4 августа 2016. Почти треть всех преступлений на Дальнем Востоке происходит, как показывает статистика, в Приморском крае. И экономические преступления в этой статистике стоят далеко не на последнем месте. Совсем недавно был вынесен приговор по делу о мошенничестве экс-главе баскетбольного клуба "Спартак-Приморье" Эдуарду Сандлеру. Сумма ущерба составила около 6 млн рублей. Спортивный менеджер Сандлер получил два года реального тюремного заключения (на момент выхода публикации приговор в законную силу еще не вступил). А недавно в Приморье был вынесен другой приговор по той же статье, председатель думы Дальнереченска получил 4 года колонии, при этом ущерб от его деятельности составил 22 тысячи 40 рублей. РИА PrimaMedia предлагает вспомнить самые громкие подобные дела за 2016 год и сравнить реально нанесенный ущерб с тем наказанием, которое посчитал нужным назначить суд.
В расчет принимаются две статьи УК РФ: 159 (Мошенничество) и 160 (Присвоение или растрата) ввиду их схожести. Максимальное наказание, предусмотренное обеими статьями — 10 лет лишения свободы.
Теневой баскетбол: 6 млн рублей — 2 года колонии
Эдуард Сандлер, долгое время возглавлявший и тренировавший приморский баскетбольный клуб, оказался замешан в скандале с субсидиями. Как уже было установлено в суде, он, являясь генеральным директором ООО "СпортМаркетингГрупп", заключил с баскетбольным клубом "Спартак-Приморье" договор по обеспечению нужд баскетбольных команд по транспорту, проживанию, аренде площадки и др. В течение 2013 – 2014 годов он предоставлял (с помощью другой фигурантки) в департамент физической культуры и спорта Приморья ряд заведомо подложных документов, подтверждающих несуществующие расходы, по которым потом получал субсидии. Никаких заявленных в документах услуг, как считает следствие, оказано не было.
Из бюджета Сандлер таким образом получил 6 млн рублей, которые потратил вместе с сообщницей. Признав подсудимого виновным в мошенничестве, суд приговорил его к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Хитрый животновод: 600 тысяч рублей — 2 года условно
В июне 2016 года суд назначил наказание бывшему депутату Малиновского сельского поселения, тоже обманувшего государство с субсидиями. Как было установлено, он, будучи предпринимателем, получил из бюджета субсидий на 600 тысяч рублей по программе развития животноводства в селе Ракитное. Правда, развивать это самое животноводство так и не стал.
"Дальнереченским районным судом вынесен приговор гр-ну А., который признан виновным и осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное с использованием служебного положения)", – таково было официальное сообщение.
Впоследствии, чтобы скрыть преступление, он предоставил в администрацию Дальнереченского муниципального района подложные документы об исполнении вышеуказанной целевой программы. Это суд тоже учел при вынесении приговора, назначив ему наказание в виде 2 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.
Строители-расхитители: 104,5 млн рублей на двоих — 3 года, 3 года и 4 месяца
Председателя совета директоров и генерального директора ЗАО "ТМК" приговорили к 3 годам и 4 месяцам и к 3 годам колонии соответственно за похищение 104 млн рублей предприятия. Сергей Юдин и Игорь Нестеренко выводили деньги со счетов ЗАО в фирмы-однодневки.
"Следствием и судом установлено, что с 8 сентября 2014 по 19 апреля 2015 года Сергей Юдин организовал совершение хищения генеральным директором ЗАО "ТМК" Игорем Нестеренко денежных средств, принадлежащих компании, в сумме почти 104,5 млн рублей. Фигуранты выводили денежные средства в "фирмы-однодневки". Похищенными деньгами они распорядились по своему усмотрению", — сообщили в прокуратуре.
Чтобы обеспечить компенсацию ущерба, в ходе расследования на имущество обвиняемых был наложен арест. У Нестеренко — почти на 60 млн рублей (квартира, земельный участок автомобиль), у Юдина – почти на 100 млн рублей (жилой дом, автомобиль и дорогостоящие наручные часы).
