Долг ЗАО "ТМК" перед работниками в 90 млн рублей запутали в конкурсном управлении

Реализацию "серьезного" имущества обанкротившегося строителя Золотого моста и космодрома "Восточный" никак не могут начать
Деньги и тени
Офис ЗАО "ТМК"
Фото: РИА PrimaMedia

28 марта 2016. Перспективы погашения зарплатных долгов ЗАО "Тихоокеанская мостостроительная компания" (ТМК), в отношении которого еще в августе 2015 года в рамках дела о банкротстве были введены конкурсные процедуры, продолжают оставаться как минимум неопределенными. На начало конкурсного производства компания-банкрот была должна 644 работникам (кредиторы второй очереди) порядка 90 млн рублей, в настоящее время сумма задолженности выросла до 114 млн рублей — в виду того, что количество сокращенных работников ТМК выросло. Между тем, даже несмотря на то, что сотрудники ЗАО "ТМК" неоднократно обращались со своей проблемой лично к президенту Российской Федерации Владимиру Путину, говорить о более-менее серьезных подвижках в погашении зарплатных долгов пока не приходится. С уверенностью говорить можно об одном: согласно открытым данным, компания-банкрот имеет и ликвидную недвижимость, и дебиторскую задолженность для погашения значительной части долгов. Однако более чем полгода конкурсного производства, складывается впечатление, прошли "впустую". Редакция РИА PrimaMedia, опираясь на материалы арбитражного процесса, попыталась разобраться в ситуации.

Прежде всего следует отметить, что среди кредиторов ЗАО "ТМК" "главную партию" играют, естественно, отнюдь не работники компании — 70% голосующих требований кредиторов принадлежат неоднозначно известному на Дальнем Востоке ФГУП ГУСС "Дальспецстрой" (требования "Дальспецстроя" к ТМК – 3,9 млрд рублей). Положение "главного кредитора" позволяет ФГУП в значительной мере влиять на конкурсное производство в отношении компании-должника, в частности, путем выдвижения и назначения конкурсного управляющего, в обязанности которого собственно и входит, говоря просто, изыскание денег на то, чтобы расплатиться с кредиторами. И в том числе – с помощью продажи имущества должника и погашения дебиторской задолженности, имеющейся у ТМК на момент банкротства.

В августе 2015 года конкурсным управляющим ЗАО "ТМК" с подачи "Дальспецстроя" был назначен Дмитрий Лизунов. В феврале 2016 года, по истечению шестимесячного срока конкурсного производства (суд продлил его до 15 августа этого года), господин Лизунов обратился в суд с просьбой освободить его от обязанностей. 17 марта суд удовлетворил обращение Лизунова и назначил конкурсным управляющим предложенного ФГУП ГУСС "Дальспецстрой" Константина Злобина.

Между тем, при достаточно поверхностном анализе конкурсного управления ЗАО "ТМК" с августа 2015-го по февраль 2016 года в глаза бросаются некоторые – естественно, с точки зрения обычного человека – странности.

Например, в ходе арбитражного процесса выяснилось, что у ЗАО "ТМК" есть свои денежные претензии к "Дальспецстрою" — в январе 2016 года конкурсный управляющий обратился в арбитраж с иском об истребовании с ФГУП непогашенной задолженности перед ТМК по договору субподряда № 35/16с-12 от 14 сентября 2012 (строительство космодрома "Восточный") в размере более 442 млн рублей. Любопытно то, что, судя по всему, об этой задолженности конкурсному управляющему явно было известно и раньше, однако с иском он обратился лишь спустя полгода (!) после начала конкурсного производства.

Как явствует из материалов банкротного дела, "Дальспецстрой" — что естественно – не желает реально расплачиваться с ЗАО "ТМК", предлагая вместо этого произвести "взаимозачет", то есть уменьшить долг ТМК перед ФГУП на эти самые 442 млн рублей.

По мнению же других кредиторов компании-банкрота, такой "финт" может нарушить установленную законом очередность требований кредиторов: при всей "солидности" требований "Дальспецстроя" он отнесен к кредиторам третьей очереди, а вот работники предприятия, например, ко второй. И, как представляется, реальное погашение "дебиторки" ТМК – при активном содействии этому процессу со стороны конкурсного управляющего – могло бы в значительной степени помочь вернуть людям заработанные деньги.

Не менее сложным и "извилистым" путем шла – или, скорее, не шла – реализация имущества ЗАО "ТМК". Лишь в феврале этого года торги начались, но здесь, как представляется, были "пущены с молотка" отнюдь не самые ценные активы банкрота: строительное и производственное оборудование, приборы, мебель и бытовая техника, мобильные жилые и бытовые помещения (будки для охранников, биотуалеты), стройматериалы, посуда и многое другое. При этом каждый из 996 лотов оценивался не дороже 100 тысяч рублей, совокупно же "набралось" имущества всего на 52 млн (при общей сумме признанных судом долгов ЗАО "ТМК" в 6,78 млрд рублей).

Между тем, согласно материалам арбитражного процесса, только в Приморском крае у ЗАО "ТМК" есть куда более ликвидное имущество: база во Владивостоке (2 тысячи кв. метров с земельным участком площадью 34,3 тысяч кв. метров), спорткомплекс (футбольное поле, спортзалы, гостиница), здания и сооружения в Уссурийске, транспортные средства, спецтехника и оборудование (более 100 единиц) – всего начальной ценой реализации в 887 с лишним млн рублей.

Тем не менее, все это действительно "интересное" имущество реализовывать как-то не торопились. В декабре 2015 года ФГУП ГУСС "Дальспецстрой" и компания-кредитор, по заявлению которой открыто банкротство ЗАО "ТМК" — ООО "Комплект-сервис" — заявили, что они не согласны с вышеуказанной ценой имущества и считают, что она должна быть выше.

Как бы то ни было, такой демарш "главных кредиторов" ТМК получил последствия в виде нового цикла судебных разбирательств и, по сути, отнюдь не приблизил решение вопроса по зарплатным долгам банкрота. В отсутствие же судебных споров (исходя из обычной практики банкротных торгов) задолженность перед работниками вполне могла быть погашена уже к маю этого года.

Очередное заседание Арбитражного суда Приморского края, где как раз и будет рассматриваться вопрос по реализации имущества должника, назначено уже на вторник, 29 марта. В свою очередь редакция РИА PrimaMedia намерена следить за развитием ситуации и в ближайшее время получить комментарии участников процесса.

Отметим также, что проблемы по выплате задолженностей по зарплате работникам ТМК рассматриваются сейчас и с точки зрения уголовного законодательства РФ – два бывших руководителя компании в настоящее время находятся под следствием. В марте 2015 года полиция Приморья возбудила уголовное дело по статье "Злоупотребление полномочиями" в отношении создателя и бывшего генерального директора ЗАО "ТМК", экс-депутата Законодательного собрания и экс-главы департамента промышленности и транспорта Приморского края Виктора Гребнева. По мнению правоохранительных органов, действия бывшего главы "ТМК" привели к ухудшению финансового положения компании, которая находится в состоянии банкротства.

В апреле 2015 года дело дошло до следующего гендиректора компании — Игоря Нестеренко. В отношении него было возбуждено уголовное дело, а сам он отправился под стражу. Его подозревают в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы), ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Распродажу банкротящегося "ТМК" начали с алкотестеров, биотуалетов и сковородок

Долги в 6,8 млрд рублей пустили строителя Золотого моста во Владивостоке "с молотка"

Более 145 млн рублей должны предприятия Приморья своим работникам

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость