26 сентября 2015. История дипломатической миссии США во Владивостоке начинается еще в 1875 году. Однако генеральное консульство, каким мы знаем его сегодня, образовалось в приморской столице в сентябре 1992 года. К годовщине открытия генконсульства США корр. РИА PrimaMedia решил вспомнить об истории присутствия американских дипмиссий в регионе и поговорить с действующим генконсулом Эриком Холм-Олсеном о настоящем и будущем.
Дипмиссия выполнима
Дипломатическая миссия США работала во Владивостоке еще в царское время. Первым консулом США был Уильям Мортон (William Morton), который приступил к своим обязанностям в марте 1875. По свидетельству местных историков, именно Мортон "вознес малолюдный и малоизвестный Владивосток в ранг центра международной дипломатии на российском побережье Тихого океана", поскольку он стал вообще первым иностранным консулом в городе (Япония открыла свое коммерческое агентство во Владивостоке спустя год, в 1876 году).
В 1923 году, после прихода Советской власти, консульство США прекратило здесь свое существование. После установления дипломатических отношений между США и СССР и долгих переговоров на высшем уровне в ноябре 1940 года было принято решение о возобновлении работы дипмиссии США, новый генконсул прибыл во Владивосток в январе 1941 года. Считается, что в годы Второй мировой войны консульство США сыграло значительную роль в налаживании торговых отношений между СССР и США. Как известно, почти половина грузов по программе ленд-лиза была доставлена в воюющий СССР через Владивосток, и на плечи генконсулов и их сотрудников ложилось урегулирование очень сложных вопросов.
Судно Жан Жорес . Фото: Предоставлено Генконсульством США во Владивостоке
В мае 1948 года, после ухудшения американо-советских отношений, консульство было в очередной раз закрыто и возобновило свою работу более чем полвека спустя.
Дипмиссия США вновь смогла появиться во Владивостоке только после открытия закрытого порта. Решение об открытии в сентябре 1992 года Генерального консульства во Владивостоке принималось, как это принято в международной практике, на правительственном уровне.
Открытие консульства в 1992 году. Фото: Анатолия Ештокина. Предоставлено Генконсульством США во Владивостоке
Никаких препятствий или общественных недовольств по этому поводу не было. Первым генеральным консулом США во Владивостоке был назначен господин Рэндал Лекок (Randall Lekocq). Первыми работниками были консул по визам и сотрудники консульского отдела.
В 1992 году консульству выделили помещение в бывшем Доме политпросвета по адресу Мордовцева, 12. На Пушкинскую, 32 Генконсульство переместилось в конце 1995 года.
Открытие консульства в 1992 году. Фото: Вячеслав Воякин. Предоставлено Генконсульством США во Владивостоке
Генконсульство США во Владивостоке с момента последнего открытия благополучно существует 23 года.
Как отметили представители консульства, главнейшим приоритетом их работы является забота об американских гражданах, находящихся в консульском регионе. Консульский (или визовый) отдел предоставляет паспортные и другие услуги для граждан США. Другая функция консульского отдела — выдача виз россиянам для поездки в США. Основными отделами консульства также являются отдел по связям с общественностью (вопросы культуры, образования, связи со СМИ), политико-экономический отдел (работа с органами власти) и административно-хозяйственная служба.
Вашингтон на Пушкинской
Сегодня в консульстве работает несколько десятков человек. Значительное количество из них – граждане РФ.
Генеральное консульство США во Владивостоке. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia
Чтобы попасть в здание консульства, корреспондент и фотограф РИА PrimaMedia сначала предоставили свои документы сотрудникам полиции РФ, чей пост охраны обустроен тут же, рядом с Пушкинской, 32. В само здание уже сотрудники охраны консульства приглашали нас по одному. В пункте пропуска работают три охранника, рамка металлоискателя и лента досмотра сумок. Форма охраны напоминает одежду шерифа. Да и сотрудники хорошо вжились в роль американского "копа" (хотя все они граждане РФ): они вальяжны, но вместе с тем требовательны к соблюдению всех правил и норм.
Одна из сотрудников охраны – женщина. Она лучше всего переняла манеры американских правоохранителей: в ее руке Coffee-to-go, на голове бейсболка с надписью Security и две пары очков — солнцезащитные и офтальмологические.
После процедуры изъятия охраной всей не согласованной заранее техники — флешек, зарядных устройств, планшетов, телефонов — специалист по работе со СМИ Дмитрий Мотовилов провел нас на "консульский этаж".
Стоит отметить, что в консульстве действует строгий режим безопасности, без разрешения на высшем уровне фотографировать что-либо запрещено.
Дипломатичное интервью
В зале переговоров нас встретили Генеральный консул Эрик Холм-Олсен и консул по вопросам печати, культуры и образования Эрик Пагнер. После традиционного в американской культуре обмена визитками мы приступили к разговору.
Эрик Холм-Олсен на фоне стеллажей с дальневосточными подарками . Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia
— Посол США в России Джон Теффт с 15 по 17 сентября был во Владивостоке. Ход его перемещений был заранее неизвестен для СМИ. Лишь в дальнейшем по сообщениям в соцсетях и от других источников все узнавали, где он бывал. Так все же с какой целью приезжал посол?
— Целей было несколько. Во-первых, послу было необходимо встретиться с работниками консульства, пообщаться с ними. Джон Теффт бывал во Владивостоке ранее, где-то 18-19 лет назад, когда он работал в должности заместителя посла в посольстве США в Москве. В штате консульства еще есть сотрудники, которые помнят его первый приезд, однако, и это очевидно, появились новые работники, с которыми послу необходимо было познакомиться.
Другая цель – это знакомство с городом, с людьми, которые здесь живут и работают. Здесь можно выделить еще три аспекта его визита. Первый – 70-летие окончания Второй мировой войны. Он приехал во Владивосток с целью отдать дань памяти и уважения тому партнерству и тем союзническим отношениям, которые связывали США и Советский Союз во время войны. Джон Теффт посетил локомотив, расположенный на железнодорожном вокзале Владивостока, который был поставлен по ленд-лизу из США. Также он посетил музей автомотостарины на Садгороде, в собрании которого представлена техника времен Второй мировой войны как советского производства, так и поставленная из Соединенных штатов Америки. И, конечно, он возложил венок к Вечному огню, чтобы почтить память павших во время Второй мировой войны.
Джон Теффт также встретился с различными людьми, с которыми сотрудничает консульство: люди бизнеса, работники культуры, представители академического и дипломатического сообществ. Этот диалог позволил ему составить более ясное представление о том, что происходит в регионе и какие изменения произошли со времени его первого посещения Владивостока.
Третий аспект – это знакомство с различными проектами и инициативами в области общественной дипломатии, которые проводит консульство в регионе. Здесь он также пообщался с партнерами, которые работают с нами в этой области.
Мне кажется, это было необычайно важно, потому что посол, как и мы в консульстве, убежден в особом значении народной дипломатии, то есть в необходимости того, чтобы обычные люди имели возможность общаться друг с другом лицом к лицу.
— Визит посла вызвал большой интерес журналистов и общественности. Был проведен ряд пикетов. Как вы относитесь к подобным митингам и акциям?
— Свобода слова и право народа на собрание, на выражение своей точки зрения — это фундаментальное право, заложенное в нашей конституции. Поэтому мы верим в то, что для возможность народа пользоваться этими правами является абсолютно необходимым в любой стране, будь то США, Россия или любая другая страна. Это фундаментальные права в любой демократической стране.
Пикет ЛДПР у консульства США. Фото: Юлия Никитина, РИА PrimaMedia
— Джон Теффт рассказывал Вам о своих впечатлениях, которые остались у него от города, преобразившегося за 18 лет?
— Первое, на что он обратил внимание — это то, как изменилась инфраструктура: новые дороги, мосты, появились театр оперы и балета, "Фетисов Арена". На него произвела достаточно большое впечатление современная инфраструктура, которая появилась в городе за последнее время.
— У посла все было расписано и распланировано, но было ли у него желание, возможно, в будущий приезд посетить "Фетисов Арену" или Приморский театр оперы и балета?
— Он собирается и надеется еще раз побывать во Владивостоке, поэтому мы еще подумаем над тем, что можно ему показать. Я большой фанат хоккея и поэтому очень хотел бы, чтобы мы с ним посетили хоккейный матч. Но еще, конечно, рано говорить о следующем визите.
— Как часто подобные высокопоставленные дипломаты посещают Владивосток?
— Посольство — это достаточно большая организация и наши коллеги посещают нас, а мы — их. Здесь не существует никаких жестких расписаний. Мы считаем удачным случаем, что посол или его заместитель посещает консульство где-то раз в году. Можно представить, какая огромная страна Россия и как много ему приходится ездить, так что это весьма непростая задача.
— Чем консульству США и Вам лично интересно Приморье?
— Я думаю, мой личностный ответ совпадет с позицией консульства и правительства США.
