23 марта 2016. Меньше месяца осталось до завершения главной для многих рыбодобывающих компаний региона минтаевой путины. И сегодня руководители компаний думают о перспективах дальнейшей работы, прорабатывая различные варианты развития. Ведь, с одной стороны, правительство РФ ставит перед отраслью задачу импортозамещения, а с другой — многие путины в последние годы оказывались откровенно провальными из-за слабых подходов рыбы, поэтому рыбакам необходимо осваивать новые направления. О том, как работает в этих условиях старейшее рыбодобывающее предприятие Дальнего Востока "Дальморепродукт", рассказала директор компании Алена Дремлюга. РИА PrimaMedia предлагает внимание читателя текст интервью.
— Алена Дмитриевна, в 2013 году компания вышла из процедуры банкротства. А 2015 год для многих рыбодобывающих компаний стал проблемным из-за нескольких слабых путин. При этом задачи кормить страну с рыбаков никто не снимал. Но все больше компаний не выходят на промысел массовых видов рыб, предпочитая добывать то, что можно продать за границу. Ваша компания — одна из немногих, чьи суда ловят сайру, выходят на приемку лосося. В этом году будут коррективы? Не откажетесь от этих объектов?
— Последние несколько лет для рыбаков, ориентированных на внутренний рынок страны, были очень сложными. Но "Дальморепродукт" — компания, которая не один десяток лет работает для российских потребителей. И этот приоритет всегда будет неизменным.
Самая народная рыба в России — это горбуша. Сейчас потребители распробовали кету и нерку. Для того, чтобы эти объекты были доступны покупателям, "Дальморепродукт" каждый год выходит на приемку лососевых пород рыб. Работаем от Камчатки до Сахалина. В 2016 году наша компания вновь выставит свой флот – уже есть договоренности с партнерами. Если говорить о поставках на внутренний рынок, то последние лет десять компания по многим позициям сотрудничает с десятками переработчиков в центральной части России, а качество нашего сырья делает продукцию востребованной. Что касается ценовой доступности, то мы в прошлом году держали самую низкую цену на рынке. Мы даже не закладывали рыбу на хранение – все уходило буквально "с колес".
Если говорить о сайре, то для нас это один из основных объектов. Увы, но все меньше российских компаний выходят на промысел "ночной жемчужины", и все больше иностранных судов появляется в наших водах. Прошлый год был показателен: с российской стороны на путине не было и 70 единиц флота, в то время как иностранные суда исчислялись сотнями. Но сайра – социально-ориентированный продукт, нельзя прекращать ее промысел, загубив тем самым консервные производства. Поэтому в этом году мы вновь снарядим флот в сайровую экспедицию, и, несмотря на зафиксированные убытки прошлого года, наши добытчики и плавзавод "Петр Житников" выйдут на промысел.
— Содержание таких судов как "Петр Житников" обходится судовладельцам очень дорого. При этом путины не всегда бывают удачными. Как достигается рентабельность промысла "неодуемых" объектов (то есть водных биоресурсов, для которых не определяется ОДУ — общедопустимый улов)?
-Из 90 тысяч тонн, которые компания добывает ежегодно, около 40 тысяч — это "неодуемые" виды рыб. Правительство РФ ставит перед рыбаками серьезную задачу импортозамещения. Многие только начинают присматриваться к внутреннему рынку. Мы же на этом рынке давно, наш тысячный коллектив умеет производить качественную продукцию. Например, наши консервы из сайры, произведенные и свежевыловленной рыбы – это эталон качества. Также мы производим консервы из лососевых и печени минтая. Ежегодно продаем в Россию более 6 тысяч тонн консервов. В прошлом году вся добытая сельдь была продана в Россию. Активно работаем над тем, чтобы научить переработчиков в центре России работать с тихоокеанской сельдью: ввели новую градацию по весу и размеру и теперь наша сельдь не уступает атлантической, к которой так привыкли переработчики на западе страны.
При этом компания готова участвовать и в проектах по импортозамещению, и в социальных проектах. Во многих регионах власти реализуют программы "Доступная рыба". "Дальморепродукт" готов подключиться к этой работе в Приморском крае. Анализ показывает, что, как правило, механизм реализации программ в разных регионах почти идентичен. И заключается он в том, что значительно сокращается цепочка посредников между рыбаками и розницей. Но здесь возникает ряд вопросов: рыбу нужно где-то хранить, отгружать продавцам небольшими партиями. Но рыбаки не могут продавать каждому магазину по 300 кг. Поэтому, как правило, свежевыловленную рыбу покупает оптовик, и продает ее дальше по своему усмотрению. Чаще всего, отправляет в центральную Россию. А местная торговля потом сталкивается с дефицитом рыбы на местном рынке.
Поэтому мы согласны с тем, что нужен оператор этой программы. Администрация Приморского края говорит о запуске оптово-распределительного центра в пригороде Владивостока. Мы эту инициативу полностью поддерживаем, готовы сотрудничать с администраторами программы и выходить на уровень реализации. Но для этого нам нужно уже сегодня понимать, какой объем продукции необходимо зарезервировать под эту программу.
— Приморский край будет ядром Дальневосточного перерабатывающего и логистического кластера, задача по созданию которого поставлена перед Росрыболовством и Минвостокразвития. Вы планируете участвовать в этом проекте?
