7 февраля. 7 февраля исполняется 43 года со дня трагедии, которая произошла на аэродроме в Ленинградской области, около города Пушкин, 7 февраля 1981 года. В этот день упал самолет ТУ-104 с командованием Тихоокеанского флота СССР. В результате крушения погибли 50 человек, из них 16 адмиралов и генералов и 11 капитанов первого ранга ТОФ СССР. В результате этой авиакатастрофы Тихоокеанский флот на время остался практически без руководства. ИА PrimaMedia предлагает вспомнить подробности катастрофы.
В начале февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде состоялся оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Высшее руководство флотов принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.
30 января 1981 года на военном аэродроме в городе Пушкине (Ленинградская область) приземлился самолет Ту-104 отряда управления 593-го отдельного транспортного авиационного полка 25-й морской ракетной авиационной дивизии ВВС ТОФ СССР (место дислокации — аэродром "Кневичи", Владивосток), на котором на учения прибыл весь высший командный состав ТОФ. Учения проходили в течение недели, по итогам которой действия командования ТОФ были признаны лучшими. На следующий день высшее командование флотов ВМФ СССР, участвовавшее в учениях, должно было отбыть обратно, к местам дислокации флотов.
В 16.00 часов 7 февраля 1981 года командир Ту-104 ТОФ СССР Инюшин А.И. подтвердил готовность начать взлет и совершить беспосадочный перелет до Владивостока, в связи с чем самолет был заправлен топливом максимально полно. При выполнении взлета Ту-104 произвел отрыв от взлетно-посадочной полосы с большим углом атаки. Достигнув высоты в 50 метров, самолет стал крениться на правое крыло и спустя несколько секунд ушел в сваливание, ударился о землю и взорвался.
Практически все, находившиеся на самолете, погибли в момент взрыва. Старшего лейтенанта техника Зубарева выкинуло через носовой фонарь во время удара самолета о землю, но по дороге в больницу он скончался от полученных травм.
Ту-104Ш ТОФ СССР, бортовой номер СССР-42330. Фото: Архив К.Г. Удалова
Предварительный список погибших, составленный сразу после катастрофы, насчитывал не 50, а 52 человека. В последствие выяснилось, что вице-адмирал Г.А. Хватов, командующий Камчатской военно-морской флотилией, и Р.А. Голосов, начальник штаба ТОФ, вылетели другими рейсами, тем самым чудом избежали гибели.
По официальной версии, при размещении груза и пассажиров в салоне, а также при расчете предельно допустимого веса груза, экипаж допустил ошибки, что повлекло к смещению центровки до запредельно задней, что, в свою очередь, привело к выходу самолета на закритический угол атаки сразу после отрыва, потере устойчивости и невозможности управления самолетом. Также одним из факторов, повлиявшим на произошедшее, было выполнение отрыва самолета на скорости, меньше расчетной на 25 км/ч, в результате чего перегруженный самолет не смог обеспечить необходимую подъемную силу.
По некоторым версиям, одной из причин катастрофы стала перегрузка самолета, в том числе и топливом. Именно по этой причине взлет был произведен на скорости менее расчетной, так как экипаж был просто не в состоянии разогнать перегруженный самолет до расчетной скорости отрыва. Официальное расследование эту версию так же не подтверждает.
Сразу после катастрофы информация о происшествии была засекречена. Единственное упоминание о крушении Ту-104 с командованием ТОФ было опубликовано в газете "Красная звезда", официальном печатном органе вооруженных сил СССР:
"7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей".
Авиакатастрофа Ту-104 под Пушкиным стала крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибло высшее командование вооруженных сил СССР. Гибель командования ТОФ фактически оставила флот без руководства. Сразу после катастрофы Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности, так как первоочередной версией катастрофы был террористический акт, но, в последствии, данная версия не нашла подтверждения. По итогам катастрофы командир 25-й морской ракетной авиационной дивизии, к ведению которой принадлежал Ту-104, полковник А. И. Яковлев был снят с должности. Хотя самолеты Ту-104 не использовались в гражданской авиации с 1979 года, их эксплуатировали в ВВС. После катастрофы под Пушкино Ту-104 перестал эксплуатироваться и в вооруженных силах СССР — все самолеты были списаны.
Практически все погибшие были похоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище. В 1983 году по личному распоряжению главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова на могиле был воздвигнут мемориал. В 2000 году на памятнике была сделана надпись:
"Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года".
Начиная с 1991 года, каждый год 7 февраля в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Санкт-Петербурга служится панихида по погибшим в этой авиакатастрофе. 15 июня 2000 года на территории собора была открыта мемориальная доска с именами погибших.
В 2017 году памятник погибшим военнослужащим открыли во Владивостоке на Корабельной набережной. Он представляет собой мраморную стелу, увековеченную парусником. Мемориал находится у 33 причала на территории ТОФ.
Памятник погибшему в авиакатастрофе командованию ТОФ, Владивосток, 7 февраля 2017 года. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Список погибших
экипаж
Памятник погибшему в авиакатастрофе командованию ТОФ. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
пассажиры
Памятник погибшему командованию ТОФ. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia