9 октября 2015. Предприниматели Владивостока уверены, никакие экономические барьеры не смогут препятствовать традиционному походу к парикмахеру. Тем временем владельцы салонов красоты стараются привлечь посетителя новыми "фишками": от инструмента, оригинально украшенного самим мастером, до холодильника с напитками прямо у кресла клиента. Однако главным "манком" для клиента остается, несомненно, само качество предоставляемых услуг. Чем сегодня живет индустрия женской и мужской красоты - в рамках проекта "Бизнес 2.0" на PrimaMediaLIVE председатель Клуба молодых предпринимателей, владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа беседует с директором парикмахерской "Добро" Любовью Ивановой и учредителем мужской парикмахерской Firma и женской парикмахерской Strelka Тимофеем Рябцевым.
Тимофей Рябцев и Любовь Иванова. Фото: РИА PrimaMedia
- Расскажите о себе.
Иванова: Мы открылись в сентябре 2013 года. Люди в нашу парикмахерскую приходят не только постричься, но и интересно провести время, пообщаться с хорошими людьми.
- То есть к вам можно прийти просто пообщаться?
Иванова: Да, конечно. У нас есть PlayStation, шашки, шахматы. У нас разносторонне развитые администраторы. К нам приходят просто интересно пообщаться, выпить кофе.
- Тимофей?
Рябцев: Открылись мы тоже в 2013 году. В апреле мы открыли первый барбершоп Firma в нашем городе. Мы стрижем и бреем мужчин, причем делаем это так, как не смогут сделать ни в одном салоне красоты Владивостока. Уникальность состоит в услугах, которые мы предоставляем, и в их качестве. Я обошел много салонов города и понял, что во Владивостоке не хватает такого места именно для мужчин, в котором им было бы комфортно. Это было бы исключительно мужское место, без женщин.
- Это принципиальная позиция?
Рябцев: Конечно. Чтобы можно было бы поговорить о мужских делах, обсудить, как наши сыграли в футбол. У нас бесплатно предлагаются различные напитки, в том числе и крепкие. Это своего рода культура, которую мы развиваем у нас в городе и дальше по стране. Многие девушки просили, чтобы мы открыли такой же, но женский, клуб. И вот два месяца назад свои двери распахнула женская парикмахерская для подружек Strelka. Девушки приходят вместе на маникюр, педикюр, пьют вино.
- Ни один из вас не был связан с этой сферой до того момента, как открыл этот бизнес.
Рябцев: Да, многие думают, что надо быть самим мастером, чтобы открыть парикмахерскую. У меня такого опыта нет. Надо просто уметь руководить людьми, иметь хорошую команду, которая будет разбираться в профильном деле намного лучше, чем ты. Это все и послужило хорошим началом.
Иванова:Мою парикмахерскую открыла не только я, но и мой молодой человек – Дмитрий Филиппов, который на тот момент уже имел 6-летний опыт работы парикмахером. Сначала у нас была очень маленькая парикмахерская с одним креслом, где работал только Дима, а я была администратором. Мы получили поддержку от Центра развития предпринимательства города Владивостока. Это, собственно, и был наш первоначальный капитал. Могу сказать, получить деньги от государства реально, это не сложно. Все необходимые документы я собирала самостоятельно. Мы выбрали парикмахерский профиль, потому что у Димы был опыт, у него высокая квалификация, он и продолжает работу в этой сфере.
Я считаю, что для того, чтобы понимать все тонкости дела, необходимо в нем работать. А когда участвуют двое, можно разделить обязанности.
Дима следит за качеством того, что мы делаем, и погружается именно во внутренний процесс производства, а я занимаюсь административной работой. Всю работу мы делаем самостоятельно.
- Какой целевой сегмент у вашей парикмахерской?
Иванова: Основной сегмент – молодежь в возрасте от 17 до 35 лет с достатком средний и выше среднего. Бизнесмен выбирает ту аудиторию, которая ему понятна. Первыми клиентами были наши друзья. Постепенно этот круг расширился, поэтому сегодня мы работаем со всеми категориями.
Рябцев: Согласен, к нам тоже приходят клиенты всех возрастов. В городе открыты три парикмахерских Firma, и в каждой из них свой контингент. Также наблюдается сезонность. Например, перед началом школы приходят очень много детей. А целевая аудитория – старше 35 лет со средним и высоким достатком.
- С того момента, когда вы начинали, и по сегодняшний день ситуация в бизнесе как-то поменялась? Сказываются ли экономические условия? Просят ли люди скидки? Или вы, наоборот, переориентировались в этом плане?
