1 октября. Срок жизни Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева насчитывает уже 134 года. А если учитывать еще шесть лет, что он существовал в виде музея Общества изучения Амурского края, то получается уже 140 лет. Кто бы мог подумать, что идея создания музея в городе, который на тот момент существовал чуть более четверти века, окажется столь жизнеспособной и даст такие плоды.
Сегодня Музей им. Арсеньева находится в федеральном статусе, имеет три филиала во Владивостоке и еще пять в разных районах края. Очерк о том, как он зарождался, рос, менялся, и о чем он рассказывал жителям города и края, предлагает читателям ИА PrimaMedia. В нем использованы материалы самого музея, а также исследователей местного музейного дела.
Датой открытия Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева для посетителей стало 30 сентября 1890 года. А вот основан он был еще раньше — в 1884 году как музей Общества изучения Амурского края.
В декабре 1883 года флотский механик Александр Михайлович Устинов в газете "Владивосток" предложил создать в городе, которому еще не исполнилось и четверти века, музей.
Среди тех, кто первыми откликнулся на эту идею, понимая перспективы научных исследований экономического потенциала края, были заведующий Переселенческим управлением Южно-Уссурийского края Ф. Ф. Буссе, преподаватель мужской гимназии В. П. Маргаритов, полковник Генерального штаба И. А. Надаров, прокурор И. А. Бушуев, а также купцы и предприниматели: Ю. И. Бриннер, М. И. Янковский, М. Г. Шевелев, В. П. Бабинцев, братья Пьянковы, А. Д. Старцев.
Старожилы Владивостока. Фото: предоставлено Приморским государственным музеем им. В.К. Арсеньева
Музей стал отправной точкой для создания и осуществления деятельности первого научного общества на Тихоокеанском побережье России — Общества изучения Амурского края (ОИАК). 18 апреля 1884 года военный губернатор Владивостока Александр Федорович Фельдгаузен утвердил устав Общества, главной целью которого являлось:
"…всестороннее изучение реки Амур, русского побережья Восточного океана и сопредельных местностей и ознакомление с ними посредством собрания коллекций и разных сведений по всем отраслям естествознания, географии, этнографии и археологии и научной разработки собранных материалов, равно посредством составления библиотеки из сочинений об указанном крае, не ограничиваясь какой-либо специальностью."
Здание музея ОИАК. Фото: предоставлено Приморским государственным музеем им. В.К. Арсеньева
Первым председателем Общества изучения Амурского края был избран Федор Буссе, первым заведующим музеем стал Василий Маргаритов. Именно с его именем связаны важнейшие поступления в фонды музея — первые коллекции по археологии и этнографии.
Собранные им коллекции предметов материальной и духовной культуры коренных народов Приморья до сих пор составляют золотой фонд музейного собрания: домашняя утварь, орудия охоты и рыбной ловли, предметы культового назначения, одежда.
Деятельность общества была неразрывно связана с развитием музейных фондов, проводились исследовательские экспедиции широкого профиля, сбор экспонатов, формирование уникального архива и библиотеки.
Поскольку сам музей долгое время не имел отдельного здания, а коллекция росла, ее надо было где-то хранить. Для этой цели директор гимназии Г. Д. Мазинг предоставил комнату в учебном заведении.
Закладка здания музея. Фото: предоставлено Приморским государственным музеем им. В.К. Арсеньева
30 июня 1888 года состоялась закладка здания музея, которое ныне располагается на улице Петра Великого. Преосвященный Гурий, епископ камчатский и благовещенский отслужил молебен, освятил место закладки здания, в основании которого была уложена серебряная доска с памятной надписью. А великий князь Александр Михайлович, ставший покровителем Общества изучения Амурского края, торжественно поместил ее в подготовленное углубление в камне, залил раствором извести и закрыл другим камнем.
Сам музей строился буквально "всем миром", поэтому начало стройки и еще больше — ее окончание, стало одним из важнейших событий в жизни молодого города. Ведь специально для сбора средств на строительство здания, была организована выставка художественных произведений из частных коллекций, давшая 521 рубль. Для этой же цели в театре "Золотой Рог" господином Беляевым были поставлены любительские спектакли, сбор средств от которых пошел также на постройку здания для музея.
Проект был разработан инженером Кириллом Григорьевичем Сергиенко. Первая газета города "Владивосток" в период с 1885 по 1890 год регулярно сообщала о ходе сбора денежных средств на строительство музея:
"Господин М. И. Янковский пожертвовал на нужды строительства лошадь,
господин В. П. Бабинцев — 500 рублей,
господин М. К. Федоров — 100 штук тесу,
господин И. М. Лангелитье — 20 бочек цемента и 10 ящиков стекла,
господин О. В. Линдгольм сделал скидку на поставленный кирпич до 700 рублей".
Наконец, 30 сентября 1890 года, музей был открыт для публики. Построенный на общественные деньги, он стал первым музеем на всем Дальнем Востоке. Отцы-основатели активно передавали в музей свои коллекции по археологии, этнографии, ботанике, которые успевали собирать здесь за время, отведенное им для службы на Дальнем Востоке.
Именно эту дату Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Арсеньева (современное название музея ОИАК) отмечает как дату своего рождения. К моменту открытия фонды музея насчитывали более 1 тысячи экспонатов.
В 1891 году музей ОИАК открывает свою первую выставку, на которой были представлены коллекции птиц и животных. В 1893 году ее сменила этнографическая выставка. Еще через пару лет создается первая стационарная экспозиция о природе края. Коллекция музея стрмительно росла, и вот уже новопостроенное здание становится для него тесным.
Степан Осипович Макаров (1-й справа) в музее ОИАК 1895 год. Фото: предоставлено Приморским государственным музеем им. В.К. Арсеньева
С 1896 года своеобразным выставочным залом стал сквер у здания музея: здесь был устроен ботанический сад с 40 видами древесных и кустарниковых пород флоры окрестностей Владивостока. Дважды, в 1902 и 1908 годах, делались пристройки к основному зданию, что позволило в два раза увеличить площадь музея. Деньги снова собирали "всем миром". В 1905 году в здание провели электричество, а в 1910 — паровое отопление.
Очень скоро после своего основания музей начинает участвовать в краевых, общероссийских и международных выставках. В 1891 году коллекция по этнографии орочей и археологическая коллекция с неолитической стоянки на реке Сидеми экспонировались перед участниками Международного археолого-антропологического и зоологического научного конгресса в Москве.
В 1899 году коллекция "пьяного хлеба" удостоилась золотой медали Сельскохозяйственной и промышленной выставки в Хабаровске. В 1900 году музей участвовал в выставке Русского отдела Всемирной парижской выставки, где его коллекции по этнографии малых народностей были признаны уникальными и удостоились двух бронзовых медалей.
Гимназистки в здании музея ОИАК. Фото: предоставлено Приморским государственным музеем им. В.К. Арсеньева
Средняя посещаемость музея составляла в дореволюционный период 1,5 тысячи человек в год. К 1916 году в музее ОИАК было собрано более 15 тысяч предметов.
К тому времени владивостокский музей имел отделы: этнографический, древностей Амурского и Уссурийского краев, тюремный, переселенческий и отдельных предметов, геологический (с петрографическим и минералогическим подотделами), зоологический (с подотделами морских животных, ракообразных, насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих), научные коллекции по орнитологии и морской фауне.
С началом первой мировой войны работа музеев начинает встречать препятствия. Так, владивостокскому музею предписывалось в марте 1915 года освободить помещение, которое планировалось переоборудовать для размещения военнопленных. С начала войны постоянно росли цены, и очередной их взлет, который пришелся и на 1917 год, сильно ударил и по музеям.
С 1918 по 1921 годы музей дважды реквизировали, из-за чего в этот период он не принимал посетителей: в декабре 1918 года здание заняла французская военная миссия, а в 1919–1920 годах здесь расположилось Управление снабжением и продовольствием Временного правительства Колчака.
Тем не менее, музею удавалось даже в этих условиях вести научную деятельность и поддерживать свою репутацию научного учреждения. Ученые из европейской части страны, приезжавшие на Дальний Восток, часто выбирали владивостокский музей местом проведения научных исследований.
Сложный процесс установления Советской власти на Дальнем Востоке России, затягивание гражданской войны привели к тому, что новая власть добралась до музея только в 1923 году. Хотя еще в 1918 году Дальневосточный комитет Советов и самоуправлений издал приказ об охране народного имущества.
В соответствии с ним все музеи Дальнего Востока национализировались и передавались в ведение комиссариата народного просвещения Дальневосточного комитета Советов и самоуправлений. Но с приходом к власти правительства Колчака эти начинания были приостановлены, документы Советской власти в области музейного дела на территории Дальнего Востока не реализовывались.
Таким образом, только с окончанием Гражданской войны и вхождением ДВР в состав РСФСР начинается советский этап развития музейного дела в регионе.
Главной задачей стало сохранение музейной сети, созданной до революции. Музеи растеряли свои кадры. Кто-то умер в эпидемиях и от голода, кто-то эмигрировал. Дореволюционный источник средств — пожертвования меценатов — был теперь ликвидирован, а государство средств не имело, что сказывалось на финансировании даже крупных собраний в европейской части, не говоря уже о провинциальных музеях.
В ноябре 1923 году на совещании в Наркомпросе принимается решение в связи с особой ролью музея ОИАК во Владивостоке выделить его из состава Общества изучения Амурского края и Русского географического общества и передать на финансирование из государственного бюджета. Однако только 17 февраля 1925 года музей был выведен из состава общества и переименован во Владивостокский государственный областной музей.
В то же время в 1920-х годах основное понимание того, зачем новой власти нужен музей, сформировалось. Музей рассматривали, прежде всего, как культурно-просветительское учреждение, в дальнейшем эта тенденция только усиливалась. Тем не менее, старые традиции продолжали жить, их поддерживало и новое поколение музейных работников. В середине 1920-х годов восстанавливаются направления научной работы и формируются новые, восстанавливается экспедиционная работа.
