Битва за свободный порт Владивостока: вокруг "порто-франко" началась борьба министерств

Первым критиком законопроектов Минвостокразвития выступило Минэкономики, пишет деловой еженедельник "Конкурент"
Порт Владивосток
Фото: РИА PrimaMedia

27 мая 2015. Вокруг разработанного Минвостокразвития законопроекта "О свободном порте Владивостока" развернулась нешуточная министерская борьба. Первым "камнем в огород" разработчиков проекта "порто-франко" для Владивостока стало заключение Минэкономразвития, которое раскритиковало законотворчество восточного министерства. Мнения опрошенных деловым еженедельником "Конкурент" приморских бизнесменов и экспертов о критике Минэкономики разделились: одни считают замечания ведомства Алексея Улюкаева нелепыми, другие, наоборот, их поддерживают, сообщает РИА PrimaMedia. 

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, сразу после майских праздников Минэкономразвития опубликовало заключения об оценке регулирующего воздействия на проекты федеральных законов "О свободном порте Владивостока", "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивостока" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивостока".

Все три документа были жестко раскритикованы ведомством Алексея Улюкаева.

Минэкономики не согласно с режимом благоприятствования в рамках СПВ для иностранных авиакомпаний и особенно с предложением наделить правительство РФ полномочиями устанавливать перечень зарубежных авиационных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории СПВ.

"Так как Чикагская конвенция о международной гражданской авиации обязывает государство, ее подписавшее, не вступать ни в какие соглашения, которые специально предоставляют какому-либо другому государству или авиапредприятию какого-либо другого государства любую такую привилегию на исключительной основе", — говорится в заключении. 

А таможенное регулирование, предлагаемое проектом СПВ, вообще недопустимо.

"Учитывая, что соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года указанные ограничения не предусмотрены", — отметили в Минэкономики.

Много вопросов у федеральных экономистов возникло в части налоговых преференций.

Так, законопроект предусматривает заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, устанавливает льготную ставку налога на прибыль организаций в части суммы налога, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, и некоторые особенности применения ставок налога на прибыль организаций, получивших статус резидентов свободного порта.

Кроме того, проектом акта предлагается ввести в действие новый специальный налоговый режим "Система налогообложения для резидентов свободного порта Владивостока (единый налог свободного порта Владивостока)".

По мнению Минэкономразвития России, введение в действие единого налога противоречит общим принципам установления налогов и сборов в России.

Потому что специальные налоговые режимы могут применяться на территории всех субъектов РФ только потенциально. При этом перенос убытков на будущие налоговые периоды резидентами порта в течение 20 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток, вызвал в Минэкономики смех. В настоящее время механизм переноса применяется при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль и при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения. И в течение 10 лет.

"Остается неясным, какие экономические условия и предпосылки повлияли на решение увеличить в два раза указанный период переноса убытков, — заявили в Минэкономразвития. — В условиях перехода на уплату единого налога вновь созданных организаций может возникнуть ситуация, при которой ряд налогоплательщиков единого налога, имеющих значительные объемы доходов, численность нанятых работников и остаточную стоимость основных средств, будут использовать данный специальный налоговый режим в качестве инструмента для оптимизации на законных основаниях своих налоговых обязательств. Поскольку предлагаемый разработчиком специальный налоговый режим по своей сути является почти полным аналогом действующей в настоящее время упрощенной системы налогообложения, которая направлена в первую очередь на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, считаем распространение действия данного специального налогового режима в том числе и на представителей крупного бизнеса экономически неоправданным".

Свободный порт, как известно, призван осуществить прорыв в российском законотворческом укладе, и именно сейчас Минвостокразвития должно доказывать другим ведомствам его целесообразность. Пока же, по мнению Минэкономики, у разработчика отсутствуют какие-либо основания даже устанавливать особый порядок безвизового въезда через СПВ и пребывания в России иностранных граждан на любой срок, не говоря уже о предусмотренном в законопроекте семидневном сроке.

Такая критика неслучайна. С точки зрения широких масс населения здесь вообще нет никаких вопросов. А с точки зрения аппаратно-ведомственной логики методы сбора и распределения ресурсов всегда могут быть подвергнуты санкциям.

"Попытки развивать удаленные российские провинции в ручном режиме уже неоднократно проваливались. Ни одна госкорпорация пока не доказала своей полезности экономике и населению.

 Поэтому нет ни малейших оснований полагать, что исключением окажется и свободный порт, — сообщил, будучи во Владивостоке, известный экономист Михаил Хазин. — И вообще, по слухам, проект появился с целью отодвинуть подальше от Дальнего Востока Зивуядина Магомедова и группу компаний "Сумма", поскольку он является человеком Дмитрия Медведева".

Будет ли в таком случае история иметь счастливый конец?

