Смайлики вместо чувств: как дети эмоционально беднеют в век соцсетей и фастфуда

Главный врач детской психиатрической больницы во Владивостоке – о причинах "юных" депрессий и трудностях в отношениях с родителями
Ваше здоровье

PrimaMedia, 22 апреля 2016. Нарастание информационной нагрузки на детей, отсутствие тесных дружеских контактов с их ровесниками, выражение чувств смайликами в смс-переписках постепенно приводит сегодняшнее подрастающее поколение к обеднению их эмоционального интеллекта. Общаясь с главным врачом ГБУЗ "Краевая клиническая детская психиатрическая больница" во Владивостоке Анастасией Гороховой, корр. РИА PrimaMedia выяснил, какие последствия для детей несет отсутствие элементарного общения с родителями, как гамбургеры и сникерсы действуют на их психику и почему нужно искать проблемы в голове, если у ребенка болит горло или желудок.

Время для детей сейчас непростое, и связано это, по словам специалиста, с нарастанием информационной нагрузки, причем информационно негативной. Учеба не в счет — увеличение познавательной деятельности заложено в "программе" нашего мозга. Проблема состоит в том, что дети разучились понимать проблемы других людей и сопереживать.

Правильно идентифицировать свои чувства – это то, что современные дети сегодня не умеют. Это становится большой медико-социальной проблемой общества в целом и семьи — в частности.

Почему так происходит?

Современный мир таков, что все ускоряется и делается быстро, на ходу — от общения до питания. И при этом мы как бы и не присутствуем, теряем "осознанность момента".

— Современные дети общаются по интернету, в силу экспериментального характера подросткового возраста они более открыты к прямым контактам: познакомились, обменялись телефонами, встретились и оказались в компании по сути незнакомых для себя людей. Они играют в компьютерные игры, где есть такое понятие, как "запасная жизнь": убили-воскрес, перешел на другой уровень и т.д. В случаях, с которыми они сталкиваются в реальности, детям проще сымитировать жизнь: сделать вид, что проблем нет, уйти от сложностей. Мозг ребенка не может иногда разграничить реальное от нереального, и происходит это незаметно, — рассказывает Анастасия Горохова. — Детям сложно сделать выбор, оказавшись в некомфортной для них ситуации, и возникает желание закрыться, улизнуть от проблем.

Плюс ко всему, наш век мобильной телефонизации — когда можно вместо ответа подобрать смайлик, а вместо "спасибо" написать "спс" – ведет к оскудению эмоционального интеллекта ребенка. Часть его мозга не работает — и возникает "перекос".

Немаловажную роль в этом "перекосе" играет и сверхуглеводное питание, а также пища с белковыми добавками. Растущий организм требует больше энергии, а найти ее проще через гамбургеры и сникерсы, и от этого все эндокринные системы юного организама работают с нагрузкой. При сомнительном качестве продукта мы еще получаем интоксикацию организма, которая тоже проявится сонливостью, леностью и плохим настроением. А разве это лечится медикаментами?

В комплексе эти факторы вызывают астенизацию (бессилие, слабость), которая у детей часто протекает как имитация умственной отсталости или задержки развития ребенка.

Усталый и взбудораженный

Специалист предупреждает: прежде чем ставить диагноз "депрессия", нужно отсеять любые другие состояния ребенка, а они меняются в силу нейрофизиологии детского мозга и восприятия окружающего мира. Действительно, самое простое – "поставить" депрессию и прописать антидепрессанты. Тоска, слабость, сонливость – все это относят к ней и лечат даже без рецепта врача. Без диагностики профильного специалиста борются с несуществующей болезнью и нагружают печень ребенка, причем у него при этом только нарастет апатия или агрессия.

— Специалисты, работающие с детьми – педиатры, неврологи, гастроэнтерологи – очень часто под астенизацией подразумевают или депрессию, или задержку психического развития — в зависимости от возраста. Церебрастения (состояние, при котором у ребенка возникает "лень", головные боли, нарушается память) протекает под разными масками, и подразумевает совсем другое лечение. А детям назначают препараты, которые не дают эффекта. Потому что ребенка не нужно успокаивать, его надо эмоционально "питать", а в этом — большая проблема современного общества, — рассказывает психиатр.

Синдром раздражительной слабости парадоксален: чем больше ребенок устает, тем больше он взбудоражен.

Детская депрессия – совсем не та, что у взрослых. В основном она имеет соматические проявления. Например, хронические заболевания горла, желудка зачастую означают — "я не могу себя выразить", "я не могу это "переварить". Организм детей с сахарным диабетом, кожными нарушениями таким образом защищается от внешнего мира. Профильное лечение этих проблем без участия детского психотерапевта результата не дает.

