28 марта 2016. Третий большой фестиваль киберспорта прошел во Владивостоке в минувшие выходные, 26-27 марта, собрав тысячу любителей компьютерных, настольных, ролевых и прочих игр на двух этажах FESCO Hall. Средний возраст гостей и участников соревнований колеблется от 18 до 23 лет, а в 29 ты уже старичок и скоро выйдешь на тренерскую работу. Но молодость спортсменов нисколько не умаляет серьезности спорта, которым они занимаются. За победу в турнире молодая команда по DOTA 2 под названием Owerpowered получила 40 тысяч рублей. О том, что еще интересного было на фестивале и как корр. РИА PrimaMedia погружался в киберспортивную жизнь региона, читайте в нашем репортаже.
Кто из нас хоть раз в жизни не играл в компьютерные игры? Еще недавно они были интересны действительно только молодежи, но теперь даже пожилые дамы в автобусах порой тыкают пальцами в смартфон, пытаясь собрать очередную линию из пяти одинаковых кристалликов. Но все же старшее поколение не относится к этой области нашей жизни хоть сколько-нибудь серьезно. "Опять в свои игрушки играешь? Сходил бы погулял!" — скажет мама своему сыну, не подозревая, что мальчик еженедельно зарабатывает в онлайн турнирах сотню долларов. Именно такие мальчики и девочки собрались на Sunrise Challenge, чтобы увидеть, кто из них лучший в своем деле.
Зона настольных игр. Фото: РИА PrimaMedia
Обычные игры
Кроме собственно турниров по компьютерным играм, которые, несомненно, были главной составляющей фестиваля, на двух этажах FESCO Hall была доступна масса занятий, которые не требовали глубокого погружения в тему.
Одна из них — зона с настольными играми. Любая компания желающих могла взять рядом открытую "настолку" и просто так сыграть в нее. Рядом стоящие помощники даже дадут рецензию на выбранную игру и помогут новичкам быстрее освоиться правилами. Неудивительно, что практически все воскресенье за столами не было свободного места.
Рядом свою площадку организовал "Центр развития робототехники". Специально сконструированные "роботы-сумоисты" толкались на небольшом круглом поле, пытаясь отодвинуть друг друга подальше от центра. Управление доверяли каждому, кто хотел попробовать.
Отдельно от всего стояла система с очками виртуальной реальности Oculus Rift. Чтобы одеть их, нужна определенная смелость. Особенно если оператор загрузит программу полета над городом. Сохранить равновесие самостоятельно не удается почти никому, поэтому игроков хозяин стенда придерживает, чтобы они не упали во время игры.
Стенд виртуальной реальности. Фото: РИА PrimaMedia
Геймеры любители
Рядом вовсю идет продажа тех самых настольных игр, комиксов и книг по игровым мирам, сувениров, значков и прочей окологеймерской (читай — околоигровой) тематики. Вокруг стоит множество компьютеров с почти свободным доступом. Именно они используются для проведения мини-турниров среди гостей фестиваля в шести дисциплинах. Здесь уже собираются целые толпы геймеров. Они пристально следят за игроком, который в данный момент находится за компьютером, качают головой, делают выводы, что-то бормочут, выражают свое одобрение или разочарование.
Книги по игровым мирам. Фото: РИА PrimaMedia
Чтобы влиться в эту компанию, уже не достаточно просто уставиться в экран. Не зная правил игры, вы просто ничего не поймете и не сможете поддержать беседу, если к вам обратится сосед со словами "Зря он всех выставил. Сейчас по-любому будет "волна огня".
Зона для мини-турниров. Фото: РИА PrimaMedia
Понаблюдать с интересом можно разве что за футболом. Точнее за матчами по FIFA 2016, в которую тоже играли в отдельной зоне. Отличий от телевизионных трансляции реальных футбольных матчей почти не видно. Кроме того, что в игре можно вывести владивостокский "Луч-Энергию" в Лигу Чемпионов и в финале победить "Ювентус".
Жаль только, происходящее на экране остается без комментариев, например, Дмитрия Губерниева. С другой стороны, комментировать матч по компьютерной игре он наверняка не смог бы на том уровне, на котором их комментируют специально обученные люди — игровые комментаторы.
Играют в футбол. Фото: РИА PrimaMedia
Понять комментатора
С одним из таких людей корр. РИА PrimaMedia успел пообщаться среди чемпионата. Вечером Александру Тарантаеву предстояло комментировать финальный матч по игре DOTA 2. Он транслируется не только на большом экране для сотен зрителей фестиваля, но и передается во всемирную сеть, чтобы любители игры по всей стране могли наблюдать за ней онлайн и слушать голос Александра.