Иванова: В связи с кризисом у нас ничего не поменялось.
Люди как стриглись, так и будут стричься, как хотели хорошо выглядеть, так и будут этого хотеть. Для многих это даже важнее, чем сходить в ресторан.
Ситуация 2013 года изменилась только в лучшую сторону. Мы стали качественнее работать, приходит больше клиентов. Во Владивостоке сформировался посыл к хорошему сервису и качественным услугам.
Рябцев: Да, люди у нас всегда были и есть. Всегда будут покупать лекарства и постригаться. Изначальную стоимость стрижки мы не меняли. Все привыкли, все ходят.
- Тимофей, вы стали продавать франшизу.
Рябцев: Да, на данный момент у нас продана франшиза в 12 городов России, в том числе в Казахстан и Беларусь.
- В чем суть франшизы?
Рябцев: Мы продаем бизнес-идею, право пользования нашим брендом "Мужская парикмахерская Firma". Собственно, его мы будем двигать дальше по стране. У нас зарегистрирован товарный знак. Мы предоставляем те стандарты, по которым работаем, и маркетинговые инструменты, с которыми мы двигаемся. За весь багаж знаний и берем деньги.
- Сколько планируете всего продать франшиз?
Рябцев: Думаю, к концу года перевалит за 30, скорее всего. Этот тренд будет сохраняться по России где-то год, затем пойдет на спад.
- С точки зрения роста бизнеса. Любовь, вы начали с мини-салончика на двоих и постепенно пришли к расширению в текущем месте. Тимофей, вы начинали с двух мастеров, а затем открыли еще две точки. Почему выбрали именно эти пути?
Иванова: Есть рост территориальный, а есть – вертикальный. Наше текущее положение очень выгодное. Мы – большие эстеты. Хочу отметить здание, в котором мы располагаемся. Это памятник архитектуры, который еще в 19 веке был построен.
- Это влияет на качество стрижки?
Иванова: Это сильно влияет на атмосферу, так как место необыкновенное. Тот дух, который у нас присутствует внутри, все ощущают. Мы перешли на новый уровень роста - стремительно налегаем на качество услуг. Это очень важно. В сентябре у нас прошел мастер-класс для всего персонала. Мы привозили одного из родоначальников барбер-культуры в России, который проводил обучение. Территории – это, конечно, хорошо. Однако не нужно забывать о том, для чего мы все это начали. Есть, конечно, финансовый аспект, так как это бизнес, но также нам важно качественное развитие. Чтобы не было такого, что к одному мастеру записываются больше, а к другому – меньше. Я могу каждому родственнику и другу сказать, что записаться можно абсолютно к любому, потому что все - профессионалы.
- Есть мастер со своим рабочим графиком, но за это время он все равно стричь больше положенного не сможет. То есть качественный рост приводит к росту затрат, потому что вы их обучаете. При этом не дает роста прибыли, так как мастеров и рабочего времени больше не становится. Или нет?
Иванова: Мы опираемся на европейские тренды. Например, парикмахерские в Италии, которые существуют по 50 лет. Может быть, они не будут получать всю прибыль в настоящий момент, зато будут уверены, что их дети смогут в дальнейшем поддерживать семейное дело. Может быть, мы потеряем сейчас, но заработаем в будущем. Это такое вложение навсегда.
- Тимофей, почему вы выбрали путь экстенсивного развития – захвата новых территорий, а не расширения действующего салона?
Рябцев: Когда клиентская база расширилась и стали появляться новые мастера, мы стали думать: брать большее помещение либо открываться еще в другом месте. Решили пойти по второму пути, так как это связано с особенностями бизнес-нюансов во Владивостоке относительно географии города и стоимости аренды помещений. Мы все это просчитывали. Исходя из финансовых показателей, было принято решение открывать еще одну новую точку. Также играет роль топология города.
- Российский бич любой франшизы: с момента ее продажи сам продавец перестает следить за качеством услуг, которые оказывают те, кто ее купил. В итоге все это сливается, так как каждый работает, как может. И общее ощущение у всех спокойное. Как вы боритесь с этой ситуацией?
Рябцев: Хороший вопрос. Качество может тонко сыграть в плане репутации и будущих отзывов. Мы пришли к тому, что разработали методику, которая подразумевает недельное обучение технологом мастеров, которые будут работать в Firma другого города. Мы проводим тесты, экзамены и пытаемся удаленно направлять, если что-то не получается. Более того, мы выезжаем два раза в год во все филиалы. Мы также вторично выезжаем и проводим аттестацию мастеров. Мы проверяем качество услуг и сервиса. Это самое главное. Этому стоит уделять все время и усилия.