— Если под кластером мы понимаем модель кооперации между профильными предприятиями региона, то "Дальморепродукт" уже давно в кластере. В группу компаний входят бизнес-единицы разной производственной направленности: одни ловят рыбу, другие переваливают, третьи – хранят, четвертые – перерабатывают.
Безусловно проработанная и законодательно закрепленная форма участия предприятий в кластере, который взят под крыло двумя федеральными ведомствами, облегчит бизнесу многие задачи, включая и долговременные инвестиции.
— В том числе и в портовую инфраструктуру?
— Да. Долгие годы ориентация рыбодобывающих компаний на внешний рынок приводила к тому, что портовые мощности были востребованы только частично. Порты работали с полной загрузкой три месяца в году, остальное время "гонялись" за рыбаками и пытались заработать на попутных грузах. В такой ситуации вкладывать средства в развитие для портов было делом практически не реальным.
В составе "Дальморепродукта" есть собственный порт. И материнская компания имеет возможность поддерживать инфраструктуру "ДМП Порт": мы вкладывали средства в ремонт причалов, обновляли крановое хозяйство, содержали рабочий коллектив. В прошлом году перевалка рыбы увеличилась и ситуация несколько улучшилась. Но изыскать средства на строительство новых современных холодильников все равно не так просто. При этом у нас есть готовый проект расширения мощностей порта за счет строительства холодильника на 20 тысяч тонн. Мы готовы с этим проектом войти в приморский дивизион Дальневосточного рыбного кластера. Правда, пока еще нет окончательной модели взаимодействия предприятий между собой, но как только начнется реализация проекта, эти производственные связи появятся.
— "ДМП-Порт" — не единственная компания, которая входит в рыбный бизнес "Дальморепродукта". Есть еще "Зарубинская база флота". Насколько она будет задействована в новой модели развития холдинга?
— Сегодня компания "Дальморепродукт" разрабатывает концепцию единой рыбной инфраструктуры, в которой все технологические процессы в рыбной отрасли будут соединены в единое целое. Речь идет об интеграции добывающего сектора и берегового производства в Хасанском районе на базе компании "Зарубинская база флота".
Новая модель взаимодействия предприятий обусловлена тем, что перед отраслью стоит задача более полно использовать ресурсный потенциал, обеспечивая российского потребителя доступной, качественной и полезной рыбной продукцией. Причем, этот тезис подтверждает и рыночная ситуация: промысел минтая, на который компании делали ставку последние десять лет, начинает сдавать позиции, цена падает каждый год, и компании не могут реализовать рыбу на экспорт по прежним ценам. Поэтому рыбопромышленники понимают, что нужно развивать переработку. Это очень сложный бизнес, но за ним — будущее.
Имея в активе "Зарубинскую базу флота", мы можем получать добавленную стоимость на российском берегу. Такой опыт у предприятия есть — в 2012 году "Зарубинская база флота" выпускала филе минтая и филе трески. В то время в Приморье была принята программа развития рыбохозяйственного комплекса края, в ней был раздел, позволяющий субсидировать переработчикам выпуск филе. Это был хороший опыт.
— Сегодня очень много говорят о развитии марикультуры, и "Зарубинская база флота" имеет все предпосылки стать марикультурным центром на юге Приморья. Этот бизнес тоже планируете развивать?
— "Дальморепродукт" — единственная в России рыбодобывающая компания, которая на протяжении уже 5 лет вкладывается в этот бизнес. Мы начинали с нуля. Ставку делали на выращивание мидии, трепанга, гребешка и устрицы. Причем, в России пока нет успешных предприятий в этой сфере, так как окупаемость проекта — минимум 5 лет. "Зарубинская база флота" уже имеет свои наработанные технологии. Сегодня у нас девять участков, на которых выращиваются гидробионты. Три года мы расселяли на них молодь трепанга, в этом году попытаемся собрать товарный урожай. Но вырастить марикультурные объекты — это только полдела. Основная проблема этого бизнеса – браконьерство. Мы тратим значительные средства на охрану своих участков. Так что говорить о прибыли в этом бизнесе пока рано.
На наш взгляд, сегодня этому новому виду бизнеса необходима поддержка государства. Прежде всего, она должна заключаться в выделении участков, пригодных с биологической точки зрения для выращивания марикультуры. Еще один важный момент — искусственное воспроизводство молоди гребешка и трепанга. Стоимость молоди напрямую влияет на количество расселяемого "товара". У многих небольших хозяйств есть участки, но нет денег для приобретения молоди. Мы частично этот вопрос решили — сейчас у нас в Зарубино два цеха занимаются воспроизводством молоди трепанга, также в планах воспроизводить спат гребешка. При этом мы не только выращиваем, но и сразу перерабатываем свой урожай в конечную продукцию.
— Что производите?
— Потребители уже несколько лет могут приобрести в магазинах филе гребешка, мясо мидии, мясо устрицы, трепанг на меду и замороженный трепанг. Достоинство продукции берегового завода в том, что перерабатывается свежая продукция, которую только достали из воды. Более того, в сезон мы организовываем доставку живых морепродуктов в рестораны. Благодаря нам, многие рестораны Владивостока включили в меню морепродукты в живом виде, что дает Приморью возможность называться морской житницей и добавляет Владивостоку туристического кулинарного шарма.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Дальморепродукт" откликнулся на призывы Росрыболовства выйти на промысел сардины иваси
Создание рыбного кластера в Приморье решит проблему собственной береговой рыбопереработки
Недорогая рыба "a la Сахалин" готовится заплыть в торговые сети Приморья