21 июля 2015. Приморский писатель и журналист, автор книги "Кристалл в прозрачной оправе", публикация отрывка из которой в понедельник, 20 июля, обернулась предупреждением "Новой газете" со стороны Роскомнадзора, прокомментировал РИА PrimaMedia неоднозначную ситуацию. По словам Василия Авченко, единственное в спорном тексте, что могло бы считаться "нецензурным" – это слово с многоточием внутри.
Напомним, что претензии регулятора к "Новой газете" появились после выхода в свет №72 (2359), где на стр. 20 был размещен материал "Япономорцы, или Жизнь в прибойной полосе". Материал представляет собой отрывок из произведения журналиста "Новой газеты во Владивостоке" Василия Авченко - готовящейся к выходу в свет книги "Кристалл в прозрачной оправе". Эксперты Роскомнадзора нашли в тексте "нецензурную брань", служба вынесла письменное предупреждение редакции и учредителю "Новой". По словам главного редактора "Новой газеты" Дмитрия Муратова, издание будет оспаривать это решение в суде. Ситуация дошла даже до Кремля, во всяком случае, ее прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
– Новость стала для меня полной неожиданностью. Полез искать, где же прячется эта самая "нецензурная брань". Мне-то самому казалось, что ничего такого там нет. Но на поверку вышло, что есть. В одном слове, созвучном со словом "разгильдяйство", я оставил в серединке многоточие, - рассказал Василий Авченко.
По мнению писателя, к литературным произведениям - пусть и опубликованным в СМИ - следует применять другие, отличные от применяемых к прессе, требования.
– Законодательство наше все чаще напоминает даже не дышло из поговорки, а дубину, которую можно опускать на головы людей, причем делать это избирательно. Думаю, это абсурд, и решение главного редактора "Новой" Дмитрия Муратова оспорить вынесенное Роскомнадзором предупреждение считаю совершенно правильным.
Законы нужно соблюдать, но не нужно доводить этот процесс до абсурда. Это все-таки литературное произведение, и к нему должны применяться другие требования. Иначе так мы скоро можем дойти до кастрирования классических текстов русской литературы - от Пушкина и Гоголя до Шолохова и Есенина с Шукшиным - под флагом борьбы то с экстремизмом, то с нецензурной бранью.
Есть вещи куда хуже, чем экспрессивные пласты русского языка, которые, конечно, следует применять с особой осторожностью, как "оружие специального назначения", и знакомые мне близко люди знают, что я употребляю эту лексику крайне редко и осторожно – как в речи, так и на письме. Куда страшнее мата - пошлость и глупость, которые льются на нас с экранов телевизоров, из динамиков радио, произносятся большими государственными людьми, поются поп-звездами. Но с пошлостью, глупостью и беспринципностью никто у нас не борется. Потому что в ток-шоу какого-нибудь Малахова - "не смотрел, но осуждаю", как говорится - не матерятся, – прокомментировал Василий Авченко.
Напомним, что в октябре 2014 года Роскомнадзор уже выносил предупреждение "Новой газете" - о недопустимости использования СМИ в экстремистских целях. После "второго звонка" 20 июля пресс-секретарь службы Вадим Ампелонский сказал РИА Новости, что "вынесение второго предупреждения газете вызывает вопросы".
"У нас появляется право для подачи иска в суд о прекращении действия свидетельства о регистрации СМИ. Мы будем пользоваться этим правом разумно", — цитирует информагентство Ампелонского.
В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил ТАСС, что Роскомнадзор вынес предупреждение "Новой газете" на законных основаниях.
"Роскомнадзор поступил в полном соответствии с законом, если такая брань (нецензурная) имела место (в публикации)", - сказал представитель Кремля журналистам.
По его словам, "если брань имела место, то Роскомнадзор сделал именно то, что ему предписывается законом".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Публикация отрывка книги приморского журналиста Василия Авченко в СМИ обернулась скандалом