— Имея большой опыт работы сначала в чистой "соматике", а потом в психотерапии, я четко понимаю, что слова, которые мы произносим — "он мне поперек горла", "свернули кровь", "кровь стынет в жилах" — отражаются на нашем организме: при продолжительности таких ситуаций у человека обязательно обнаружится густая кровь, высокий уровень тромбоцитов, болезни горла или щитовидной железы. Чаще у вас начнут искать онкологические проблемы. Но рак — это что? Это горечь, "поедание" себя. Туберкулез – неверие в жизнь, печаль. Истинную причину внешне депрессивного поведения могут найти только специалисты, — уверена врач.

Часто дети говорят: "я не хочу жить", "мне не для чего жить, мне скучно". Разобраться, депрессия ли это или же продром психического заболевания – очень важно, потому что это требует совершенно разных подходов к лечению.

Сложность в том, что когда ребенок находится в этом состоянии – ему либо все равно, либо наоборот, он хочет выявить причины своего дискомфортного состояния. В этот момент важно, как поступят родители. Пойти к неврологам или психологу — так проще и спокойнее, но точно разобраться может только клинический психолог.

— Развивающиеся депрессии можно вылечить и без препаратов. Помните: нельзя стегать загнанную лошадь, ее нужно сначала накормить, причем нельзя сразу помногу, нужно делать это постепенно. Детям нужны фитотерапии, добавки, витамины, подпитывающие головной мозг препараты. Но нельзя работать с ребенком, не работая с его родителями – это будет пустая трата времени и денег. Со стороны специалиста это будет непрофессионально, — отмечает доктор.

Виноваты ли родители?

Родителей нельзя обвинять в проблемах детей — у каждого человека свой уникальный генетический набор, свои способы реагирования. В одной семье могут быть дети, которые реагируют на одни и те же вещи по-разному. Но одно можно сказать точно: здоровье ребенка зависит от эмоционального интеллекта родителей.

— Самая ранняя депрессия, с которой я работала – шестимесячный ребенок, которого оторвали от родителей и положили в стационар. Он отказался есть, его кормили зондом. Когда я начала с этим ребенком разговаривать, говорить "я понимаю, что с тобой происходит" и дальше весь терапевтический текст, у нас к концу третьих суток ребенок стал есть. Мы также выпаивали его травами, имеющими антидепрессивный эффект.

Конечно, для моих коллег это было удивительно – на грани чуда. Но чуда здесь нет. Люди должны понимать, что в теле ребенка в наш мир пришла душа, которая уже обладает определенными знаниями. Просто она еще не может себя защитить и выразить.

Или, например, "двухлетка", который отказывается ходить на горшок — ребенок так мстит родителям. Когда с ним разговариваешь и просишь найти другой способ выразить свой протест, родители удивляются. Но диалог с ребенком идет как минимум глазами, и уже вечером он идет на горшок, смотря на родителей. Дети с раннего возраста понимают, что его семья радуется, когда они хорошо едят и ходят на горшок, и именно этим они могут манипулировать и наказывать всех. В этом нет никакой фантастики и эзотерики. Нужно убрать субъектно-объектное отношение к ребенку, к которому мы привыкли. Нам кажется, что дети ничего не понимают, но это совсем не так,— рассказывает Анастасия Горохова.

Есть множество типов поведения, которые позволяют заподозрить начинающееся неблагополучие у ребенка, и это своеобразный крик о помощи. Вот почему так важно эмоциональное воспитание. Детям необходимо качественное, а не только количественное общение. И если они его недополучают, ребенок найдет "способ" вам об этом заявить.

Что делать?

— Переделайте ваше "ребенок меня не слышит" на "я не могу понять реакцию ребенка". Если вы найдете причину, по которой вы его не понимаете, это поможет его вылечить, — уверена психиатр.

Эксперт отмечает, что научиться понимать своего ребенка может помочь специализированная литература. Анастасия Горохова рекомендует родителям книгу "Общаться с ребенком. Как?" Юлии Гиппенрейтер и "Адская паутина. Как выжить в мире нарциссизма" Сэнди Хотчкиса.

Напомним, что все жители Приморья, имеющие страховой полис СМО "Восточно-страховой альянс", могут узнать всю информацию о медицинском страховании и медицинских услугах по телефону круглосуточной службы защиты прав застрахованных: 8 (423) 244-68-17.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Жизнь на инсулине: Сахарный диабет незаметно калечит судьбы людей

Туберкулез в Приморье: врачи бьют в набат, население "помогает" распространению заразы

Смотрите полную версию на сайте >>>