26 июля 2016. Владивосток — город уходящих в небо лестниц, крутых спусков и захватывающих подъемов. Город, рельеф которого создает неповторимый романтический облик. Но именно по этой причине он становится совершенно непригодным для жизни людей с ограниченными возможностями, запирая их в четырех стенах и сужая общение до нескольких человек. Много лет на потребности этой категории людей обращали внимание по остаточному принципу, сейчас ситуацию меняется. Современные депутаты уверены — инвалиды должны быть плотно интегрированы в жизнь города. Даже такого сложного, как Владивосток. Что предпринимает Дума города и каких результатов уже удалось добиться, в интервью РИА PrimaMedia рассказал член комитета по социальной политике и делам ветеранов, депутат Дмитрий Поташев.
— Дмитрий Вячеславович, давайте сразу — Владивосток доступен для людей с ограниченными возможностями?
-Предлагаю зайти с другой стороны и сначала разобраться с терминологией – что такое есть вообще "доступная среда".
— Я — "за".
— Основные положения прописаны в Своде правил по проектированию и строительству зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Согласно этому документу, доступность определяется как "свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой". Следующий ключевой для нас документ – это Конвенция ООН о правах инвалидов. Здесь прописываться необходимость первоочередного обеспечения доступности в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов. Конвенция дает широкую трактовку понятия доступности какнеобходимой предпосылки для социальной интеграции и реализации прав человека: "важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами".
Обсуждение программы "Доступная среда". Фото: Андрей Дьячихин, пресс-служба Дума Владивостока
— Откровенно говоря, с первого раза понять трудно, но так, на слух, кажется, довольно емкое определение.
— Вполне. По сути, Конвенция нам говорит, что термин "доступная среда" означает всего лишь среду, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать. На самом деле, здесь ключевой принцип: доступно мне – комфортно для тебя. Доступная среда – это когда любой человек, независимо от своего состояния, возраста и физических возможностей, может пользоваться всеми объектами социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту.
— И, возвращаясь к первому вопросу, доступен ли Владивосток?
— Крайне условно – у нас от природы сложный рельеф, который сразу снижает возможность беспрепятственного перемещения людей с ограниченными возможностями. Плюс долгое время все дома, инфраструктурные объекты строились без учета потребностей этой группы, да и улицы прокладывались в расчете на здоровых людей.
— Меж тем, на выборы вы шли с программой "Комфортый город", которая предусматривает, в том числе, и формирование доступной среды.
— Что обещали, то и выполняем – последние 4 года работаем по всем заявленным темам. И работаем не одни, а в активном сотрудничестве с городской администрацией — занимаемся вопросом обеспечения доступности объектов городской инфраструктуры для маломобильных групп населения. Мы очень плотно работаем с общественными организациями инвалидов, такими как краевые общества слепых, глухих и инвалидов. Так, активисты общества слепых, сотрудничая со специалистами Управления по исполнению программ, регулярно выезжают в составе комиссий на паспортизацию объектов социальной инфраструктуры города: маршруты — проходы к социально значимым объектам, остановки, парки, скверы, как на улице так и внутри помещений: школы, поликлиники, административные здания и так далее. Так же они регулярно взаимодействуют со специалистами Управления дорог и благоустройства, дают свои рекомендации озвучивают замечания инвалидов по зрению, которые учитываются в процесс работы Управления.
— А что рекомендовали? Можете привести конкретные примеры?
— Еще в 2012 году мы предложили обустроить пешеходные дорожки и все переходы, кроме подземных, тактильной плиткой, провести ремонт тротуаров и установить контрастные бордюры. В 2013 году была проведена работа по обследованию и паспортизации 33 объектов здравоохранения, культуры и органов социальной защиты населения. В течение всего 2014 года составлялись Паспорта доступности на объекты социальной инфраструктуры — остановки общественного транспорта, пешеходные переходы и маршруты к поликлиникам, остановкам, социально-значимым объектам. В 2015 году эта же работа продолжилась уже в школах. Кроме того, администрация совместно с Обществом слепых провела два семинара с директорами школ, шло консультирование на местах по адаптации школ к потребностям маломобильных групп населения.
— Хорошо, паспорта составлены, администрация подключена. Каковы все же практические итоги работы?А что конкретно сделано?
— За три года у нас получилось оборудовать 9 остановок общественного транспорта: "Магнитогорская", "Русская", "Парк Победы", "100-летие Владивостоку", "Краевая больница", "Энерготехникум", "Гайдамак", "Панфилова", "Карбышева", "Чкалова" под потребности маломобильной группы населения. Появилась тактильная плитка на перекрестках возле площадей Семеновской и Привокзальной; большинство светофоров города оснащены звуковыми сигналами, а центральные переходы — речевым информатором. Основные пешеходные переходы выделены контрастной (желто-белой) зеброй, перепады высот на тротуарах сглажены и сейчас идет работа по установке предупреждающей и направляющей тактильной плитки на тротуарах города. За последние годы у нас в городе под потребности людей с ограниченными возможностями адаптированы административные здания по улице Светланская, 20, Фонтанная, 47, Ильичева, 15 и ведутся работы на ул. Калинина, 116, Посьетская, 24, Партизанский проспект, 2.
— Это все?
