Трепанг, Дальний Восток и инновации: геномные технологии и будущее российской марикультуры

Резидент ДВ-представительства "Сколково" ведет разработку технологии получения высокопродуктивных линий "морского огурца"
Трепанг, он же морской огурец - объект геномной селекции резидента "Сколково"
Фото: Фотоархив РИА PrimaMedia

25 августа 2016. Один из первых резидентов Дальневосточного Фонда "Сколково" — компания "Морской биотехнопарк" — начинает внедрять свои лабораторные разработки в реальное инновационное производство. Геномная селекция трепанга, которой коллектив "Морского биотехнопарка" занимается не один год, оказалась применима не только для написания научных диссертаций, но и для перспективного, прибыльного бизнеса. РИА PrimaMedia публикует (с незначительными сокращениями) материал sk.ru о геномных технологиях в разведении трепанга, дальневосточных инновациях и перспективах российской марикультуры.


Сергей Масленников, научный руководитель "Морского биотехнопарка". Фото: Фотоархив РИА PrimaMedia

"Сергей Масленников, директор научно-образовательного центра "Морской биотехнопарк "Островной", ДВФУ, старший научный сотрудник Института биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН, называет голотурий, беспозвоночных животных типа иглокожих (трепангом именуют их виды, употребляемые в пищу), подарком судьбы для России и идеальной едой для людей всех возрастов.

— Это важнейшее слагаемое здорового питания, естественный стимулятор, не слишком калорийный, содержащий большое количество коллагена и аминокислот. Чтобы дольше сохранять молодость и здоровье, достаточно съедать одного трепанга раз в неделю или две, — перечисляет достоинства деликатеса кандидат биологических наук Масленников.

Первыми на полезные свойства трепанга обратили внимание в древнем Китае, в кухне которого он используется уже пару тысячелетий.


Трепанг. Фото: Фотоархив РИА PrimaMedia

— Трепанга легко хранить. Самый простой рецепт — отварить в морской воде и высушить. Когда-то в Китае трепанг заменял деньги, им платили налоги, — уверяет Сергей Масленников. Сейчас он пишет научно-популярную книгу о трепанге, чтобы стимулировать спрос на вкусный и полезный продукт в России.

Ныне практически всего вылавливаемого в мире трепанга съедают в трех азиатских странах: КНР, Японии и Южной Корее. Добываемый в Приморском крае дальневосточный трепанг (Apostichopus japonicus), да и прочие дары наших морей, как уверяет собеседник Sk.ru, лучшие в мире: самые вкусные, чистые и полезные. Гурманы, сравнивавшие вкусовые достоинства российских и корейских трепангов, констатируют: наши не в пример качественнее. Дальневосточный твердый, у корейского консистенция гораздо более жидкая (считается, чем тверже трепанг, тем он лучше).


Трепанг обладает полезными свойствами, "омолаживающими" организм. Фото: Фотоархив РИА PrimaMedia

— Условия для выращивания гидробионтов [организмы, живущие в водной среде — прим. Sk.ru] у нас идеальные. В том же Желтом море вода грязная, свободных акваторий практически нет. К тому же это не "родная" вода для большинства гидробионтов, они предпочитают более низкую температуру. Приморского гребешка, трепанга, мидий, водоросли охотно покупают на азиатских рынках (правда, платят по минимуму, так как наша продукция не сертифицирована). Кстати, и целебные качества наших морепродуктов неизмеримо выше, — рассказывает Сергей Масленников. Его на раз приглашали экспертом на задержанные браконьерские суда, и ученый мог видеть там картонные коробки для выловленной продукции с нанесенной типографским способом надписью на английском "Краб. Пойман и сварен в российских водах". Это бренд, который прекрасно знают и ценят во всем мире.

Трепанг дорог — во Владивостоке килограмм варено-мороженого деликатеса стоит 16 тысяч рублей — и вкусен. В ресторанах в столице Приморья можно попробовать "скоблянку", т.е. похлебку из трепанга. Другой популярный рецепт – трепанг в меду. В азиатских странах этот морской обитатель конкурирует по цене с голубым тунцом, одной из самых дорогих рыб в мире. В Китае стоимость килограмма сушеного трепанга, по информации собеседника Sk.ru, достигает 6 тысяч долларов.


Трепанг ценится в Азии наравне с самыми дорогими деликатесами. Фото: sk.ru

Проект, реализуемый Сергеем Масленниковым в рамках Фонда "Сколково" (компания "Морской биотехнопарк" является резидентом биомедицинского кластера по направлению "Биотехнологии в сельском хозяйстве и промышленности") направлен на разработку технологии получения высокопродуктивных линий трепанга на основе современных генетических методов селекции. В частности, планируется выявить генетические маркеры для разделения индивидуальных особей и в результате скрещивания и отбора вывести линии с положительными качествами (выживаемость, скорость роста, продуктивность).


