Медведи, устроившие нашествие на Приморье, могут в этом году не уснуть – охотнадзор

Уже два человека погибли, а четверо находятся в больницах после конфликтов с хищниками
Медведи
Фото: Ольга Левашова, РИА PrimaMedia

11 сентября 2015. Нашествие медведей, которое Приморский край переживает в августе-сентябре текущего года, является нетипичным явлением, противоречащим существующим путям миграции. Способствовало ему несколько факторов, в том числе ухудшение кормовой базы и неоправданно высокая стоимость разрешений на добычу этого зверя при отсутствии спроса на дериваты внутри страны и запрете вывоза их за границу. Если медведи к зиме так и останутся голодными, и если при этом будет мало снега, то многие из них вообще не впадут в спячку. Об этом корр. РИА PrimaMedia рассказал директор департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края Владимир Васильев.

"У животных существуют исторические пути миграции, это прогнозируемое и давно известное людям явление. Взять, к примеру, северных оленей. Они из года в год примерно в одно и то же время с южных пастбищ кочуют на северные пастбища, а потом назад. Но чтобы медведь так мигрировал – это нетипичное явление. Я не помню, когда в Приморье так массово медведь перемещался. Он уже прошел с северных районов Приморья до самого юга, отметился даже в Хасанском районе", – отметил Васильев.


Владимир Васильев. Фото: пресс-служба администрации Приморского края

Появлений вблизи населенных пунктов медведей очень много, кто-то замечает следы на огороде, где-то косолапый порезвился на свалке. А вот каждое появление на глазах у человека оценивается как конфликтная ситуация, все сообщения об этом стекаются в департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и фиксируются в отдельном журнале.

За последние 1,5 месяца зафиксировано 12 конфликтных ситуаций между человеком и медведями, в результате которых два человека погибли, а четверо - находятся в больнице.

В зону "риска" попали Лучегорск, Дальнегорск, Арсеньев, Спасск-Дальний, Кавалерово, Партизанский городской округ, Лазовский, Хасанский и Шкотовский район.

"Появляясь в населенном пункте, эти хищники создают реальную угрозу для населения. Поэтому главным образом правоохранительные органы обязаны эту угрозу устранять всеми доступными средствами. Подключаются, естественно, и наши работники, и члены общества охотников. Большей частью медведей отпугивают с помощью звуковых сигналов, а в Лучегорске применяли еще и водометные системы. И уж в самом крайнем случае – отстреливают. Но всего два таких случая у нас в этом году, да и то из-за того, что животные проявляли агрессивность и нанесли травмы людям", – подчеркнул эксперт.


Убитая медведица. Фото: Жители Лучегорска

Кстати, в сентябре ситуация немного стабилизировалась, таких выходов стало значительно меньше, чем было в августе.

Медведи идут в Приморье из Хабаровского края, где очень сложная обстановка с кормами для медведей. Впрочем и в Приморье нажировочных кормов в естественной среде нынче очень мало, неурожай основных видов кормов - желудей, кедровых и манчьжурских орехов, лещины, различных ягод и кореньев - налицо.

"Главный "хлеб" медведей – это кедровая шишка, а в нынешнем году можно говорить о неурожае этой культуры. Та шишка, которая была, вся собрана шишкарями. Остатки, которые еще на деревьях сохраняются, соберут белка, сойки и прочая мелкая живность. А медведю, кабану уже ничего не останется. Но если кабан будет всю зиму мотаться по лесам, то медведю-то надо залегать в спячку", - пояснил директор департамента.

Когда медведь успокоится и заляжет в берлогу, неизвестно. По словам специалиста, все зависит от погоды и от тех запасов жиров, которые медведь смог накопить. А если снега не будет или косолапый будет голодным, то он может вообще не залечь в спячку.

Речь об организованной подкормке медведей пока речи не идет. По утверждению специалистов, к кормушке легко приучить кабана, косулю или оленя, а вот хищника – вряд ли.

"Тем не менее, мы предлагаем охотпользователям, угодья которых расположены вблизи населенных пунктов, проводить мероприятия по подкормке. Те подкормочные площадки, которые выкладываются для кабана, они, при наличии сочных кормов, посещаются и медведем. Эти кормушки могли бы отвлечь медведя от населенных пунктов", - говорит Владимир Васильев и уточняет, что это не обязательная к исполнению, а рекомендательная мера.

По поводу сообщений в СМИ, что на Приморье бегут медведи из Китая, директор профильного департамента администрации края ответил отрицательно. "С Китая некому бежать, там нет медведей в таком количестве. Это наши медведи еще могут туда переместиться, а из Китая к нам зверь не бежит, это однозначно. Там плотность таких видов животных, как медведь и кабан, очень низкая. Хотя тому же кабану было бы очень комфортно в Азии, так как сельхозугодий у них очень много, и там есть, чем поживиться. Но как только кабан появляется на полях, его тут же китайцы уничтожают", - утверждает Васильев.

Не стоит говорить и о снижении численности медведей в Приморье. По данным за 2014 год здесь обитает более 5,5-6 тысяч особей бурых и гималайских медведей. И эта цифра увеличивается, причем довольно интенсивно. "Причиной роста является несколько факторов. Во-первых, в прошлые годы в Приморье был неплохой урожай кормов. Во-вторых, у нас сейчас поголовье медведей очень плохо осваивается. Очень жесткие препятствия стали устанавливать на границе для провоза дериватов. К примеру, медвежьи лапы и желчь ранее пользовались спросом, продукция уходила в страны Азии, где имела довольно устойчивый сбыт. А сейчас поставили надежный заслон, чтобы эта продукция не уходила за кордон. Внутри страны эта продукция практически не пользуется спросом. Поэтому охотники, которые знают, что он никуда не сможет сбыть продукцию, перестали охотиться на медведей", - отметил Владимир Васильев.

В пищу мясо медведя тоже употребляют редко – из-за высокой степени зараженности трихинеллезом.

Кроме того, разрешения на добычу медведя неоправданно высокие: если за бурого мишку надо заплатить 3 тысячи рублей, то за гималайца – 6 тысяч. "Ни на один вид другого животного нет такой стоимости. А охота на медведя сопряжена с определенным риском, то есть ты можешь заплатить за разрешение, но гарантии, что ты его добудешь, нет никаких", – сказал специалист.

Итак, желающих поохотится на медведя в Приморье очень мало – всего около 300, да и те осваиваются лишь наполовину. Чтобы хоть как-то влиять на численность медведей, департамент принял решение выйти с ходатайством о снижении пошлины.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Проблем с популяцией белогрудых медведей в Приморье нет — экологи

Медведь подрал руку человеку в жилом районе Лучегорска в Приморье и скрылся

Пожарные брандспойтами несколько часов отгоняли медведя от жилых домов в Лучегорске

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость