8 марта 2015. Первый морской "Аллигатор" - вертолет Ка-52К, созданный для несения службы на вертолетоносцах типа "Мистраль", поднялся в воздух в субботу, 7 марта, на заводе "Прогресс" в приморском городе Арсеньев. За испытаниями уникальной машины, предназначенной для морской авиации, следил писатель, журналист газеты "Бизнес-Арс" Алексей Суконкин.
Событие прошло более чем скромно – без фанфар и криков "ура". В совершенно будничном для заводского аэродрома режиме в 14.00 в воздух поднялся первый корабельный вертолет Ка-52К. В течение сорока минут двухместная боевая машина висела на высоте нескольких десятков метров, то покачиваясь из стороны в сторону, то совершая развороты влево и вправо. Хоть вертолет и не имеет пока бортового идентификационного номера, но на нем, тем не менее, уже нанесена гордая надпись "МА ВМФ РОССИИ", означающая его принадлежность к Морской авиации Военно-Морского Флота России, а так же красная звезда, соответствующая тем, что наносятся на авиационную технику "сухопутных" ВВС.
Первый морской "Аллигатор" Ка-52К поднялся в воздух в Арсеньеве, Фото с места события из других источников. Автор фото: Алексей Суконкин
Отличие Ка-52К (которого некоторые СМИ уже окрестили "Катраном", хотя в АО "Вертолеты России" несколько лет назад издавалось специальное распоряжение, запрещающее упоминание этого имени для корабельной версии "Аллигатора") от "сухопутного" Ка-52 заключается, прежде всего, в его адаптации к базированию на кораблях ВМФ России, для чего на данном вертолете установлено укороченное крыло (это хорошо видно на фото), система складывания лопастей и система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской атмосфере.
Как и его "сухопутный" брат, "корабельный" вертолет оснащен комплексом бортовой обороны (на фото видны расположенные в районе основных стоек шасси элементы системы Л-370, а так же АО в законцовках крыла), гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-451 и 30-мм автоматической пушкой 2А42. На вертолете сохранены четыре точки подвески вооружения, причем внешние расположены под законцовками, а не впритык к ним, как это было на "сухопутном" варианте.
Это событие авиационный мир ждет давно.
Вертолет для ВМФ России, Фото с места события из других источников. Автор фото: Алексей Суконкин
Ранее и директор ОАО ААК "Прогресс" Юрий Денисенко, и руководители АО "Вертолеты России", а так же чины Министерства обороны России неоднократно в СМИ заявляли о готовности Ка-52К к испытательным полетам, но по различным причинам первый взлет вертолета оказался отложенным более чем на год. Свой "посильный" вклад в торможение проекта "Ка-52К" внесла и Франция со своим отказом передать построенный для России и в полной мере оплаченный десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) "Владивосток" типа Mistral – на котором предполагалось базирование морских вертолетов. Тем не менее, как уже говорили представители Минобороны, вертолеты Ка-52К безусловно найдут применение в Российском военно-морском флоте и без ДВКД, если Франция примет окончательное решение не передавать корабли заказчику.
Ранее заместитель министра обороны Юрий Борисов, во время посещения Арсеньевской авиакомпании "Прогресс", заявлял, что с "Прогрессом" подписан контракт на строительство 32 вертолетов Ка-52К. В одном из своих недавних интервью заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин, курирующий оборонную промышленность, заявил, что экономические санкции, наложенные на Россию со стороны других государств, ни в коей мере не повлияют на финансирование государственного оборонного заказа.
Ка-52К, Фото с места события из других источников. Автор фото: Алексей Суконкин
В любом случае, первый полет морского Ка-52К – это одно из важнейших событий в авиационном мире России.
Пользуясь случаем, поздравляю коллективы "Камова" и "Прогресса", всех их "смежников", а так же лично Сергея Викторовича Михеева с новой победой!
Морской авиации России – быть!
Алексей Суконкин
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Инфраструктура, созданная в Приморье под "Мистрали", не пропадет и без них - эксперты
Авиачасти Дальнего Востока получают боевые вертолеты, произведенные в Приморье