда любителем, мы уже все стали профессионалами.
Передавать накопленный опыт надо, но, к сожалению, некому. Молодежь к нам не идет.
В нашем театре высота ширмы составляет 163 см, поэтому и актеры у нас все невысокие. Иначе приходится нагибаться, выдумывать какие-то темные шапочки, чтобы голова не ходила рядом с героем. Также актеры должны обладать чувством ритма, уметь владеть своей речью, и конечно, своим телом, потому что нужно ходить, не смотря под ноги, а следить за куклой. Кроме того, надо правильно записать фонограмму, под которую мы работаем.
- Вернемся к куклам, все-таки они - главные действующие лица театра. Из чего и кем они изготавливаются?
- В основном, материал для кукол - папье-маше, еще чаще – поролон. Он легко трансформируется, но, к сожалению, и легко износится. Папье-маше тяжелее, с такой куклой сложнее работать, но она и "живет" дольше.
Закулисье театра кукол, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
- А есть в театре куклы, которые вы делали сами?
- К сожалению, после пожара в 2010 году не уцелело ни одной моей куклы. Было очень обидно. Зато у меня есть любимые спектакли: "Гуси-лебеди", "Дюймовочка", "Кот в сапогах", "Золотой цыпленок", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Волшебная лампа Аладдина". В принципе, я все спектакли люблю. Со временем в каждом из них находишь новые смыслы, новые горизонты.
"Кот в сапогах", Тематическая иллюстрация. Автор фото: Пресс-служба администрации Находкинского городского округа
- А бывает, что сначала рождается кукла, а потом придумывается номер или спектакль?
- Наверное, нет. Разве что новогодние номера, здесь мы отталкиваемся от того, чьим будет наступающий год по восточному календарю. У нас очень долго лежала чудесная кукла балерины, красивая, а номер не рождался, пока не нашли музыку Кристофа Виллибальд Глюка "Мелодия". Получился драматический номер, когда мастер-мужчина создает свою музу, учит ее ходит, а потом отпускает, когда балерина уже крепко стоит на ногах.
"Три поросенка", Тематическая иллюстрация. Автор фото: Пресс-служба администрации Находкинского городского округа
- Сколько сейчас спектаклей у вас в репертуаре? Сколько кукол?
- Сейчас у нас 22 спектакля, а кукол мы никогда не считали. В каких-то постановках задействованы четыре куклы, а в каких-то номерах 11. Каждый году у нас три-четыре новые постановки. После пожара мы лишились старых спектаклей, но стараемся их потихонечку восстановить. Вообще мы вынуждены брать в работу те спектакли, где задействовано небольшое количество людей. Хорошо, что это театр кукол, то есть один актер может работать с несколькими куклами.
Коза Дереза, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Пресс-служба администрации Находкинского городского округа
- А сколько у вас сейчас актеров?
- По штатному расписанию – шесть. Это очень мало. Кроме работы с куклой, спектакль - это монтаж декораций, звукового оборудования. Изначально основатель нашего театра, заслуженный работник культуры Российской Федерации Геннадий Анисимов задумывал театр очень компактным, где каждый человек выполняет несколько функций. Это одновременно и хорошо, и плохо. К сожалению, из-за этого мы не можем часто ставить спектакли вне театра. Например, труппа выезжает по детским садам Находки два раза в год - в апреле и в ноябре. В этом году мы выступаем со спектаклем "Театр розового слона".
Стоит отметить, что для такого маленького коллектива мы очень работоспособны – в год у нас выходит 170-180 спектаклей. Правда, из-за того, что город маленький, в субботу и воскресенье мы показываем по одному спектаклю.
Овощи для спектакля, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
- А что касается экспериментов, планирует ли театр делать что-то необычное, новое?
- У нас в театре трудится заведующий литературной частью Евгений Солянников. Мы с ним экспериментировали с постановкой "Маленький принц". У нас был драматический актер Антуан де Сент-Экзюпери или Летчик, были тростевые куклы на ширме и большая ростовая кукла. Спектакль получился абсолютно не в том формате, к которому привыкли наши зрители. Надо сказать, что отзывы мы получили неоднозначные, потому что все люди разные и видят мир по-разному. А если мы заставили кого-то задуматься, даже 10-20 человек, это уже большое дело. Я как руководитель и актер-кукловод, который работает за ширмой, считаю, что такие встряски обязательно нужны, они должны происходить в творческом коллективе, чтобы посмотреть на профессию под другим углом.