Первое — это замечательное, уникальное географическое положение. Приморье — это Европа, которая расположена посреди Азии. Это место, где Россия встречается с Азиатско-Тихоокеанским регионом, граничит с Китаем, а также имеет близких соседей в лице Кореи и Японии. Это современный портовый город, а также начало Транссибирской магистрали… или конец.
— Так все-таки начало или конец? Для владивостокцев важно знать ваше мнение, так как спор о том, где начало Транссибирской магистрали, между жителями Дальнего Востока и Центральным федеральным округом не прекращается до сих пор.
— Это понятно, у всех разные точки зрения. Я предпочитаю мыслить, что Владивосток — это начало магистрали.
Регион является перекрестком, на котором встречаются разнообразные культуры. Для меня это является изумительной возможностью наблюдать и участвовать в этих процессах. Другая важная вещь – это возможность наблюдать динамичный переходный период, который сейчас переживает этот регион, толчок к которым дал саммит АТЭС, который проходил в 2012 году. Мне интересно видеть, как территория позиционирует себя в качестве игрока, принимающего участие в разнообразных процессах, идущих в регионе: проводя разнообразные международные форумы, привлекая иностранных студентов, занимая в каком-то смысле центральное место в АТР.
Поэтому мой личный интерес вполне совпадает с интересом правительства США, как, в принципе, и с приоритетами вашего правительства. Это часть АТР, которая очень много может сделать для того, чтобы развивать в этом регионе международную торговлю, продвигать бизнес и вопросы безопасности.
Поэтому мосты, которые уже являются символом Владивостока, они, вероятно, являются и символом желания этого региона выступать в роли моста между странами АТР.
— Вы уже говорили о том, что регион переживает новый период развития. Давайте поговорим о Свободном порте Владивосток. Что вы думаете по поводу этого нового закона? Какие преимущества он может дать? Сможет ли реализация закона отразиться на отношениях между нашими странами?
— Я не являюсь экспертом в этой области. Закон новый и, вероятно, еще будут проясняться некоторые его аспекты. Безусловно, любые действия, которые направлены на то, чтобы продвигать свободную торговлю, коммерцию, должны приветствоваться. Несколько лет назад США проделали очень большую работу для того, чтобы помочь России стать членом Всемирной торговой организации. И точно так же мы надеемся, что Свободный порт принесет выгоды не только Владивостоку, Приморскому краю, но и всем, кто занимается торговлей и просто путешествует в этот регион.
Генеральный консул США во Владивостоке Эрик Холм-Олсен. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia
— Как вы видите дальнейшее развитие отношений между Дальним Востоком и США?
— Именно Дальний Восток — это то место, где Россия и США находятся как нигде близко друг к другу. То есть мы здесь очень близкие , и поэтому развитие взаимоотношений между обширной областью Дальнего Востока и Соединенными штатами на протяжении десятилетий является обычным делом. Это происходит благодаря непосредственным контактам между людьми, через различные программы общественной дипломатии, например, программа городов-побратимов, Ротари-клубов. Здесь стоит напомнить, что у Владивостока три города-побратима в Соединенных штатах: Сан-Диего, Джуна на Аляске и Такома в штате Вашингтон.
Но есть и всевозможные организационные связи, в частности, между университетами. У ДВФУ, например, есть связь с университетом Мэриленда.
Помимо этого есть также частные инициативы сотрудничества. Надо отметить работу консульства, которую мы проводим в деле продвижения таких контактов через программы обменов, программы общественной дипломатии, различного рода культурные связи.
Еще раз хочу подчеркнуть, что на Дальнем Востоке наши страны в прямом смысле слова являются соседями, поэтому эти взаимоотношения будут продолжаться.
— Какие места Вы любите посещать во Владивостоке?
— Владивосток — прекрасное место для прогулок. Я очень люблю гулять по Русскому острову. Также посещаю различные культурные мероприятия, например, в филармонии и в театре оперы и балета. Бывают замечательные случаи, когда личные интересы совпадают с рабочими обязанностями. Я люблю музыку и рад, что у нас есть хорошие, партнерские отношения с местной филармонией. Это особенно звучит в преддверии джазового фестиваля.
— В начале нашего разговора вы обмолвились, что любите хоккей? Вы ходите в "Фетисов Арену"?
— Я, действительно, являюсь поклонником спорта. Я посещаю "Фетисов Арену", бываю на стадионе "Динамо", зимой очень люблю кататься на катке стадиона "Авангард".