— Началось с того, что я был простым игроком. На первом Sunrise Challenge я был участником турнира, и тогда с комментированием игры все было плохо. Я решил, что в следующий раз я обязан внести свой вклад в этот фестиваль как комментатор DOTA 2. Я попробовал свои силы, комментируя записи отборочных матчей. Организаторам показалось, что у меня получается очень хорошо. Они предложили заняться этим на постоянной основе. И вот уже второй год я комментирую отборочные и финальные матчи, подтягиваю свою речь, набираюсь опыта, — рассказывает Тарантаев.
DOTA 2 — компьютерная игра и киберспортивная дисциплина, в которой друг другу противостоят две команды по пять человек в каждой, управляющие фантастическими героями и стремящиеся разрушить главную постройку ("трон") команды соперника и не дать разрушить свой "трон".
Комментировать киберспортивные матчи совсем не так просто, как могут подумать не знакомые с этой индустрией. Большая часть времени на подготовку тратится совсем не на скороговорки. Главное — это изучение составляющих игры.
Команда на турнире. Фото: РИА PrimaMedia
— Признано, что DOTA 2 — одна из самых сложных киберспортивных дисциплин. Попытаюсь отразить эту сложность в цифрах: в этой игре около 110 героев, у каждого из них минимум по четыре уникальные способности, они практически не дублируются. Так же есть более 100 предметов, которые покупаются в процессе игры, дающих самые разнообразные особенности героям. И вот представьте себе, каждые несколько минут игры соотношение всех этих составляющих меняется. Что это значит для обеих команд, кто из них оказывается сильнее и в каких компонентах игры? Как им стоит реализовывать свое преимущество? От чего им нужно защищаться в текущий момент? Чтобы это понять и прокомментировать, надо провести очень много времени, разбираясь в этой игре, — признается комментатор.
А разобраться в игре без освоения соответствующего лексикона, как выяснилось — трудновато. Часть речи Александра просто невозможно привести как есть, из-за обилия специальных словечек: "И тогда видишь, что "кэрри" противника просто не вышел из "стана", настолько хорошо по "таймингу" действовала команда".
Несмотря на эти сложности, можно сказать, что комментирование биатлона или футбола, практически не отличается от сопровождения киберспортивных матчей. И там и там надо знать правила, чтобы понимать происходящее. Надо знать некоторые специальные слова вроде "оффсайд" или "ганг". И главное — везде есть соревновательная составляющая. "Киберспорт это тебе не игрушки. Тут думать надо". Именно противоборство с равным по силе соперником и рождает состязательный дух, как в киберспорте, так и в любом другом виде спорта.
Финальный матч
Можно сказать, что воскресный финальный матч по DOTA 2 стал главным событием всего турнира. Во-первых, эта игра сейчас одна из самых популярных во всем мире. Во-вторых, призовой фонд финала Sunrise Challenge по DOTA 2 составил 60 тысяч рублей — больше чем у любой другой дисциплины. В-третьих, этим матчем фестиваль закрывался, а мы знаем, что под конец оставляют только самое вкусное.
Финальный матч по DOTA 2. Фото: предоставлено организаторами Sunrise Challenge
Через множество отборочных матчей до финала добрались две команды: опытные "старички" под названием VerSus.khv из Хабаровска, и отряд совсем молодых (некоторые из них несовершеннолетние) ребят, назвавшихся Overpowered. Посмотреть за их противостоянием собрался практически полный концертный зал. Некоторые специально приехали именно под вечер только ради присутствия на этой игре.
Поскольку Overpowered вышли в финал, не проиграв ни одной игры, а VerSus.khv имели одно поражение, у команды "молодых" было преимущество в одно очко. Так что им для победы надо было выиграть не три игры, а всего две. Однако уже в первом раунде хабаровчане, после пятидесятиминутного противостояния, сумели взять первое очко и отыграть преимущество соперника.
Было слышно как зал поддерживает хабаровскую команду. Несколько раз в темноте раздавалось "Overpowered — домой". Однако, когда игроки любой команды показывали красивую игру, зал не скупился на аплодисменты.
Как показали дальнейшие события, молодость в этот раз взяла верх над опытом. Следующие две игры подряд взяли Overpowered. Именно они стали чемпионами Sunrise Challenge по DOTA 2 и получили 40 тысяч рублей на пятерых. Оставшиеся на втором месте VerSus.khv получили 20 тысяч рублей.
Гейм-пад. Фото: РИА PrimaMedia
Следующий Sunrise Challenge организаторы запланировали уже на ноябрь 2016 года. Если вы пока не начали разбираться в киберспорте, у вас есть еще семь месяцев.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Киберспортсмены ДФО борются за звание сильнейшего во Владивостоке
Это единственный на ДВ киберспортивный фестиваль — главный организатор Sunrise Challenge