- Ваш бизнес зависит от профессионализма персонала. Как подбираете мастеров? Как выстраиваете систему мотивации, чтобы они не уходили? И как вообще перестраховываетесь, чтобы клиенты в итоге не были уведены в другое место?
Иванова:
Бич старых парикмахерских и салонов красоты в том, что кто-то уводит клиентов.
Наш персонал ведь тоже создает атмосферу вместе с нами и понимает, что мы – команда. У того, кто хочет нам ее составить, есть определенный период времени вхождения. У нас высокий темп работы. У нас все время появляются новые маркетинговые идеи. Если человек не сможет работать в команде, то он не выдержит этот темп. У нас была не одна ситуация, когда человек, попадая к нам, не мог ужиться с нашими внутренними правилами и уходил. Но за ним не уйдут, потому что мы создали определенную атмосферу при помощи нашей команды. Мы зависим друг от друга. У нас есть клиентская база. Нам звонят, и мы говорим, что в данный момент мастера по такой-то причине нет, но можем предложить других.
- Много соскакивает?
Иванова: Нет. Мы - команда. Недавнее обучение показало, что если один тупит, то тупят все.
Рябцев: Контроль качества услуг и работы персонала – это очень важно. При подборе персонала у нас есть неделя аттестации, когда человек сдает определенные навыки. Если не сдал, значит, берет учебник и идет учить теорию.
- У вас же мастера – мужчины. Я не уверен, что к вам стоит очередь на трудоустройство.
Рябцев: У нас персонал – не только мужчины. Допускается одна барбер-вумен. Это наша фишка, которую мы придумали и пропагандируем. Очереди сейчас нет. В связи с кризисом она, может, и будет где-то. К людям нужно находить подход. Если говорить об аттестации, то никто домой не отправляет, но люди понимают, что нужно работать, повышать качество обслуживания и соблюдать определенные нормы.
- Как решаете вопрос с уходом?
Рябцев: Наша позиция такова: если кто приходит, уже не уйдет от нас никуда. Я категорически не приветствую этот бич с беготней по салонам. Делаю все, чтобы такого не было. От нас если кто уходит, то не в парикмахерские города, потому что у нас самые шоколадные условия для мастеров. Если и увольняются, то уезжают куда-то на запад работать дальше.
- Туда, где вы открываете франшизу, переходят ваши мастера?
Рябцев: Пока таких случаев не было. Буквально вчера общался с барбершопом в Саратове. Оттуда мастер переезжает в Самару, а там как раз мы планируем открываться. Вот я и говорю, от "Фирмы" никуда не денешься.
- Как обстоят дела с конкурентами?
Рябцев: Мы проводили небольшой анализ, когда собирались двигаться по стране. Салоны красоты Владивостока, которые стоят на каждом углу, – это не про нас. Мы не считаем их конкурентами. Я знаю, вот ребята в "Добре" делают хорошие вещи. Тут мы двигаемся в правильном направлении. Если говорить по стране в целом, то ситуация неоднозначная. Борода стала мейнстримом. И вслед за ней стал рождаться сервис.
Иванова: Согласна насчет конкуренции. Она есть, и это хорошо, так как дает стимул развиваться дальше. Мы не интересуемся, как обстоят дела в наших местных салонах красоты, так как мы себя относим к парикмахерским нового типа, коих во Владивостоке всего три. В других городах, бывает, их количество доходит до 50.
- Каким вы видите свой бизнес через пять лет?
Иванова: Последнее время наши мастера и мы помешались на всяких парикмахерских аксессуарах. Сейчас они делают именные инструменты, выпиливают самостоятельно деревянные рукоятки для лезвий. Часть своей зарплаты они откладывают и думают о том, как будут развиваться дальше. В будущем мы планируем расширение. У нас большой поток клиентов, и мы не можем обслужить то количество, которое у нас есть. В нашей парикмахерской уникальные вещи, которые нам привозят из всей России: различные машинки, ножницы, создающие особую атмосферу.
Рябцев: Для нашей страны пять лет - это космос какой-то. Год бы прожить. Конечно, мы планируем развиваться дальше. Думаю выходить за пределы страны.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Предприниматели - о сетевом маркетинге в Приморье: Чтобы заработать миллионы, нужно пахать
Дмитрий Царев и Дмитрий Алексеев на PrimaMedia: Нельзя быть и чиновником, и бизнесменом
Между долларом и рублем: как импортозависимый бизнес борется за место на рынке Приморья