7 мая 2015. Виктория Антошина. Торговый флот Дальнего Востока в долгие годы войны работал, доставляя грузы, поступающие по ленд-лизу. Юнги огненных рейсов, будучи по сути детьми, вставали рядом со взрослыми, ковали победу над врагом. "Все для фронта, все для победы!" - вот девиз военных лет, который проник во все сферы жизни советских людей. РИА PrimaMedia подготовило материал о подростках, чье детство прошло на торговых судах.
Торговый флот становится военным
В первое полугодие Великой Отечественной войны транспортный флот СССР понес большие потери в судах и личном составе команд. Возникла острая проблема кадров также и из-за значительного пополнения пароходства судами за счет переданных из других бассейнов страны и портов Мурманск и Архангельск и приобретенных по ленд-лизу в США. Кроме того, к этому времени произошла мобилизация моряков торгового флота на фронт и военные корабли Тихоокеанского флота. Не хватало для работы на судах кочегаров, машинистов, матросов и людей других морских специальностей.
Группа курсантов-практикантов, участвовавших в десантных операциях. Пароход "Измаил". После высадки в Маоко, октябрь 1945 год, Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено музеем ДВМП
16 октября 1942 года нарком Морского флота СССР разрешил создать, по примеру Северного военного флота, институт воспитанников юнг и после ускоренного обучения юношей-добровольцев возрасте 12-15 лет направлять их на действующие транспортные суда. Центром подготовки в Приморье стал Владивосток, где Дальневосточное государственное морское пароходство (ДВГМП) открыло краткосрочную школу юнг.
Дети, ребята от 11-17 лет, а то и младше, шли в военкоматы, комитеты комсомола, политуправления Красной Армии и флота с просьбой взять их на корабли и в части хотя бы юнгами и сынами полков. Отдел кадров Госморпароходства на улице Пекинской, 10 был буквально завален заявлениями подростков. Здесь с 15 декабря 1942 года сектор юнг начал принимать юных ребят. Подростков брали, зачисляли на штатные должности, ставили на довольствие. Среди детей было много обездоленных, потерявших отца, а то и обоих родителей. На службе они приобретали "плавучий" кров и спасались от голода. Зачастую еда на судах была американская, но тушенку США производили по советским технологиям.
Юнги получали паспорт моряка раньше, чем паспорт гражданина СССР.
Отметим, что на военный флот юнги принимались с 15 лет и проходили подготовку в Учебном отряде Северного военно-морского флота на Соловецких островах. Численность набора была до 1,5 тысячи человек. На суда торгового флота принимались мальчики и порой, очень редко, девочки от 12 до 15 лет. В 1943 и 1944 годах по призыву ЦК ВЛКСМ прошла мобилизация комсомольцев и молодежи в целях укомплектования загранплавания и дальнего плавания. Мобилизации подлежали лица мужского пола от 17 лет и старше. Так, на станции Океанская по данным Государственного архива Приморского края (ГАПК) прошли по факту 577 человек, из них 295 человек младших возрастов пошли на суда ученикам. Все они предварительно проходили обучение в мореходных школах городов Владивостока, Находки, поселка Раздольное, железнодорожной станции Океанская и на судах ДВ пароходства в течение 1,2 месяца. На суда обучающиеся на курсах направлялись в рейсы по мере подхода судов.
Пароход "Трансбалт", старший помошник капитана Факторович проводит занятия с юнгами, октябрь 1943 года, Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено музеем ДВМП
Прибыв на суда после кратковременного обучения, они быстро осваивались в необычных для них морских условиях. Многие из них становились специалистами, заменяя ушедших на фронт кадровых моряков. Нелегкая флотская жизнь, жесткая дисциплина и напряженная повседневная работа и учеба превращали вчерашних мальчишек в стойких моряков. Подростки несли кочегарские вахты у топок котлов и матросские у руля, находились в составе боевых артиллерийских расчетов, были сигнальщиками, работали на камбузе, помогали коку, одним словом, были везде, где была необходимость.
Из отчета ДВГМП за 1944 год на 1 декабря: судов 154, количество членов экипажей с командами военных моряков 8685, из них юнг 356, учеников 272.
Мы мальчишками и девчонками добровольно ушли по зову своего детского сердца на флот, чтобы заменить своих отцов, матерей, сестер и братьев, ушедших сражаться на поля огромного фронта с фашистскими захватчиками… С приходом на палубы и в машины судов наше детство закончилось, несмотря на то, что нам было по 12-14 лет, - из обращения юнг, участников огненных рейсов 1924-1945 годов, к пионерам и школьникам, комсомольцам и молодежи СССР, 1985 год.
В.Широкова, Л.Андрющенко - учащиеся РУ № 3, Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено музеем ДВМП
В те грозные годы 25 судов Дальневосточного пароходства, а с ними более 400 моряков, в том числе 59 юнг, погибли от минных взрывов, в схватках с военными кораблями, самолетами и подводными лодками противника.
После окончания войны выжившие юнги вернулись в мирную жизнь. Многие пошли учиться в мореходные училища, где приобрели морские специальности – штурманов, механиков, связистов.
Юнги парохода "Ким" на банкете по случаю Нового года, Сан-Франциско 1943 год, Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено музеем ДВМП
Накоплено немало воспоминаний юнг-ветеранов и их родственников.
Юрий Леонидович Савин, родился во Владивостоке в 1930 году. В 1938 году он поступил в 1 класс школы №33, а уже в 1942, только закончив 4 класса, поступил на пароход "Сталинград" учеником палубника. 25 марта 1943 года погиб при шторме, ему было тогда всего лишь 12 с половиной лет.
Юра Савин, юнга парохода Сталинград, 12 лет (слева), Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено музеем ДВМП
Записки 17-летнего кочегара парохода "Красный Октябрь" ДВМП (1942 год) Виктора Васильевича Ситникова.
Уголь тогда был тяжелым, низкосортным, с большим содержанием породы и мы вынуждены были топить всю вахту. Теперь стыдно признаться, но я иногда плакал где-нибудь в углу, забившись за трубу, от страшной физической усталости, но вида потом все-таки не подавал. На пароходе я был самым молодым и самым щуплым, поэтому у меня среди моряков было прозвище "сынок". Ведь мне не было еще 18 лет. Но этот "сынок" вместе с физически крепкими моряками переносил все тягости нашей морской и военной жизни.
Строки из воспоминания Владимира Петренко о своем брате, 16-летнем кочегаре парохода "Белоруссия" Анатолии Петренко.
Анатолий родился во Владивостоке на Эгершельде в 1927 году в семье моряка Кузьмы Ивановича Петренко. Толя рос бойким, смышленым ребенком. Все свободное время мы с братом проводили на море, часто ловили рыбу. В ноябре 1943 года Анатолий, после окончания 7 классов, устроился на работу кочегаром на п/х "Белоруссия", который ушел в рейс в США за грузами так необходимыми фронтовикам и труженикам тыла. Почти год они простояли в США на ремонте, затем, загрузившись, пошли на Владивосток. Где-то в районе острова Сахалин "Белоруссия" была торпедирована подлодкой и погрузилась в пучину океана. По словам выжившего кочегара Я.П. Почернина, Толя успел погрузиться в шлюпку, но был легко одет и в ботинках на босу ногу, что предрешило его судьбу – он замерз насмерть. Ему в то время еще не исполнилось и 17-ти лет.
Анатолий Петренко, юнга парохода "Белоруссия", 16 лет, Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено музеем ДВМП
В марте 1944 года пароход "Белоруссия" под командованием капитана К.Г. Кондратьева следовал с грузами из США во Владивосток. В районе острова Итуруп (Курильские острова) был торпедирован и потоплен японской подводной лодкой. В живых чудом остались два члена экипажа: кочегары И.П. Петровичей и Я.П. Почернин. 41 человек погиб.
О том, как быстро, поминутно происходили события в море, освещенном залпами торпед, свидетельствуют судовые журналы.
Архивная справка, Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено музеем ДВМП
Для развития перевозок во время войны США передали нам 120 судов, в том числе 30 новых 10-тысячников типа "Либерти", четыре крупных танкера. Остальные суда были старыми, малотоннажными. Суда загружались обычно с превышением на 10% грузоподъемности.
"Институт юнг в основном решал кадровый вопрос плавсостава. На 300 судах, занятых ленд-лизовскими перевозками, было более 2 тысяч юнг, подавляющее большинство которых трудилось на 175 судах ДВМП", - отметил Борис Максяткин в своей статье в журнале "Морской флот". – "В юнговском движение военного периода главное в том, что дети не голодали, не беспризорничали, воспитывались в духе патриотизма".
Фотооткрытка юнги с американских берегов, Фото с места события из других источников. Автор фото: Предоставлено музеем ДВМП
В память об огненных рейсах во Владивостоке воздвигли монумент в ноябре 1967 года. У самой кромки берега бухты Золотой Рог на площадке, выложенной бетонными плитами, на шестиметровом постаменте из серого полированного гранита, напоминающем орудийную корабельную башню, возвышается скульптурная группа. Три моряка - капитан, командующий боем, раненый и матрос с кормовым флагом, символом чести корабля, - олицетворяют героические экипажи погибших, но не сдавшихся врагу кораблей торгового флота. На бронзовых досках вычеканены силуэты 25 кораблей, навечно выбиты в бронзе имена их экипажей. Героическая гибель пароходов "Перекоп", "Ашхабад", "Колхозник", "Белоруссия" и других вошла в историю Дальневосточного флота.
Памятник морякам торгового флота, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia
Справка: Ленд-лиз (Land– давать взаймы, Lease– сдавать в аренду) – это система материальной поддержки союзников США по созданной и действующей антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе – безвалютный взаимный обмен товарами и услугами с окончательным расчетом после войны с рассрочкой на много лет – был принят конгрессом США 11 марта 1941 года, то есть еще до нападения Германии на СССР. Соглашение между правительством СССР и США подписано в Вашингтоне 11 июля 1942 года. Оно закрепило условия ленд-лиза за всеми поставками в СССР, начиная с 1 октября 1941 года.
С 22 июня 1941 года по 20 сентября 1945 года грузопоток военного назначения распределялся по основным маршрутам: Север СССР – 3,9 млн, Персидский залив – 4,1 млн, Черное море – 681 тысяча, Дальний Восток – 8,2 млн, Арктика – 452 тысячи длинных тонн (одна длинная тонна составляет 1016 кг).
По данным книги Бориса Максяткина "Юнги огненных рейсов о ленд-лизе", объем поставок по ленд-лизу в период с 11 марта 1941 года по 1 августа 1945 года составил 11,3 млрд долларов. За годы войны СССР получил из США почти 15 тысяч самолетов, свыше 16 тысяч единиц бронетехники, более 8 тысяч зенитных орудий, около 132 тысяч пулеметов.
Статья подготовлена при содействии и по материалам Музея морского флота ДВМП.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Боевая техника из Приморья в Великой Отечественной: что строили на деньги Фонда обороны
Великая Отечественная во Владивостоке: как и чем жил город в военное время
Связисты Приморья в годы ВОВ: музыка на радиоволнах, премирование тужуркой и война в эфире