28 апреля 2016. Праздник Весны и Труда в очередной раз вместе со всей страной отметит Приморье 1 мая 2016 года. Сегодня в крае немало людей, для которых труд на благо родной страны и ее граждан остается главным делом жизни. К ним, без сомнения, можно отнести Анатолия Ивановича Пляко, капитана-наставника отдела безопасности мореплавания "Русской Рыбопромышленной Компании", заместителя генерального директора по безопасности мореплавания "ТУРНИФа", сегодняшнего собеседника РИА PrimaMedia.
— Анатолий Иванович, с чего начался ваш путь в море? Может быть, с детской мечты о дальних мореплаваниях, далеких экзотических странах?
— Как ни странно, детской мечты о море как таковой у меня не было. Как у многих мальчишек, у меня была мечта отправиться в небо, то есть стать летчиком. Однако это "небо" для меня закончилось после службы в армии, когда меня не взяли в Ачинское летное училище. Туда принимали до 21 года, а я, отслужив в армии три года, оказался переростком.
Была, правда, в юности идея после окончания восьмого класса поехать в Новосибирск и поступить в речное училище. И я отправился поездом в Новосибирск (я родом с Алтая), приехал в училище, походил по вестибюлю, посмотрел и понял, что это не мое. Молодой был, мальчишка еще, ничего не понимал.
Вернулся домой, окончил среднюю школу в соседнем селе (жили в интернате, там же и учились). Хорошая школа, кстати, была. Окончив ее, кроме аттестата зрелости, я получил права шофера и права тракториста-машиниста широкого профиля. Год до армии работал так, что оказался на доске почета. Наверное, остался бы в этом селе насовсем, если бы забрали в армию.
Служить привезли во Владивосток. Здесь я и вступил в переписку с Ачинским летным училищем, где мне отказали в приеме по причине, о которой я уже говорил. А тут подошла демобилизация. Стал думать, что делать – ехать назад и опять садиться на трактор или… Посмотрел, пообщался с людьми, вижу – здесь настоящий рыбацкий край… Подал документы в Дальрыбвтуз, тем более что в последний год службы усиленно занимался, готовясь к поступлению в вуз. В 1976 году я окончил Дальрыбвтуз и с тех пор работаю в ТУРНИФе.
— На каких судах вы работали?
— В основном на больших судах типа БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер – прим. ред.). А начинал на РТМ (рыболовный траулер морозильный – прим. ред.) "Волномер" третьим помощником капитана. Потом перешел третьим помощником на БМРТ "Профессор Дерюгин", где позже стал старпомом. На этом судне мы ходили в Антарктику.
— ТУРНИФ тогда занимался обеспечением научных исследований в Мировом океане?
— Да. И рейсы в Антарктику как раз и носили научный характер. Занимались изучением криля. А уже в нашем северном бассейне, особенно в Беринговом море, работали по креветке. Ловили ее в Анадырском заливе, в бухте Иматра.
— А когда начали работать капитаном?
— Капитаном я начал работать на БМРТ "Мыс Бабушкина". Затем был БМРТ "Мыс Дальний", БМРТ "Тихоокеанский" и так далее.
— К этому времени у вас уже семья была?
— Судьба распорядилась так, что я женился на втором курсе. Жена занималась педагогикой. Сначала была воспитателем, а потом методистом в детском саду. С прошлого года – на пенсии. Что касается меня, то я решил поработать еще, пока есть силы. Передаю свой опыт молодежи.
— Дети есть?
— Два сына. По моим стопам они не пошли. Занимаются ремонтом квартир, стали настоящими мастерами этого дела – с руками у них все в порядке. Мне за них не стыдно. Старший пробовал ходить в море, но признался, что в отрыве от берега и от семьи долгое время работать не может.
— А как вам работалось в отрыве от берега?
— Ну, у меня был трехлетний опыт армии. Служба была береговая, но с периодическими командировками на военные корабли. Мы сами себя воспитывали так, что если надо, значит надо.
Главная трудность в море заключается в нахождении в замкнутом пространстве судна. Но если все правильно на судне организовать – работу, отдых, досуг, – то все будет в порядке.