— О нет, что вы! Да, большинство муниципальных автобусов оборудованы звуковыми автоинформаторами остановок. В первом полугодии 2016 года наши люди провели обследование на доступность Гидрометеорологический техникум, Приморскую государственную академию искусств, стадион "Авангард", ЗАГСы Владивостока, Терминалы железнодорожного вокзала (помещение и перрон, относящийся к Аэроэкспрессу), Детские центры творчества, Многофункциональные центры города Владивостока, контрольно-пропускные пункты Владивостокского морского торгового порта, Открытого юридического института, Думы города Владивостока. По итогам проверок составили паспорта.
— Понимаю, вопрос нескромный, но все же — постоянно звучит местоимение "мы". А каков все же лично ваш вклад как депутата?
— Да как-то неудобно лично о себе говорить. Из последнего, я как депутат Думы Владивостока лично контролировал вопрос ремонта железнодорожного виадука на станции Седанка. Он соединяет станцию, перроны и выход на пляж, здесь большая проходимость, им пользуются все категории населения, но именно для людей с ограниченными возможностями было очень проблематична его эксплуатация. Я обращался с просьбой в управление железной дороги оборудовать его специальными пандусами, сделать удобным для инвалидов-колясочников. Депутатская просьба железной дорогой выполнена, ремонт произведен, но угол таков, что возможность эксплуатации весьма сомнительна. Так что продолжим работать в этом направлении. А еще мы смогли добиться того, чтобы ступени лестниц на социально-значимых маршрутах были обозначены контрастным цветом. Также у нас получилось оснастить спортивные площадки и зоны отдыха тренажерами и резиновой крошкой, что имеет важное значение для всего города, а не только для категории людей с ограниченными возможностями.
В городе теперь работают группы кратковременного пребывания для детей-инвалидов, проводятся спартакиады для детей и взрослых инвалидов. Создаем условия для посещения библиотек и комфортного пользования фондами. Это только часть того, что удалось сделать.
— Понятно, что государственные предприятия, равно как и муниципальные должны учитывать потребности маломобильных групп населения и создать для них условия — пандусы, подъемники, кнопки вызовы персонала и многое другое. А есть ли отклик у коммерческих компаний?
— Многие банки и прежде всего — Сбербанк, ВТБ 24 — ввели речевые информаторы, о чем мы их просили ранее. Ведется работа по внедрению и установке в следующем году речевых информаторов на муниципальный транспорт, который будет объявлять номера маршрутов. Это будет полезно не только для слепых, но и для слабослышащих.
Депутат Думы Владивосока. Фото: Андрей Дьячихин, пресс-служба Думы Владивостока
— А какие проблемы по корректному и комфортному "вписыванию" людей подобной категории в город вы можете назвать?
— Я уже упоминал главную проблему — сложный ландшафт. Крутые подъемы и спуски создают огромную трудность для адаптации окружающей среды для незрячих и инвалидов на колясках. И при этом надо сделать так, чтобы не создавать проблем остальным жителям Владивостока. Возникают вопросы: достижима ли эта цель вообще, если да, то как уложить тактильную плитку для слепых, как обустроить пандусы на подъемах и спусках нашего города для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.
Кроме того, в городе много лестниц – это объективно. И каждую из них надо окрасить по требованиям, а это сложно по многим причинам. Самая основная из которых — междомовые территории и межквартальные дороги обслуживают управляющие компании, а они не выделяют достаточно денег для обустройства указанных территорий.
Чтобы более детально подойти к вопросу контроля обеспечения доступности объектов инфраструктуры, я как депутат Думы Владивостока специально ездил на выездное обучение в Волокаламске и теперь являюсь советником по обеспечению доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Кстати, если уж говорить о моем личном участии, то каждый проект, я контролировал лично и следил за тем, чтобы было реализовано точно по плану и в срок.
— Какие характерные проблемы для разных групп людей с ограниченными возможностями можно выделить во Владивостоке, Приморье?
— Действительно, для каждой категории существуют свои сложности. Так, например, для диабетиков актуальны проблемы обеспечения лекарственными средствами, глейкометрами и тест полосками. Для людей, попадающих в категорию "маломобильных", требуется значительное изменение инфраструктуры. Для слепых и слабовидящих в первую очередь должно соблюдаться требование информационного обеспечения ориентации в пространстве, свободного перемещения; для инвалида-колясочника — возможности проезда, например, инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация — вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.). Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска пограничных — верхней и нижней — ступеней, края платформы и др.)
Ну и общая проблема — доступность для инвалидов мест отдыха и занятий спортом, гостиниц, пляжей, спортивных арен и так далее.
— Кажется, уже многое сделано.
— Да, ситуация меняется, но мы только еще в начале пути. Впереди много работы. К примеру, одним из элементов для создания доступной среды обитания являются подъемно-транспортные средства. Это такие "мини-лифты" индивидуального пользования, вертикальные, наклонного перемещения или в виде кресла; мобильные автономные подъемно-транспортные средства. Кроме того, все здания и сооружения, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другими устройствами (подъемными устройствами наклонного или вертикального перемещения), обеспечивающими возможность подъема граждан данной категории на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.
Для людей с нарушением слуха необходимо оснащение пассажирского транспорта информационным табло с указанием остановок по его маршруту движения; оборудование специалистов ведущих приём инвалидов индукционными петлями для усиления звука.
Понимаете, ведь ни одно решение невозможно реализовать без согласования с Думой — именно мы одобряем планы администрации по различным сферам жизни. И поэтому депутаты Думы Владивостока всегда участвуют во всем, что происходит в городе.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Депутаты Думы Владивостока поздравили краевую организацию общества слепых с 90-летием