Вопрос, заданный корр. "К" бизнесменам и экспертам, расколол их на два лагеря. Одни считают замечания Минэкономики нелепыми, другие, наоборот, их поддерживают. 

"Я со многими замечаниями Минэкономразвития не согласен. Во-первых, единый налог свободного порта очень похож на упрощенный режим и сельхозналог. У нас, например, нефтедобыча облагается по-разному в зависимости от территории, так что не вижу проблем. "Не отнесены" — так "отнесем", для этого законы и принимаем. Во-вторых, мы сейчас просчитываем проект со сроком окупаемости 13 лет. Убытки первых 5-10 лет будут закрываться из прибыли 10-15 года реализации проекта. Поэтому для долгосрочных инфраструктурных проектов и нужно 20 лет.

А возглас о том, что будут уходить в офшоры — полная ерунда. Сейчас все "оптимизируют" сами знаете как, а так хоть будут платить в белую. И зарплату, и налоги.

Такая "упрощенная система" с 10% действует и в Сингапуре, и в Гонконге, и независимо от размера предприятия. Чем мы хуже? На мой взгляд, Минэкономразвития не хочет дать нам попробовать поработать по-новому, из-за того, что боится. Пусть просчитают последствия и риски, они же для этого там и сидят. Какое еще обоснование вам надо, кроме того, что СПВ снизит нагрузку на предприятия и оставит больше денег и на развитие, и на те же зарплаты?" прокомментировал член совета директоров ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" Денис Сарана.

"У меня по СПВ нет комментариев. Посмотрим, что получится из этой идеи в процессе реализации. Единственное замечание состоит в том, что власть напрасно синхронно запустила проекты ТОР и СПВ. Не получилось полноценного обсуждения. У всех в головах перепутались совещания и комментарии. Во всяком случае, у многих", - высказался Сергей Митрофанов, первый вице-президент группы компаний "В-Лазер".

"Согласен с МЭР. Налоговое законодательство и администрирование в РФ и так слишком сложные и громоздкие. Нет никакого смысла вводить новые виды налогов.

Достаточно ввести льготы по существующим и в едином для всей России порядке. Срок же в 20 лет не выглядит каким-то обоснованным. Даже для иностранных компаний планирование деятельности в России на срок более 10 лет — это уже из области фантазий. Как бы нам (приморским бизнесменам) ни хотелось получить такую "конфетку" в виде единого налога, нужно признать, что МЭР и тут рассуждает правильно с точки зрения общегосударственных интересов", - полагает генеральный директор ООО "РИ Лог" Виктор Ерукаев. 

"Новая реальность состоит в том, что статус свободного порта придается территории, границы которой существенно шире какого-либо отдельно взятого ТОРа, портово-перегрузочного терминала или склада временного хранения, — сказал корр. "К" на условиях анонимности один из ученых ДВФУ. — В границах этой территории оказывается несколько населенных пунктов, где проживает более половины населения Приморского края. Это означает, что такой статус окажет регулирующее воздействие на все аспекты жизни, все виды деятельности имеющихся тут хозяйствующих субъектов и возникающие по этому поводу правоотношения. А поскольку законом создается новая структура управления свободного порта, то она будет действовать параллельно нынешним органам власти и местного самоуправления.

Главный дефект — введение на территории юга Приморья "троевластия".

Но реальная ответственность лиц, принимающих решения, по-прежнему непрозрачна. Наблюдательный совет (один из "троевластвующих", наряду с губернатором и Минвостокразвития) формируется из чиновников и подобранных "общественников". Представителей бизнеса, самих инвесторов, а уж тем более распределения меж ними голосов пропорционально вкладу даже не планируется".

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, предложение предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом было озвучено президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года.

Соответствующий законопроект был подготовлен Минвостокразвития уже в конце февраля, в настоящее время он уже поступил в правительство РФ. Министерство уже получило множество конструктивных предложений к тексту законопроекта, собранных администрацией Приморского края на муниципальном и краевом уровне, а также в результате многочисленных экспертных слушаний. С учетом мнений экспертного сообщества Минвостокразвития неоднократно обновляло текст законопроекта.

Законопроект в последней редакции предполагает распространение статуса свободного порта Владивосток сразу на 13 районов и городских округов Приморья. Резидентами новой зоны смогут стать не только порты, но и аэропорт, предприятия и компании, работающие в туристической отрасли. Шансы стать резидентами СПВ могут появиться и у уже работающего в Приморье бизнеса при выполнении ряда требований, установленных законом. Особое экономическое положение для данных территорий создается сроком на 70 лет, при этом срок существования свободного порта может быть продлен законом.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Минэкономразвития порезало Свободный порт Владивостока по живому

Свободный порт Владивосток Россия предложила Японии

Свободный порт Владивостока обсудят на весенней сессии Госдумы – Юрий Трутнев

 

Смотрите полную версию на сайте >>>