19 января 2015. В очередной раз взбудоражено логистическое сообщество Дальнего Востока. Вслед за повышением тарифов на 10%, против которого возражал целый ряд грузоотправителей, ОАО "РЖД" намерено ввести дополнительную платную услугу - заключение договоров на отправительские маршруты по расписанию. По мнению грузоотправителей, с которыми удалось пообщаться РИА PrimaMedia, это не что иное, как скрытая форма повышения тарифов, очередное перекладывание своих неэффективных расходов на плечи бизнеса, участвующего во всей логистической цепочке, а, в конечном итоге, на рядового потребителя товаров.
Информация о том, что вслед за повышением железнодорожных тарифов, ОАО "РЖД" повышает и стоимость отправки контейнерных поездов с Дальнего Востока появилось 19 января в Интернете. Как следует из сообщения, размещенного на форуме VLcrime.net, об этом на совещании с представителями компаний-участников рынка грузоперевозок сообщил руководитель дальневосточного Центра фирменного транспортного обслуживания Российских железных дорог Максим Белоусов.
По его словам, было принято решение обязать всех участников заключить договоры на движение поезда по расписанию стоимостью 65 тысяч рублей, чтобы "зарабатывать реально те деньги, которые РЖД должно получать". По условиям этого договора, за 65 тысяч рублей РЖД обязуется оказывать "повышенное внимание" движущемуся контейнерному поезду.
Сегодня контейнерные поезда — главный способ доставки российской рыбопродукции и товаров народного потребления из КНР в центральные регионы России. Эксперты объясняют — повышение цен приведет к тому, что
цены на дальневосточную рыбу и морепродукты в магазинах западных регионов России вырастут еще выше. А дальневосточные компании, занятые импортом из КНР, станут отправлять товары морским путем, в обход дальневосточных портов. Что, в свою очередь, делает неэффективной саму идею создания территорий опережающего развития.
Последние 2 года у "РЖД" и так падает грузооборот с Дальнего Востока. Решать проблему обратной загрузки Транссиба планировалось за счет импорта, в первую очередь из КНР. Однако, из-за падения курса рубля, начиная с октября прошлого года, импорт начал падать и в результате сократился у дальневосточных стивидоров на 25% по итогам года. Компании-участники рынка уверены, что нововведения РЖД приведут к дальнейшему падению объемов перевозки.
Как стало известно от одного из участников совещания, руководитель ЦФТО по Дальнему Востоку Максим Белоусов в разговоре с компаниями-клиентами признал, что отдает себе отчет в том, что сейчас крайне неудачный момент для введения новых условий отправки грузов. Однако, по его словам, решение принято высшим руководством "РЖД" и пересмотру не подлежит", - сообщается на VLcrime.net.
Перекладыванием своих неэффективных расходов на плечи бизнеса, участвующего во всей логистической цепочке, включая субъектов малого и среднего бизнеса - клиентов грузоотправителей, а, в конечном итоге, на рядового российского потребителя товаров назвал новшество, предлагаемое РЖД, генеральный директор ООО "ДВ-Инвест", член совета директоров ОАО "Владивостокский Морской Рыбный Порт" Денис Сарана.
- Давайте называть вещи своими именами. Это просто-напросто скрытая форма повышения тарифов, помимо тех 10%, которые согласовало правительство,
- сказал эксперт корр. РИА PrimaMedia. - Большинство экономистов говорит, что тарифы естественных монополий нужно оставить на прежнем уровне, чтобы эти монополии улучшали эффективность своей работы. А они вместо этого перекладывают свои неэффективные расходы на плечи бизнеса.
По самым грубым подсчетам, один контейнерный поезд согласно новому договору принесет ОАО "РЖД" 65 тысяч рублей, два десятка таких поездов в месяц - 1,3 млн рублей (это примерная стоимость доставки одного контейнерного поезда из Москвы во Владивосток и обратно). И того - один контейнерный поезд-фантом в месяц.
Совершенно очевидно, что все дополнительные расходы на доставку грузов распространятся на всю логистическую цепочку. В итоге без того подорожавший импорт станет для потребителя еще дороже. И не только импорт. Например, товары, следующие на Камчатку и в Магаданскую область по госпрограмме северного завоза, доставляются туда именно отправительскими маршрутами. Таким образом, жителям дальневосточных "северов" придется дополнительно раскошелиться, чтобы купить в магазине необходимое для нормальной жизни.