Голотурия, он же — морской огурец, или трепанг, не отличается по внешним признакам от своих сородичей. Фото: Фотоархив РИА PrimaMedia

Как поясняет исследователь, у трепангов нет никаких внешних различий: визуально самец неотличим от самки, взрослые особи – от молоди. У трепангов есть даже такое явление, как отрицательный рост: беспозвоночное может худеть и уменьшаться в размерах независимо от возраста.

— Отобрать качественных особей позволяют только геномные технологии. Их применению для поиска хороших производителей и посвящен наш сколковский проект. Скрещивание элитных производителей позволит получить малька трепанга с хорошими показателями выживаемости, — рассказывает Сергей. — Как в природе, так и при искусственном разведении трепанга происходит массовая гибель малька. Если отобрать более жизнеспособные особи, остроту проблемы удастся заметно снизить. Очевидно, что чем больше трепанга будет выживать, тем более рентабельным будет становиться бизнес по его разведению.



Бассейн с молодью трепанга. Фото: Фотоархив РИА PrimaMedia

В практическую стадию проект должен перейти ближе к осени, когда партнеры Масленникова достроят завод по разведению трепанга на побережье Японского моря в Хабаровском крае. Всего в Приморье, которое считается родиной отечественной марикультуры (первое в стране хозяйство марикультуры моллюсков было создано в 1972 г. в Хасанском районе Приморского края), по данным руководителя "Морского биотехнопарка", сейчас действует несколько десятков компаний, с разной степенью успешности занимающихся разведением трепанга и других морских деликатесов. Но, во-первых, крупных компаний среди этих предприятий – абсолютное меньшинство, а, во-вторых, на стороне Масленникова и его партнеров – научный подход и большой опыт работы в области марикультуры. Разведением гидробионтов и в теоретическом, и в практическом плане Сергей Масленников занимается много лет.


Система фильтрации воды в цеху культивирования дальневосточного трепанга в одном из приморских предприятий. Фото: Фотоархив РИА PrimaMedia

— Если у наших партнеров выживаемость малька будет в несколько раз выше, они быстро обойдут конкурентов. Другие производители работают на удачу, по принципу "получилось — хорошо, не получилось — бог с ним". Мы же основываем бизнес на просчитываемом риске, — говорит Масленников.


Бассейн с молодью трепанга. Фото: Фотоархив РИА PrimaMedia

Резидентом "Сколково" компания "Морской биотехнопарк" стала в самом конце декабря 2015 года. Всеми сервисами, предоставляемыми дальневосточным представительством Фонда, Сергей воспользоваться пока не успел. Но те, с которыми ознакомился, оценивает высоко: "Мне очень понравились программы по защите интеллектуальной собственности, организованные Центром интеллектуальной собственности "Сколково" и представительством Фонда на Дальнем Востоке на базе ДВФУ. Это был очень полезный и нужный опыт". Большие ожидания собеседник Sk.ru связывает с возможностью использовать сколковскую научно-исследовательскую инфраструктуру: лаборатории, оборудование и т.д.


Емкости для содержания малька на одном из приморских марикультурных предприятий. Фото: Фотоархив РИА PrimaMedia

За проектом, связанным с генетикой трепанга, последует работа с другими морскими организмами, надеется Сергей Масленников. "Мы рассматриваем сколковский проект как попытку доказать эффективность применения геномных технологий в марикультуре. Примеров успешного использования этого подхода в сельском хозяйстве множество, а вот в марикультуре пока практически нет". Исследования в этом направлении идут в нескольких странах, в частности, в Норвегии и США. Причем, что примечательно, в них участвуют работающие за границей российские биологи.

— С учетом того, что и технологии, и специалисты российские, а под боком — самый большой в мире рынок морепродуктов, азиатский, нам следует как можно быстрее начать работу в этом направлении, — призывает Масленников.

Китайцы, с которыми он вел предварительные переговоры на эту тему, готовы к сотрудничеству, и они укрепились в этих планах после известия о том, что Фонд "Сколково" открывает представительство в КНР.

Опираясь на свой научный потенциал и удачное географическое положение, Приморский край может при использовании возобновляемых ресурсов моря создать уникальную базу для устойчивого развития региона. Уверенность в этом — отправная точка проекта по созданию сети морских биотехнологических кластеров, биотехнопарков. Над реализацией этого начинания Сергей Масленников и его коллеги работают уже около полутора десятилетий. В проекте участвуют Институт биологии моря и Дальневосточный федеральный университет.


Сергей Масленников. Фото: Фотоархив РИА PrimaMedia

— Основным препятствием для развития прибрежной зоны служит неоправданная централизация и монополизм в регулировании доступа к ресурсам, в первую очередь, к прибрежной морской акватории. Пагубность данной политики мы наблюдаем вот уже 25 лет. Сельскохозяйственная по сути прибрежная марикультура управляется федеральной структурой, Росрыболовством. Необходимо передать все управление как морской, так и пресноводной аквакультурой на местный уровень и провести демонополизацию исследований в этой области, — убежден г-н Масленников.