- В каком возрасте в театр кукол приходят впервые, как заинтересовать малышей?
- Сейчас уже родители приводят детей от 1,5 лет. Все дети разные, кто-то и в год будет спокойно смотреть спектакль, а кто-то и в 5 лет отвлекается.
Нам сейчас очень сложно конкурировать с компьютерными играми, просто невозможно.
В театр нужно приходить за другим. Театр кукол – это воспитание. Он, как и драматический театр, воспитывает чувства, заставляет думать. Детей, которых водят к нам, сразу видно.
Кот в сапогах приглашает зрителей, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
Кроме того, театр расширяет кругозор. В последнее время мы ставим сказки разных народов, в которых можно услышать такую музыку, которую нигде больше не услышишь. По крайней мере, в Находке. Та музыка, которую находит наш главный режиссер Зинаида Красникова для спектаклей, и те песни, которые пишет заведующий музыкальной частью Сергей Атрощенко, очень нужны детям. Я сама мама, и уверена в том, что малышам авансом нужно давать многие вещи, которые понадобятся во взрослой жизни. Из этих маленьких кирпичиков строится личность человека.
- Какие у вас взаимоотношения с краевым театром кукол?
- Мы познакомились на Международном фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна "Мир кукол" в 1996 году, который проводил Приморский краевой театр кукол, с тех пор дружим. В этом году провели обменные гастроли, наш театр выезжал во Владивосток со спектаклем "Медвежья сказка", а владивостокцы приезжали сюда.
- Часто практикуете обменные гастроли?
- Эта практика очень важна, тем более для таких отдаленных от центра России территорий. Благодаря этой практике наши зрители могут познакомиться с творчеством других театров, а владивостокские зрители могут увидеть нашу работу. В этом году у нас прошли обменные гастроли с Приморским краевым театром кукол и Приморским краевым драматическим театром молодежи.
- Как вы выбираете спектакль для выезда?
- Мы смотрим, чтобы наш спектакль отличался от того, что сейчас идет на принимающей площадке. Кроме того, если мы выезжаем, то берем произведение, которое можно адаптировать к любой площадке с минимальными потерями. У нас есть очень интересные стационарные спектакли, которые с технической точки зрения вывезти практически невозможно.
О том, чем руководствуется театр кукол при выборе постановок, рассказала главный режиссер театра Зинаида Красникова.
- С литературным материалом сейчас очень сложно, для детей почти ничего не пишут. Иногда мы пользуемся услугами "Российского авторского общества". Хочется, чтобы спектакль и добру учил, и был литературно красив, и режиссерская линия была насыщенной. Часто маленькие зрители даже говорить еще не могут, поэтому нужны спектакли-действия.
Кукла должна жить – в этом и заключается принцип театра.
Помогает раскрытию образа и музыка. Она может вести сюжет, бывает веселой, грустной. Хорошо идет стихотворный материал, дети его легко воспринимают. По этим критериям и подбираем спектакли. От постановки хочется взять многое, но и вложить надо многое.
Куклы ждут своего выхода, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
Кроме того, сейчас много переделанных сказок. Взять хотя бы неузнаваемую "Машу и медведя", поэтому зрители приходят к нам и хотят видеть первоисточник. Когда берем литературный материал, смотрим, сколько героев задействовано в одной сцене. И если там шесть человек и предметы, а кукла сама предметы носить не может, я еще подумаю, брать ли этот спектакль.
Все наши спектакли помогают детям научиться дружить, любить, сопереживать, отличать истинное добро от глянцевого зла.
Мы стараемся "расти" вместе с нашими детьми, а они растут у нас на глазах. Для этого стоит жить, работать и идти вперед.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Театр кукол из Находки отправляется на гастроли во Владивосток
Виктор Бусаренко: Все "кукольники" - детские люди
Мышиную версию "Ромео и Джульетты" представит Приморский краевой театр кукол
Худрук Приморского театра кукол: Бенефисы продолжатся в следующем году