Генпланы и инфраструктура тормозят вхождение "Русагро" и "Примкондитера" в ТОРы Приморья

Стать резидентом территории опережающего развития не так просто, как кажется, отмечают представители компаний
Круглый стол
Фото: Александр Хитров

14 декабря 2015. Стать резидентом территории опережающего развития или Свободного порта Владивосток не так просто, как может показаться на первый взгляд. Помимо прохождения "инвестиционного порога" и выполнения условия о новизне бизнеса предпринимателю предстоит предоставить бизнес-план, генеральный план строительства и прочие документы, разработка которых не только отнимает много времени, но и пока представляется вообще маловыполнимой — ввиду отсутствия исходных данных в виде созданной инфраструктуры. Своим опытом вхождения в приморские "особые зоны" в ходе ежегодной краевой конференции предпринимателей 11 декабря поделились директор по развитию компании DNS Константин Богданенко, гендиректор ООО "Русагро Приморье" Татьяна Бужина и директор ООО "Приморский кондитер" Сергей Легкий. Стоит отметить, что ни с одной из этих компаний "резидентсткое" соглашение о вхождении в ТОР и свободный порт пока не подписано, сообщает РИА PrimaMedia.

На сегодняшний день "якорный резидент" ТОР "Надеждинская" ООО "Приморский кондитер" находится, по словам управляющего директора компании Сергея Легкого, в "статусе ожидания чего-либо нового". То есть, пояснил выступающий, продвижения, которые приведут к появлению каких-то материальных вещей (самого ТОРа, дорог и предприятий), происходят очень медленно.

– Если говорить обо всех совещаниях, в которых я участвую примерно с июля, то, собственно, где мы находились в июле, там же мы примерно и остались. То есть мы до сих пор работаем на действующей площадке, соглашение мы, к сожалению, до сих пор не подписали. С другой стороны, хотел бы выразить благодарность "Корпорации развития Дальнего Востока" и власти, что движение все-таки ведется, и я думаю, что в конечном итоге мы придем к какому-то логическому финишу.

Если говорить о тех вопросах, которые у нас возникли в процессе регистрации, в принципе их уже озвучили коллеги по свободному порту. Нам говорят, что все это очень просто, мы подаем заявки, но в ответ получаем просьбы предоставить какие-то разъяснения, информацию, бизнес-планы, генеральные планы, даже просили проект строительства с указанием мощностей и точных дат ввода. Но я думаю, мы в результате диалога мы придем пониманию с корпорацией и все-таки соглашение подпишем.

Я призываю корпорацию и всех участников, если мы настроены строить ТОР, переходить к действиям, создавать какие-то реальные планы. Дать ответы на простые житейские вопросы: когда появится ТОР, когда появятся дороги в этом ТОРе, когда появится инфраструктура, хотя бы временная, чтобы можно было заехать и начать строить. Потому что на сегодняшний день мы кроме как переписки с корпорацией ничего не имеем, и, соответственно, пока мы можем дать скорее сказочный, а не реальный ответ на вопрос, когда мы сможем запустить свою площадку, — сказал Сергей Легкий.

По словам управляющего директора "Приморского кондитера", в связи с тем, что предприятие, желающее стать резидентом, должно генерировать 90% прибыли в рамках ТОРа, а значит о каком-то простом маневре входа в ТОР на сегодняшний день говорить сложно.

– Этот ход должен быть продуманным, к нему надо готовиться, прорабатывать бизнес-планы и учитывать различные особенности. Все предприятия на сегодняшний день не смогут войти существующим юрлицом и работать дальше спокойно. Даже если это будет новый бизнес, новая площадка, придется вести плотный диалог. Либо сделать так, как мы – зарегистрировать новое юрлицо. Мы пока не знаем, чем это нам грозит, будем действовать по обстоятельствам, — сказал Сергей Легкий.

Инфраструктурный вопрос – один из самых важнейших для бизнеса, который решит стать резидентом ТОРа, считает гендиректор "Русагро Приморье" Татьяна Бужина. По ее мнению, компания должна заранее определить для себя все основные аспекты, чтобы не решать проблемы параллельно.

— Одним из определяющих факторов нашего решения войти в ТОР на Дальнем Востоке было то, что в законе четко прописано: государство обеспечивает ТОР инфраструктурой. Все остальное у нас есть – и финансирование, и опыт реализации таких проектов. Год назад были приобретены земли, приехала команда, началась активная работа — предпроектные изыскания, проектные и прочее. Параллельно решался инфраструктурный вопрос, но очевидно это были издержки первопроходцев – а именно ими были и мы, и Минвостокразвития, а "Корпорации развития Дальнего Востока" тогда не было вообще. Я не собираюсь анализировать, как и почему это произошло, но в сентябре, когда мы подошли к моменту уже глубокого анализа, что мы будем иметь по инфраструктуре, посмотрев, что нам предлагают, мы, в общем-то, поняли, что проекту, наверное, не быть. С сентября мы занимаемся этим вопросом, ведем очень плотную работу и с Минвостокразвития, и с корпорацией Дальнего Востока, и с краевыми департаментами.