Другими словами, РЖД своими действиями нивелирует все те меры по сдерживанию цен на продукты, которые в настоящее время предпринимает президент, правительство, антимонопольные и прочие федеральные органы.
- То, что предлагает РЖД, кроме того, является полнейшим противоречием идеям правительства по организации территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, идее приданию Владивостоку статуса открытого порта, - считает Денис Сарана.
Получается, в ответ на намерение правительства предоставить всевозможные льготы и преференции для резидентов ТОРов, среди которых наверняка будут представители логистической отрасли, системообразующей для Дальнего Востока, РЖД отвечает дополнительным финансовым бременем.
- Я бы назвал это дополнительным вкладом в инфляцию, - сказал Денис Сарана. – Мне очевидно, что
это дополнительная услуга, навязываемая монополистом, и она должна стать объектом рассмотрения Федеральной антимонопольной службой.
Например, мы эту услугу не хотим получать. Не надо дополнительно следить за нашими рефрижераторами. Просто выполняйте устав железной дороги, делайте свое дело за те деньги, которые вам платят. Ну а если сделаете что-нибудь не так, будете платить неустойку.
По мнению председателя Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России" Виталия Гуменюка, у предпринимателей немало возможностей во всеуслышание заявить о своем несогласии с решением РЖД, инициировать широкое обсуждение данной ситуации с привлечением экспертов на дискуссионных площадках, регулярно организуемых "Опорой России", "Деловой Россией", Общероссийским народным фронтом, Общественной палатой РФ.
- Надо сказать, что представители логистического бизнеса уже обращаются по этому вопросу к президенту "Опоры России" Александру Калинину, - сообщил Виталий Гуменюк по телефону корр. РИА PrimaMedia из Москвы, где он находился на церемонии вручения первой гражданской премии Общественной палаты РФ "Я - гражданин". - И в этом нет ничего удивительного. Любые колебания на рынке, любое увеличение тарифов негативно сказывается на малом и среднем бизнесе. Это в любом случае ведет к повышению цены товаров и услуг. Если логистический бизнес не согласен с предложением РЖД, он имеет все возможности отстаивать свою точку зрения.
Сейчас существует немало эффективных площадок, на которых бизнес и РЖД могли бы провести широкую общественную дискуссию с привлечением экспертного сообщества,
обменяться аргументами, постараться найти консенсус. Время келейных решений уходит в прошлое. Если все бизнесмены придут к выводу, что предложение РЖД однозначно плохо, что оно приводит к негативным результатам, ситуацию нужно будет менять, конечно.
Не надо забывать о задаче, которое ставит государство: помимо пополнения бюджетных средств способствовать развитию бизнеса, прислушиваться к нему, совместно двигаться вперед, отметил собеседник агентства.
Новая ценовая политика РЖД может привести к повторению ситуации 2009 года, когда в резко упал грузооборот ДВЖД.
- Был период длиной два года после мирового кризиса 2008 года, когда мы фурами возили товар, - вспоминает первый вице-президент Группы компаний "В-Лазер" Сергей Митрофанов. – Может статься, и сейчас перевозка товаров фурами и рефрижераторами станет предпочтительней. Во всяком случае, по стоимости это будет вполне сопоставимо.
По мнению собеседника агентства,
вовсе не кредиты "убивают" бизнес (есть модели бизнеса, которые вообще обходятся без кредита). На самом деле бизнес "убивают" иные окологосударственные структуры.
- И железная дорога - яркий пример такой окологосударственные структуры. Помяните мое слово, в течение трех кварталов железнодорожники быстро приведут внутренние цены к мировым, - сказал Сергей Митрофанов. - Вопрос в другом. Не надо инвестировать деньги непонятно во что, и не надо нормативы личного потребления доводить до безумных границ. Сейчас подошла такая ситуация, когда олигархам про некоторые привычки нужно будет забыть или эти привычки менять.
От агентства отметим, на прошлой неделе одной из самых обсуждаемых тем в Интернет-пространстве стало заявление президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина о том, что требование правительства РФ раскрыть его доходы является вмешательством в частную жизнь и что он готов выбирать - остаться на службе в госкомпании или уйти в частный бизнес.
"Мне абсолютно все равно, если государство настаивает - мне скрывать нечего. Моя зарплата устанавливается не мной, она устанавливается советом директоров, бюджет РЖД утверждается правительством. Но я терпеть не могу, когда копаются в чужом белье. Объективный общественный контроль у нас заменяется копанием в белье некоторых неудовлетворенных персонажей", - сказал топ-менеджер.