По его словам, потенциальные "инвесторы [в морской биотехнопарк — прим Sk.ru] стоят в очереди и ждут, когда все будет готово". В настоящий момент подготовлено технико-экономическое обоснование для создания крупных проектов по морской аквакультуре в прибрежных водах российского Дальнего Востока. Результаты представлены на многих площадках, в том числе на Восточном экономическом форуме.

Морской биотехнопарк направлен на получение высокоценного биологического сырья, его комплексную переработку и комплексное же управление акваторией, поясняет ученый. Сеть биотехнопарков сможет дать новые точки роста для развития прибрежной экономики и закрепления населения на территориях Дальнего Востока. Производственный потенциал территорий и акваторий позволяет выйти на объемы порядка 3 млн. тонн продукции в год (морского биологического сырья, беспозвоночных и водорослей) и создания порядка 1 млн. рабочих мест, подсчитали идеологи проекта.

Из всех направлений аквакультуры производство морской продукции является самым выгодным бизнесом; по генерируемой прибыли марикультура вполне может конкурировать с микроэлектроникой.

— Марикультура является одной из динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Кроме растущего населения и ста­билизации мировой добычи рыбы этому способствует высокое ка­чество морских организмов как продуктов питания. В отличие от продуктов питания наземного происхождения у большинства мо­репродуктов отсутствуют так называемые потребительские риски (коровье бешенство, ящур, птичий грипп и т.д.). Продукция из морских организмов содержит полноценные, но легко усваиваемые белки, богатые микроэлементами и необходимыми жирными кислотами, в то же время свободными от холестерина. Все это способствует повышенному спросу на морепродукты со стороны потребителей и, как следс­твие, развитию производства. Так, после лососевого бума в развитых странах произошел всплеск интереса к мидиям, когда за несколько лет потребление культивируемых организмов возросло в разы.

Мировой рынок морепродуктов Сергей Масленников оценивает в 170 млрд долларов в год; Россия — далеко на задворках этого рынка. "Мы говорим, что РФ — великая морская держава. Это не совсем так. Дошли до того, что, на полках наших магазинов сегодня можно встретить консервированную мидию зарубежного производства, но только не ту, что водится в наших водах, которую мы сами можем в больших объемах выращивать. По сути, мы много лет дарим добавочную стоимость кому угодно, вместо того, чтобы производить, перерабатывать и зарабатывать самим. Великая морская держава — наш сосед Китай, который ежегодно получает путем аквакультуры и прибрежного рыболовства до 50 млн. тонн гидробионтов. Это более чем в десять раз превыша­ет все рыболовство и аквакультуру России вместе взятые. Масштабы хозяйств марикультуры и пресноводной аквакультуры в Китае столь значительны, что легко различимы на космических снимках территории и прибрежной акватории КНР. В последнем тезисе легко убедиться с помощью сервиса Google Earth". Отчасти это обусловлено исторически: развитие аквакультуры в древнем Китае было неразрывно связано с рисоводством. Кроме КНР марикультуру активно развивают в той или иной степени все страны Восточной Азии (Вьетнам, Корея, Япония, Малайзия, Таиланд и др.). На Восточную Азию приходится более 90% мировой аквакультуры. У России есть все предпосылки, чтобы занять в этом списке достойное место, убежден Сергей Масленников.

— Все морские акватории у российского побережья Японского моря и юга Охотского моря находятся в благоприятных климатических условиях для культивирования и воспроизводства наиболее дорогостоящих на внутреннем и внешнем рынках промысловых гидробионтов,  — говорит биолог. — Список объектов разведения и воспроизводства можно представить следующим образом: двустворчатые моллюски (гребешки, мидии, устрица, анадара, спизула), иглокожие (морские ежи и голотурии), ракообразные (промысловые крабы, крабоиды, шримсы, чилимы, рак-богомол) и макрофиты. Наиболее популярные виды, для которых отработаны технологии разведения и воспроизводства, это приморский гребешок, тихоокеанская мидия, гигантская устрица, морская капуста.

Два вида, приморский гребешок и гигантская устрица, входят в десятку мировых лидеров по культивированию моллюсков. Дальневосточный трепанг и камчатский краб являются одними из самых дорогих промысловых видов беспозвоночных. Морская капуста ламинария японская – это самый высокопродуктивный вид растений из разводимых на Земле. Урожай ламинарии японской достигает 200-300 тонн сырой массы с гектара, что соответствует 50–65 тоннам сухой массы. По данным ФАО, объемы промышленного культивирования ламинарии японской в мире превышают 4,5 млн тонн в год. Таким образом, можно сказать, что прибрежные акватории дальневосточных морей России имеют исключительно выгодный набор видов для культивирования и воспроизводства".

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Фонд "Сколково" развернет Startup Village by THE SEA во Владивостоке

Как это было: Startup Tour-2016 накрыл Владивосток волной инноваций

"Сколково" во Владивостоке станет мостом между российской экосистемой и Азией – Сапрыкин

Смотрите полную версию на сайте >>>