В чем посыл моего выступления для потенциальных резидентов? Если вы все-таки примите решение о вступлении в ТОР, решите, пожалуйста, сначала инфраструктурный вопрос абсолютно четко на уровне понимания. В чем наш опыт?

Мы все пытались сделать параллельно, за этот год мы сделали огромные инвестиции, больше 5 млрд рублей, подписали много контрактов, взяли на себя много обязательств. И в результате вот этой неопределенности с инфраструктурой нам очень многие моменты пришлось затормозить, от чего-то отказаться.

В результате мы несем репутационные и материальные потери, и, чтобы предостеречь вас от этого, я еще раз повторяю: сначала нужно решить все определяющие моменты, а потом делать инвестиции и реальные шаги, — сказала Татьяна Бужина.

Гендиректор "Русагро Приморье" также отметила, что при подаче заявки компания столкнулась с тем же, с чем и другие потенциальные резиденты – с требованием генерального плана строительства и так далее.

— Это такие вещи, которые без подтвержденной инфраструктуры качественно сделать очень проблематично. Конечно, мы все равно будем удовлетворять этот запрос, мы их удовлетворили уже очень много, но нет ли здесь некоего противоречия? Формально подходить к этому вопросу не хочется, потому что вещи очень серьезные. С другой стороны, без подтвержденной инфраструктуры сделать это качественно невозможно, — считает Татьяна Бужина.

Как пояснил в ходе круглого стола директор департамента по работе с резидентами Свободного порта Владивосток АО "Корпорация развития Дальнего Востока" Евгений Сачков, для строительства инфраструктуры АО обязано проконсультироваться с резидентами, чтобы учесть их нужды.

— Было бы странно, если бы корпорация начала строить инфраструктуру от лица государства, не проконсультировавшись с резидентами о том, какие мощности им нужны, какие дороги, сколько электричества, сколько воды. Безусловно, необходимо все это выяснить, потому что, если бы корпорация создала это все на свое усмотрение, это было бы странно. Безусловно, все детали, необходимые резиденту, выясняются досконально, и основное преимущество существования в ТОРе резидента заключается в том, что он никогда не столкнется с организациями, поставляющими электроэнергию или воду, он никогда не станет объектом каких-то неуставных отношений. Это все на себя берет корпорация, — сказал Евгений Сачков.

В своем выступлении совладелец группы компаний DNS, руководитель приморского регионального отделения "Опоры России" Константин Богданенко, говоря о Свободном порте Владивосток, остановился на двух главных, по его словам, моментах – "массовость проекта" и его выгодность или невыгодность для представителей малого и среднего бизнеса.

– Хочу отметить, что всех чиновников в АО "Корпорации развития Дальнего Востока", наверное, можно назвать эталонными — они всегда готовы помочь и проконсультировать. Если же говорить о нашем опыте, то в качестве обобщения текущей ситуации я хотел бы обратить внимание на две темы. Первую большую тему можно назвать так: "Будет этот проект массовым или нет". На сегодняшний день, как я понимаю, этот вопрос до сих пор не решен. Потому что с одной стороны законодательство очень простым образом объясняет процедуру вхождения, для этого необходимо буквально соблюдение двух параметров (бизнес должен быть новым, а инвестиции за три года должны составить 5 млн рублей – ред.). Правда, что такое "новый", в постановлении не объясняется, но все тут пришли к выводу, что это новое юридическое лицо.

На наблюдательном совете Трутнев сказал, что этого вообще достаточно в принципе, чтобы стать резидентом. Можно подумать, что все будет просто – подписываешь соглашение, что ты готов это сделать, получаешь особый режим и начинаешь функционировать. Но когда дело доходит до непосредственно процедур, возникают сложности, разговоры о бизнес-планах, учете особенностей, и в итоге получается какое-то несогласование.

Вы сами прекрасно понимаете, что если речь пойдет о бизнес-планах, о специфических условиях для каждого, то ни о каком массовом проекте речи быть не может.

Потому что для того, чтобы принять кого бы то ни было, люди, работающие в "Корпорации развития Дальнего Востока", должны потратить время на анализ, согласовать эти соглашения, а это все ресурсы и время. То есть, я думаю, что речь может идти на первоначальном этапе о единицах проектов в месяц, которые могут запускаться, — сказал Константин Богданенко.

Второй момент, на котором остановился Константин Богданенко, касался налогов – свободный порт, по его мнению, не выгоден для представителей малого и среднего предпринимательства.

– Если каждый промоделирует деятельность простой организации, то станет понятно, что для организаций, работающих не на общем режиме налогообложения — а большая часть малого и среднего предпринимательства как раз на специальных условиях работает — при существующих требованиях закона им в свободном порте быть не выгодно. Во-вторых, для приморского локального бизнеса никаких послаблений или особых условий и приятных вещей не сделано. И вот вы знаете, здесь я перехожу к другому моменту, что законодательство – это законодательство, но есть такая вещь как правоприменительная практика. И, к сожалению, никто ответов на вопросы, которые возникают у предпринимателей, никто не хочет давать и не дает. И это меня, честно говоря, удивляет, — сказал он.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

"Деловая Россия" приняла участие в диалоге бизнес-сообщества и органов власти в Приморье

Смотрите полную версию на сайте >>>