Приморский "Мавроди" с женой: 66 млн рублей на двоих — 8 лет и 9 месяцев, 7 лет условно
Более 300 жителей края попались на удочку афериста и его жены, которые брали у них деньги, обещая 25% годовых прибыли. Свою финансовую пирамиду они основали на доверчивых пенсионерах. Весной 2016 года приговор вступил в законную силу.
Суд установил, что гражданин создал потребительское общество, которое, прикрываясь вывеской о "кассе взаимопомощи", принимало от людей деньги. Преступники даже развернули рекламную кампанию, чтобы повысить лояльность потенциальных вкладчиков. При этом, потерпевшие вводились в заблуждение: у общества не было страховых фондов, за счет которых в случае кризиса вклады должны были быть возвращены полностью.
Организованная группа действовала в период с 2007 по 2011 год на территории Приморского края. В результате похищены денежные средства 343 потерпевших, чем причинен особо крупный ущерб на общую сумму свыше 66 млн рублей.
"Суд признал подсудимых виновными в совершении указанных преступных деяний, приговорив организатора группы к 8 годам 9 месяцам лишения свободы со штрафом в размере 1 млн рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Второй фигурантке дела назначено 7 лет лишения свободы со штрафом 500 тысяч рублей условно с испытательным сроком 5 лет", — резюмировало официальное сообщение.
Главбух насчитал: 1,85 млн рублей — 2 года условно
Главный бухгалтер Контрольно-счетной палаты Владивостока был осужден на условный срок в мае 2016 года (приговор в законную силу не вступил) за хищение, вместе с председателем КСП, 1,85 млн бюджетных рублей. Преступление квалифицировано по ст. 160 УК РФ.
Как установлено в судебном заседании, главный бухгалтер КСП Владивостока в период с февраля 2013 года по январь 2015 года, сговорившись с председателем, похитил деньги из бюджета Владивостока, которые выделялись на содержание Контрольно-счетной палаты.
В ходе предварительного расследования с целью погашения ущерба на лицевой счет Контрольно-счетной палаты Владивостока главбух перечислил средства в размере 800 тысяч рублей. Позже суд удовлетворил гражданский иск Контрольно-счетной палаты о взыскании с подсудимой оставшейся суммы причиненного ею ущерба на сумму 1,05 млн рублей.
Помог украсть судно "Георг Отс": 120 млн рублей — 4 года
Пособнику в деле о незаконной продаже судна "Георг Отс" Сергею Гилеву суд назначил наказание 4 года колонии. Дело это в свое время вызвало большой общественный резонанс. Все-таки украсть целый корабль у властей региона — та еще наглость. Правда, Гилев, как установлено в суде, был лишь пособником. Остальные фигуранты теперь в международном розыске.
Суд установил, что в марте 2013 года Гилёв, будучи руководителем ООО "Техномарин", совместно с иностранцем помог директору КГУП "Госнедвижимость" Василию Бурову в хищении судна "Георг Отс". В результате Приморскому краю в лице Департамента земельных и имущественных отношений причинен ущерб на сумму 119,240 млн рублей.
Несмотря на внушительную сумму ущерба, наказанием стало лишь 4 года заключения, так как в рамках расследования с ним заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Он также перечислил в счет частичного погашения причиненного ущерба 5 млн рублей.
Мелкий мошенник попал по крупному: 22 тысячи рублей — 4 года
Несмотря на, казалось бы, небольшую сумму, за которую осудили председателя Думы Дальнереченска, наказание его постигло довольно строгое, в сравнении с остальными участниками обзора. Михаил Филиппенко осужден на целых 4 года за мошенничество.
Как было установлено, в 2012 году Филиппенко несколько раз предоставлял в отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации Дальнереченска авансовые отчеты о возмещении командировочных расходов. Вот только фактически указанных затрат он не понес, зато получил компенсацию.
Подсудимый полностью возместил ущерб, выплатив 22,04 тысячи рублей. Однако суд все равно назначил Филиппенко наказание в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Строитель океанариума помог украсть: 1 млрд рублей — 3 года
Одним из самых громких дел первой половины 2016 года стало дело Олега Шишова — бывшего гендиректора НПО "Мостовик", которого осудили за пособничество в растрате более чем 1 млрд рублей на строительстве Приморского океанариума.