Наиболее интересное событие, на котором мне довелось быть в последнее время, игра по американскому футболу, которая проходила на стадионе ДВФУ. Это было в прошлые выходные. Матч был между владивостокской командой "Дикие панды" и хабаровской "Восточные воины". Я был даже несколько вовлечен в игру: мне была доверена честь бросить разыгрывающую монетку. В прошлом году мы повстречались с несколькими молодыми людьми, в основном студентами, которые очень интересовались американским футболом. Начиная с того времени мы пытаемся оказывать поддержку в развитии американского футбола в регионе.
Было удивительно видеть, как русские ребята играли в исконно американскую игру, и, частности, наблюдать, как они интерпретируют американский футбол. Они демонстрировали хороший уровень мастерства и играли с большим азартом. На трибунах было около тысячи болельщиков. Игра производила на всех неизгладимое впечатление.
Владивостокская команда имеет некоторое преимущество над хабаровской, потому что ее тренирует американский тренер, который сейчас живет во Владивостоке. И у него большое желание развивать этот вид спорта на Дальнем Востоке. Для меня же было совершенно неожиданно увидеть во Владивостоке американский футбол. Это был очень приятный сюрприз.
— Можно ли сказать, что вы станете болельщиком "Диких панд"? Возможно уже стали фанатом хоккейной команды "Адмирал"?
— Я, несомненно, болельщик "Адмирала" и возможно мне позволят стать фанатом "Диких панд".
(В разговор вступает консул по вопросам печати, культуры и образования Эрик Пагнер -ред.)
Если генеральный консул станет болельщиком "Диких панд", то я буду фанатом команды из Хабаровска.
На самом деле мы хотим, чтобы этот вид спорта развивался в регионе, поэтому мы должны быть беспристрастны, но в то же время мы очень заинтересованы, чтобы количество команд и их уровень росли, чтобы была жесткая и захватывающая конкуренция между ними.
Моя 13-летняя дочь уже большой поклонник команды "Дикие панды". Потому что она считает, что талисман команды – панда – выглядит очень круто.
— Владивосток часто сравнивают с Сан-Франциско (и чаще это делают российские граждане). Вы бывали в Сан-Франциско? Действительно ли наши города так похожи?
— Я бывал в Сан-Франциско. И мне очень нравится этот вопрос, потому что я часто встречаю людей, которые точно так же, как и я, видят схожие черты между городами. Некоторые из этих схожих черт лежат на поверхности: холмы, туманы, погода, мосты. Это портовые города, которые посещают люди разных краев земли. В том и другом городе есть гряда островов. Я всегда шучу, что значительная разница между городами в том, что на одном из остров Сан-Франциско располагается старая тюрьма, а во Владивостоке на Русском острове расположен новый университет, современная больница и вероятно в скором времени откроется океанариум.
— Скучаете ли вы по своей родине?
— Я недавно ездил в Америку и провел там несколько недель. Одна из сложностей дипломатической работы в том, что тебе приходится проводить много времени вдали от родственников и друзей. Но каждый раз, когда моя семья и я возвращаемся во Владивосток, мы говорим о том, что мы едем домой. Я чувствую себя во Владивостоке как дома, я считаю, что в каком-то смысле это мой второй дом. И, видимо, еще и поэтому мне придется стать болельщиком "Диких панд".
Часы . Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia
Справка: Эрик Андерс Холм-Олсен родился 28 апреля 1962 года в городе Тинек, штат Нью-Джерси. Он является карьерным дипломатом Государственного департамента США с 1992 года (примечательно, что господин Холм-Олсен заканчивал свой первый рабочий день 21 сентября 1992, когда здесь только готовилось открытие Генконсульства 22 сентября). Его первое назначение за рубежом было в Софии, Болгария (1994-96). Затем он работал в Дар-эс-Саламе, Танзания (1996-98), в Осло, Норвегия (1999-2002), Валлетте, Мальта (2003-05), и Рио-де-Жанейро, Бразилия (2007-2010).
Помимо службы за границей, Эрик Андерс Холм-Олсен работал в экзаменационной комиссии Госдепартамента США, где он помогал проводить вступительные экзамены для будущих дипломатов в Вашингтоне, а также в Атланте, Чикаго и Сан-Франциско (2010-12).
До службы в Госдепартаменте Эрик Холм-Олсен занимался юридической практикой в своем родном штате Нью-Джерси.
Эрик Холм-Олсен имеет степень бакалавра в области международных отношений Брауновского университета (1984) и степень доктора юриспруденции юридической школы Маршал-Вит Колледжа Уильяма и Мэри (1987). Эрик Холм-Олсен говорит на болгарском, норвежском и португальском языках. Женат, имеет дочь.