И РРПК как раз к этому и стремится. Генеральный директор компании Андрей Анатольевич Тетеркин правильно говорит, что рейсы нужно делать короткими, а условия труда и отдыха максимально комфортными. То есть по принципу "хорошо отработал – хорошо отдохни". Соответственно, и питание должно быть качественным.
— От капитана многое зависит на судне?
— Так прелесть работы капитана и заключается в том, чтобы правильно решать эти вопросы. Многие считают, что работа капитана на рыболовецком судне – это порча нервов, постоянный стресс и так далее. Но когда ты делаешь для экипажа что-то хорошее, то потом сам себе благодарен и любые нервы искупаются.
— А вы как капитан что видели главным в своей работе? Как вам удавалось руководить коллективом в непростых условиях?
— Просто надо планировать свою работу так, чтобы она не шла вразрез ни с требованиями руководства, ни с требованиями устава, ни с желаниями экипажа. Все эти три в чем-то противоречивые направления как-то должны увязаться воедино. И мне удавалось это сделать.
— Говорят, нигде нет таких красивых закатов, как в море.
— Это так. Закаты в море бывают настолько красивыми, что диву даешься. Особенно когда море спокойное, а над ним облака, и в них зарево переливается. Где-нибудь на севере, на фоне гор это особенно красиво. Такие моменты, конечно, запоминаются надолго. Может быть, именно это и повлияло на мой выбор стать рыбаком. Ведь кроме мысли о Дальрыбвтузе была и мысль об училище имени Невельского. Выбрал рыбалку, вспомнил, как еще в детстве сиживал с удочкой на берегу и любовался закатами. Кстати, до сих пор такую рыбалку люблю, и зимнюю, и летнюю. Мы сейчас с женой городскую квартиру детям оставили, а сами переехали за город, в Раздольное. Река прямо из окна видна. Там, конечно, здорово. А воздух какой! Все-таки, наверно, любовь к земле у меня с Алтая идет. Ну а любовь к морю здесь, в Приморье, появилась.
— Анатолий Иванович, вы остаетесь верны морю и предприятию уже 40 лет своей жизни. Что входит в круг ваших служебных обязанностей сейчас?
— Сейчас моя работа заключается в обеспечении безопасности мореплавания и эксплуатации флота, предотвращения загрязнения в соответствии с МКУБ (Международный кодекс по управлению безопасностью — прим. ред.). Соответственно, в нашей компании разработана своя система безопасности, которую мы сейчас и внедряем в соответствии с кадровой политикой. Меняются кадры – их надо обучать. И нашим отделом уже подготовлены предложения по созданию учебного класса, где можно проводить обучение и повышение квалификации молодых сотрудников, начиная от матроса и заканчивая вахтенным штурманом. Руководство компании идею создания штурманского класса уже одобрило. Видимо, уже в этом году начнется его создание.
Это не будет учебным заведением в полном смысле этого слова. Туда будут направляться молодые специалисты, приходящие из других компаний, а также выпускники профильных колледжей, которых мы и будем доводить до нужного нам уровня профпригодности. Обучим специалиста, как нам нужно, и он будет работать на судах нашего флота.
Кстати, надо отдать должное руководству Русской Рыбопромышленной Компании, у него есть мысли по модернизации флота и по постройке серии новых рыболовных судов. Насколько я знаю, уже подготовлены проекты и вся техническая документация, осталось выбрать конкретные верфи, где будет осуществляться строительство. Несомненно, новое судно – дополнительный стимул работать в море на рыбной добыче. Так что усилия компании в этом направлении можно только приветствовать.
— Скажите, Анатолий Иванович, а как в РРПК относятся к традициям, накопленным за время существования ТУРНИФа и других дальневосточных компаний, вошедших в холдинг?
— Традиции чтут. Тут я должен еще раз отдать должное руководству компании, и для меня и для всех нас это очень важно.
— Одна из славных традиций, которую удалось возродить в современной России, — как мне кажется, это празднование Первого мая.
— Мне тоже так кажется. Сегодня нашему обществу нужна консолидация. Люди должны быть вместе. Как раньше говорили? Человек человеку – друг, брат и товарищ. И теперь это актуально. И такие праздники, как Первое мая, конечно же, сплачивают членов рабочих коллективов, россиян вообще.