Чтобы избежать более сурового наказания Олег Шишов сделал все: он и возместил весь ущерб, и сотрудничал со следствием, рассказав о роли в этом деле другого фигуранта – Андрея Поплавского. Правда, все это не уберегло Шишова от реального срока, хотя адвокаты просили условный.
Кроме 3 лет колонии Шишову назначили штраф в 300 тысяч рублей. Так как приговор не обжалован, Шишов теперь должен отправится отбывать наказание в Омск. Однако, возможно, что его заключат не в тюрьму, а в местный СИЗО, где он будет дожидаться окончания расследования еще по двум делам о неуплате налогов и мошенничестве. Как заявляли его адвокаты, уже в этом году Шишов сможет претендовать на УДО по делу океанариума, так как находится в СИЗО уже с ноября 2014 года.
Экс-депутат хотел обмануть: 1,5 млн долларов — 2 года
Депутат Законодательного собрания Приморья третьего созыва Владимир Бугаев осужден за покушение на мошенничество. За свое покровительство в решении вопросов с силовыми структурами он пытался получить с иностранца 1,5 млн долларов.
Как было установлено судом, он ввел гражданина Китая в заблуждение, что сможет договориться не только о смягчении условий его пребывания в изоляторе. Бугаев даже пообещал, что ему назначат наказание без реального лишения свободы. Однако передавать ему первую часть суммы на встречу пришел уже оперативник ФСБ.
"Вознаграждение представляло из себя "муляж" на 100 тысяч долларов США, из которых только 10 тысяч долларов были подлинными. Довести свой умысел до конца фигурант дела не смог, поскольку его деятельность пресекли сотрудники УФСБ России по Приморскому краю. Уголовное дело рассмотрено в особом порядке в связи с заключением с обвиняемым досудебного соглашения, который вину в содеянном признал полностью, активно способствовал органам следствия", – комментирует представитель прокуратуры.
Такой разный суд
О том, почему такие разные наказания назначаются по, казалось бы, аналогичным преступлениям, корр. РИА PrimaMedia спросил помощника прокурора Приморского края по связям со СМИ Елену Телегину.
— Различные сроки и виды наказаний по таким делам объясняются несколькими обстоятельствами. Во-первых, в каждом деле суд соблюдает требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания. Так, в соответствии с Уголовным кодексом РФ, наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Учитываются последствия преступления, роль подсудимого, смягчающие и отягчающие обстоятельства, сведения о личности (характеристика, семейное положение лица, состояние его здоровья, поведение в быту, наличие у него на иждивении несовершеннолетних детей, иных нетрудоспособных лиц и др.).
Перечисленные выше приговоры объединяет только категория преступлений. Они все относятся к преступлениям в сфере экономики, а если быть точнее – преступлениям против собственности.
Однако квалификация действий фигурантов по многим делам отличается. К примеру, каждая статья имеет квалифицирующие признаки, при наличии которых минимальный и максимальный срок наказания существенно отличается. В частности, санкция ч. 1 ст. 159 УК РФ (мошенничество) предусматривает максимальное наказание в виде 2 лет лишения свободы, а ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) – это как раз дело о т.н. "финансовой пирамиде", за которую осуждены жители Находки – срок до 10 лет лишения свободы.
Не остаются без внимания судов при назначении наказания факты добровольного возмещения причиненного ущерба.
Еще одним важным обстоятельством, от которого напрямую зависит срок наказания, является то, в каком порядке рассмотрено уголовное дело (в общем порядке или в особом порядке судебного разбирательства).
Так, одной из задач особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного гл. 40 УПК РФ, является достижение социального компромисса, в соответствии с которым, согласие обвиняемого на упрощение судебного процесса гарантирует при соблюдении установленных законом условий, что назначенное наказание не будет превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания (ч. 7 ст. 316 УПК РФ).
Хочу отметить, что назначение наказания – это исключительно прерогатива суда, государственный обвинитель в судебных прениях лишь высказывает предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, — пояснила помощник прокурора.