Просветительская выставка. Фото: предоставлено Приморским государственным музеем им. В.К. Арсеньева
Это вело к существенному пополнению фондов Владивостокского областного музея, особенно коллекций по природе края. Несмотря на совершенно иные социальные условия, частные лица и участники научных экспедиций продолжали передавать музею коллекции. К концу 1920-х годов фонды музея выросли до 21 197 единиц хранения.
В 1925 году музей, как и музеи всей страны в целом, получил распоряжение отразить в экспозиции 20-летие I русской революции. Совместно с Дальистпартом музеи вели работу по выявлению памятных мест, документов по истории партии и революции, гражданской войны. Эта работа при всех недостатках идеологизированного подхода, тем не менее, привела к активизации краеведческой работы и расширению круга ее участников.
Рубеж 1920–1930-х годах стал временем утверждения взгляда на музей как на одного из участников строительства социализма.
Названия постановлений Главнауки 1929 года говорят сами за себя: "Об участии музеев по поднятию урожайности", "Об участии музеев в антипасхальной кампании", "Об участии музеев в соцсоревновании", "Об участии музеев в избирательной кампании". Музей превращается в учреждение, обслуживающее нужды партии и государства.
Уголок коммунизма. Фото: предоставлено Приморским государственным музеем им. В.К. Арсеньева
В феврале 1938 года во Владивостокском музее открывается вводная экспозиция. На ее базе читались антирелигиозные лекции. Тогда же музей в очередной раз сменил название на Приморский краевой краеведческий музей.
В 1931 году была открыта выставка "Русская и иностранная живопись", на которой экспонировалось 200 работ мастеров зарубежного и русского искусства XVI –XX веков. В том же году издается и первый путеводитель по художественному отделу Владивостокского краевого государственного музея. Впоследствии выставки из его фондов становятся ежегодными.
1940-е годы не принесли каких-то значительных изменений. Великая Отечественная война меньше затронула дальневосточные музеи, ведь они находились достаточно далеко от театра военных действий до августа 1945 года. Да и после начала войны с Японией боевые действия никогда не велись на территории края.
4 сентября 1945 года решением Краевого Совета депутатов Приморскому краеведческому музею присваивается имя В.К. Арсеньева, которое он носит и поныне. В 1951 году начинается паспортизация его фондов.
Музей в 1950 годы. Фото: предоставлено Приморским государственным музеем им. В.К. Арсеньева
Как и в целом по стране, после войны в Приморье начинается музеефикация объектов, связанных с историей Второй мировой и Великой Отечественной войн. В этот период и в музее им. Арсеньева появляются военные экспозиции. Послевоенный период в основном характеризуется значительным увеличением числа разных общественных музеев, среди которых музей им. Арсеньева оставался наиболее крупным и передовым.
Во время переворота в начале 1990-х годов, количество общественных музеев, которые активно создавались в последние 30 лет, серьезно сократилось. На 1 января 1991 ода их было в Приморском крае 154, а уже через три года — только 103. И для многих музеев вопрос о самосохранении решался через вхождение в музейное объединение во главе с музеем им. В.К. Арсеньева.
На сегодняшний день в объединение входит девять музеев: головной — Приморский объединенный музей им. В.К. Арсеньева и восемь филиалов, из которых три — во Владивостоке (Международно-выставочный центр, Мемориальный дом-музей В.К. Арсеньева, Дом-музей семьи Сухановых), пять — в крае (Музеи истории городов Арсеньева, Дальнереченска, Лесозаводска, Партизанска и Литературно-художественный музей А.А. Фадеева в селе Чугуевка).
Музей В.К. Арсеньева сохранил положение главного методического центра в музейной работе края. Музей В.К. Арсеньева разрабатывает новые системы работы, в том числе с детьми. Научно-просветительский отдел разработал программы "Здравствуй, музей", "В гостях у коренных жителей края" и др.
В экспозиции появляется часть, в которой активно задействован посетитель, где ему разрешается трогать музейные предметы, можно научиться изготавливать их самому. По этому принципу работает фольклорно-этнографическая лаборатория "Славянский Дом", при которой работают фольклорный ансамбль "Традиция", детский фольклорный ансамбль "Лутоня", лаборатория традиционных технологий".
В 1990-е годы расширяются международные связи музея им. В.К. Арсеньева, также была осуществлена масса совместных проектов: "Традиционная японская керамика", "Искусство аборигенов Австралии", "Корейский фарфор", "Воздушные змеи и волчки" (Япония), "На перекрестках континентов" (совместно с музеями России и США) и др.
Пережив революцию, интервенцию, Вторую мировую войну, закрытие Владивостока, музей занял одно из ведущих мест в культурной жизни города и края. До 1980–х годов он располагался в здании на старинной улице Петра Великого, в доме номер 6, в двух шагах от центральной улицы и в трех от бухты Золотой Рог.